Учитель барнаульской школы N 1 получил срок за угрозу убийством своего управдома
17 сентября 2009, 15:01, ИА Амител
Учитель барнаульской школы N 1 получил срок за угрозу убийством своего управдома. Конфликт разгорелся на пустом месте: в целях, так сказать, экономии электроэнергии домком попросила его погасить лампочку у подъезда, а педагог посчитал замечание неуместным и оскорбительным. За пазухой у него был "железный аргумент" - газовый пистолет ИЖ-79 калибра 8 миллиметров. Подробности сообщает корреспондент "Алтайской правды" Вадим Кулешов.
Не по законам физики
Дело учителя физики средней образовательной школы N 1 Барнаула Анатолия Шишкина на разных стадиях рассматривалось без малого полтора года. В конце концов коллегия краевого суда оставила без изменений решения мирового судьи, а потом и Центрального районного суда, приговорив педагога к девяти месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на один год. Поводом для возбуждения уголовного дела послужило заявление управляющей домом по улице Короленко, 3 Ирины Капустиной,которая утверждала, что школьный учитель угрожал ей оружием. После встречи с педагогом испуганную женщину пришлось приводить в чувства врачам скорой помощи.
Как установило следствие, Анатолий Шишкин 3 января прошлого года вышел из квартиры погулять с собакой и включил на площадке у подъезда уличное освещение. Ирина Капустина сделала собаководу замечание. В половине пятого дня на улице еще светло, зачем жечь свет попусту? Тем более что накануне в доме был установлен электрический счетчик общего пользования для уличного, подъездного и подвального освещения. Разговора не получилось. Ирина Капустина сначала через окно поговорила с матерью Анатолия Шишкина, а спустя время зашла в злополучный подъезд, чтобы попроведовать больную соседку... и заодно выключить в тамбуре свет. Здесь-то все и началось...
- Как только я щелкнула выключателем, Шишкин начал меня оскорблять, - рассказывает Ирина Капустина. - Да так, что уши заворачивались! Как все нормальные люди, я возмутилась: почему он позволяет себе так грубо со мной разговаривать? После перепалки он схватил меня за рукав и стал выталкивать из подъезда, приговаривая, что сейчас будет убивать. Все закончилось тем, что он достал из-за пазухи газовый пистолет и приставил его к моей голове. После того как я закричала, он убрал оружие и вышел из подъезда.
Перепуганная до смерти Ирина Капустина побежала по лестнице и на площадке между этажами столкнулась с другой пенсионеркой из этого подъезда. Она все видела, потом давала показания в суде, рассказывая в красках, как от страха прижалась к батарее и ждала, когда все это закончится.
Понятно, что у подсудимого была своя версия произошедшего. Со стороны Шишкина свидетелями выступили его мать и одна из соседок, внук которой учился в той же самой школе, где он преподает. Но это, как говорится, к слову. Мать Шишкина на протяжении долгих лет является директором первой барнаульской школы.
Свидетели ответчика заявили, что ничего подобного не было, Капустиной пистолетом никто не угрожал, а ругательства сыпались опять же со стороны "нерадивого" домкома. А о том, что у ее обидчика имеется оружие, управдом якобы узнала от своего мужа, которому Шишкин в свое время его показывал. Только вот потерпевшая при опознании узнала тот самый ИЖ, милиционеры его потом конфисковали и уничтожили.
Пока Капустина бегала по судам, Анатолий Шишкин написал заявление в управляющую компанию с просьбой снять с должности Ирину Капустину, под чем подписались около десяти человек. Причем не все они оказались жильцами этого дома. В ответ больше половины жильцов стоквартирного дома провели собрание и написали встречное обращение в защиту Капустиной. Учитель в свою очередь написал на истца характеристику (понятно, что далеко не лестную), которую принес дознавателю, чтобы тот подшил ее к уголовному делу. За всеми этими житейскими "разборками" педагог продолжал преподавать в школе. Естественно, уже после оглашения обвинительного приговора.
Парадокс. И как с ним бороться?
Такого в Алтайском крае до сих пор еще не было. Судимый человек, пусть даже условно, угрожавший оружием женщине, работает с детьми. И парадокс как раз заключается в том, что уголовное право не запрещает ему заниматься педагогической деятельностью. Если бы он совершил преступление в отношении детей - тогда другое дело. Наличие судимости вовсе не является показателем профессиональной непригодности педагога. Учитель может быть кем угодно, главное - оставаться хорошим педагогом.
- В этом случае закон не запрещает ему продолжать работу с детьми, - так прокомментировали ситуацию в ГУВД края. - Суд выносит основное наказание (арест, лишение свободы, лишение свободы условно) и дополнительное (лишение специального звания, запрет заниматься определенным видом деятельности и тому подобное). Если нет такого решения, то можно говорить только об этической стороне вопроса.
В нашем же случае кроме условного наказания суд обязал Шишкина не менять постоянного места жительства без уведомления и раз в месяц приходить для регистрации в специальный государственный орган. Суд обязал также взыскать с педагога 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда в пользу домкома. И все. Эти деньги он выплатил и продолжал ходить на работу.
- Я же до сих пор не могу прийти в себя, - вздыхает Ирина Робертовна. -У меня подскочило давление, произошел гипертонический криз. И все-таки я бы, наверное, не стала доводить дело до суда, если бы мой обидчик попросил прощения. Всякое бывает в этой жизни, но ведь он стал делать все, чтобы мне еще больше насолить. Удивляет и позиция его мамы - директора школы, которая за своей подписью написала в суд положительную характеристику на сына...
Показания матери Шишкина суд оценил критически, как направленные на освобождение от уголовной ответственности близкого родственника. Тем не менее положительные характеристики и другие смягчающие наказание обстоятельства учел при вынесении условного приговора.
Урок для всех
На запрос "Алтайской правды" комитет по образованию Барнаула ответил спустя неделю. Заместитель председателя по учебно-воспитательной и организационной работе Елена Мищенко сообщила, что с Анатолием Шишкиным состоялся обстоятельный разговор, после которого он написал заявление об увольнении по собственному желанию. По сути, это был единственный вариант расстаться, что называется, "полюбовно". Иначе по каким статьям его можно бы было уволить?
- В системе образования этот педагог работать точно не будет, - заявила Елена Мищенко. - По директору школы N 1 вопрос остается открытым, и мы его обязательно будем решать. Нельзя было доводить ситуацию до судов и вообще нужно сразу реагировать на подобные проблемы. Я считаю, что осужденный не имеет морального права работать с детьми. Действия, вернее, бездействие директора школы мне трудно комментировать - у всех женщин есть материнское чувство.
Приговор коллегии краевого суда вступил в законную силу, однако Анатолий Шишкин имеет право обжаловать его в Верховном суде.
Комментарии 0