Владислав Жуковский: в России идет скрытое повышение пенсионного возраста, а бедные платят за богатых
пенсионный тупик
08 августа 2013, 08:35, ИА Амител
Правительство действует в лучших традициях 90-х, - об этом пишет Владислав Жуковский на nakanune.ru.
Еще в 2012г. глава правительства Дмитрий Медведев был вынужден признаться в том, что пенсионная реформа, затеянная в 2004г., по сути дела провалилась. Однако весьма показательно, что, в силу политической целесообразности и личной неприязни в правительстве крайним сделали впавшего в немилость Медведеву экс-министра финансов Алексея Кудрина, ни слова не сказав о том, что в разработке и реализации указанной провальной реформы принимали участие многие высокопоставленные сотрудники кабинета министров и консультирующие их эксперты.
Другими словами, реального разбора полётов так и не произошло, виновных искать "вверху" так и не стали, организационных выводов и кадровых решений не последовало, а те экономисты и чиновники, которые с блеском провалили пенсионную реформу 2004-2012гг., теперь привлечены к разработке очередной версии этого документа. Притом что независимые экономисты, представители оппозиционных партий (по крайней мере, КПРФ и "Справедливой России"), учёные РАН буквально на пальцах и с цифрами в руках демонстрировали неадекватность и несостоятельность затеянной либеральным правительством реформы.
Неудивительно, что она провалилась, так и не сумев решить ни одну из поставленных задач: вместо бездефицитного Пенсионного фонда мы имеем безудержно разрастающийся дефицит ПФР, который уже превысил отметку в 1,73 трлн руб.; вместо накопительной части пенсий и повышения стимулов к самостоятельному сбережению средств на пенсию мы видим отказ от программы софинансирования добровольных пенсионных отчислений и урезание с 6 до 2% накопительной части пенсионных отчислений; вместо обещанного повышения уровня жизни пенсионеров и увеличения коэффициента замещения трудовых доходов до 40% мы видим его станцию на отметке в 36-37% в среднем по России с ожидаемым снижением до 26% в ближайшие годы.
По сути дела, правительственные "реформаторы" умудрились в результате своих реформ вернуться туда, откуда ушли десять лет назад, когда начиналась пенсионная реформа – в начале 2000-х годов средний размер пенсии составлял 25-26% от величины заработной платы. Да, с формальной точки зрения ситуация может показаться благоприятной – в целом ряде депрессивных регионов России в силу низкого уровня оплаты труда, который составляет не более 60-80% от среднего показателя по России (15-20 тыс. руб.), коэффициент замещения может достигать отметки в 50-70%. Однако это обусловлено исключительно тем, что заработные платы в большинстве таких регионов не имеют никакого отношения к реальной стоимости жизни и практически несовместимы с нормальным существованием человека.
Не стоит радоваться и широко разрекламированному в приближенных к власти СМИ росту коэффициента замещения выпадающих трудовых доходов в бюджетной сфере – среди учителей, врачей, преподавателей, научных сотрудников, военных и т.д. Практически целиком и полностью этот феномен также обусловлен крайне низкими заработными платами, которые автоматически завышают относительный размер пенсионный выплат. Согласно официальным оценкам Росстата, по состоянию на первое полугодие 2013г. при средней заработной плате по России в размере 29,7 тыс. руб. в сельском хозяйстве оклады не превышают 15,6 тыс. (50% от среднего уровня по экономике России), в текстильной и швейной промышленности –13,2 тыс. (45%), в производстве кожи – 13,8 тыс. (49%), обработке древесины – 16,5 тыс. (56%), в розничной торговле - 19,2 тыс. (67%), в ресторанно-гостиничном комплексе – 18,7 (64%), в системе образования – 24,4 тыс. (76%), а в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 25,2 тыс. рублей (78%).
Скрытое повышение пенсионного возраста
Стоит сказать, что вместо обещанного чиновниками под рассуждения о "социальной ответственности государства" сохранения в неприкосновенности пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) происходит скрытое повышение сроков выхода на пенсию через увязывание размера пенсий с трудовым стажем. Минимальный трудовой стаж подлежит повышению с 5 до 15 лет - в противном случае можно будет забыть даже про минимальную, т.е. страховую часть пенсии в размере 3610 руб.
Именно с этой целью, насколько можно судить, и вводится пресловутая пенсионная формула 20-40-20-40, согласно которой для того, чтобы в течение 20 лет после достижения пенсионного возраста гражданин России имел возможность получать пенсию в размере 40% от утраченного трудового заработка, необходимо, чтобы он в течение 40 лет своей активной трудовой деятельности осуществлял отчисление 20% от величины своей заработной платы.
Однако, во-первых, мужчины в России не живут до 80 лет, а женщины не всегда доживают до 75 лет. Согласно официальным оценкам Росстата, даже ожидаемая (а не фактическая, которая ещё ниже) продолжительность жизни граждан России составляет 69,8 лет – 64 года у мужчин и 75,6 лет у женщин. По отношению к мужской части населения правительственные прогнозы выглядят откровенной глупостью и попыткой выдать желаемое за действительное. За счёт увеличения срока на дожитии с 19 до 20-21 года и растягивания времени выплаты пенсий в правительстве планируют сократить бремя расходов Пенсионного фонда и федерального бюджета в совокупности, как минимум, на 10-15%.
Во-вторых, 40% коэффициент замещения выпадающих трудовых доходов пенсионными выплатам никому из граждан России не гарантирован и является недосягаемой планкой для подавляющего большинства граждан России. По крайней мере, как минимум, для 70% россиян с трудовыми доходами менее 24,5 тыс. руб. эта планка станет недостижимой мечтой совершенно точно. Для того, чтобы получить хотя бы теоретическую и крайне призрачную возможность обеспечить себе пенсионный доход в размере 40% от размера оплаты труда, требуется иметь трудовой стаж не менее 40 лет. Т.е. предполагается, что женщины должны начать трудовую деятельность в 15 лет, не получив даже среднего образования, а мужчины в 20 лет, не окончив университет.
Если же проработать удастся 30-35 лет, то размер пенсии не превысит 30-32% от заработной платы. Если же трудовой стаж составит 25-30 лет (многие работники в северных районах больше и не работают), то коэффициент замещения окажется ниже 25%. При трудовом стаже менее 15 лет по какой-то неведомой причине вне зависимости от того, выплачивал ли его работодатель социальные взносы во внебюджетные фонды в размере 30% от фонда оплаты труда, гражданину России не светит вообще никакая пенсия.
Наряду с этим складывается парадоксальная ситуация – мало того, что Россия де-факто является единственной крупной экономикой в мире, где на практике реализуется регрессивная шкала налогообложения и бедные платят за богатых (в силу потолочных порогов отсечений), так ещё и размер пенсий будет зависеть от величины заработной платы. Чем больше заработная плата, тем больше будет размер пенсии на старости. А существующий потолок весьма условен – сегодня это 47 тысяч рублей в месяц - 1,6 от средней зарплаты. Чиновники хотят поднять этот коэффициент до 2,3.
Однако в ситуации, когда у 85% россиян трудовые доходы не дотягивают до 45 тыс. рублей, а у 50% россиян они ниже 17 тыс. руб., все эти инициативы являются совершенно бессмысленными. Это "мёртвому припарки" - в очередной раз мы видим попытки правительства помочь наиболее состоятельной части общества – чиновникам, руководству госкомпаний и госбанков, а также бизнесменам, позабыв про подавляющую часть населения России, которым не светит никакой достойной жизни на пенсии.
Бедные по-прежнему платят за богатых
Основной порок российской пенсионной системы состоит в том, что в России по сути дела вместо прогрессивной или плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц и социальных платежей по факту применяется регрессивная шкала – т.е. бедные платят за богатых, финансируя безбедное существование 20% россиян, в чьих руках сконцентрирована практически половина всех доходов граждан России (реально с учётом скрытых доходов свыше 75-80%). Стоит напомнить, что верхняя планка заработков, после которой размер страховых взносов многократно уменьшаются, составляет 512 тыс. руб.
Пока заработок работника не достиг этой суммы, работодатель отчисляет за него в ПФР 22% - 16% на страховую часть пенсий и текущее затыкание дыр в Пенсионном фонде, а 6% в накопительную часть. Как только годовой заработок превысил эту сумму, размер социальных взносов снижается до 10% - это в чистом виде скрытая, завуалированная и латентная регрессивная шкала. Для 80% россиян реальная нагрузка на фонд оплаты труда не опускается ниже 43% - 13% в виде НДФЛ и 30% в виде социальных взносов (22% в ПФР, 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% в Фонд социального страхования).
А у 10-15% наиболее обеспеченных россиян, нашедших себе место в рамках деиндустриализированной и дезинтегрированной "экономики трубы", за счёт потолка отсечений и использования дивидендных схем налоговое бремя не превышает 10-15%. Если использовать оффшорные юрисдикции, налоговые гавани и создавать фирмы-однодневки, то в принципе можно и вовсе не платить налоги в российскую бюджетную систему. Неудивительно, что в настоящий момент в России в полном объёме (22%) страховые взносы выплачивают лишь 49% работодателей - 51% пользуются разного рода льготами и преференциями, в результате чего и возникает гигантская дыра в Пенсионном Фонде, на латание которой решено перенаправить часть средств из накопительной части пенсий.
До тех пор, пока подавляющая часть наименее социально защищённых и материально обеспеченных россиян оплачивают дефицит Пенсионного фонда России, до тех пор масштабы этого дефицита будут неуклонно возрастать, требуя всё больший размер трансферта из федерального бюджета, отвлекая и без того скудные и усыхающие по мере структурно-технологической деградации экономики и спада в реальном секторе финансовые ресурсы от финансирования модернизации экономики, инфраструктуры, ЖКХ, науки, образования и высокотехнологичной промышленности.
Отказ от накопительной компоненты и вредных производств
Стоит сказать, что в правительстве с целью финансирования стремительно разрастающегося дефицита Пенсионного фонда принято решение в спешном порядке фактически отказаться от накопительной части пенсий, снизив норму отчислений в накопительную часть с 6 до 2% и подняв норму отчислений на страховую часть с 16 до 20%. Другими словами, одна из ключевых задач, ради которой в начале 2000-х годов Грефом, Кудриным, Набиуллиной и другими либеральными чиновниками и затевалась пенсионная реформа, оказалась нереализованной и проваленной.
При этом важно отдавать себе отчёт в том, что именно накопительная часть пенсии является наиболее стабильной и независимой от ситуации в экономике – если размер страховых выплат определяется наличием в государственном бюджете и ПФР средств для выплаты пенсий, то накопительная часть является именной, сохраняется за работающим гражданином вплоть до его выхода не пенсию и не зависит от того, будет ли у правительства желание осуществлять выплаты пенсионерам и будут ли для этих целей средства в бюджете. Более того, российские чиновники долгие годы утверждали, что накопительная часть пенсии повышает финансовую грамотность и ответственность работающего населения, создавая стимулы для производительной деятельности и повышения своих трудовых доходов. Теперь же в угоду острой необходимости затыкания дыр в Пенсионном фонде про эти благие пожелания "реформаторы" поспешили забыть.
Теперь предлагается снизить размер отчислений в накопительную часть пенсии с 6 до 2%, а те граждане, которые захотят оставить нынешнюю норму отчислений на их индивидуальный накопительный счёт, имеют возможность сделать это добровольно, написав письмо в ПФР до конца 2013г. Принимая во внимание замалчивание этой инициативы в СМИ и сравнительно низкий уровень осведомлённости и финансовой грамотности населения, запутавшегося в новациях правительственных чиновников и нескончаемом потоке реформ, воспользоваться этой возможностью смогут в лучшем случае 5-7% экономически активного населения России.
Весьма показательны попытки российских чиновников снизить бремя социальных расходов, которые рассматриваются в по-гайдаровски либеральном правительстве Медведева непроизводительными расходами и тяжким бременем, за счёт сокращения списка вредных производств (прежде всего счёт врачей, учителей, пожарных и т.д.). А также за счёт отказа от возможности досрочного выхода на пенсию при одновременном перекладывании бремени дополнительных выплат на плечи работодателей.
Отметим, что главным образом речь идёт о тех россиянах, которые заняты в металлургической, нефтехимической, угольной, горнорудной и прочих вредных для здоровья отраслях промышленности и видах деятельности.
Принимая во внимание масштабы концентрации и централизации олигархического капитала в этих наиболее высокорентабельных и доходных экспортоориентированных секторах экономики, а также колоссальную поддержку олигархов в высоких кабинетах властной вертикали, можно не сомневаться, что и без того хронические и злостные нарушения Трудового законодательства и норм охраны труда (аварии на шахтах Распадская и Юбилейная, к сожалению, это наглядно и недвусмысленно продемонстрировали) станут перманентными, и никаких повышенных пенсий, увеличения социальных выплат и досрочных выходов на пенсию не останется.
Опрос на ИА "Амител":
Комментарии 0