Дадут денег, объявят банкротом или продадут за рубеж? Варианты спасения АвтоВАЗа
16 октября 2009, 16:50, ИА Амител
Каково ближайшее будущее отечественного автопрома и планирует ли правительство РФ и дальше оказывать поддержку АвтоВАЗу, учитывая ранее высказанное недовольство руководства страны качеством продукции автопрома, - "Авто.Лента" с помощью экспертов попыталась представить возможные варианты развития отечественного автогиганта.
В последние дни появилось много новостей об отказе во всевозможных видах госпомощи "АвтоВАЗу". Так, в четверг стало известно, что Волжский автозавод не получит финансовой поддержки от Внешэкономбанка, а затем Герман Грефзаявил, что Сбербанк не согласен с предложением конвертировать долги Волжского автозавода в акции. Ранее, в среду, в газеты попало письмо замглавы Минпромторга Андрея Деменьтева,раскритиковавшего новый бизнес-план "АвтоВАЗа" и рекомендовавшего правительству не одобрять допэмиссию на сумму в 60 миллиардов рублей. Хотя, по мнению тольяттинцев, это единственный способ спасти завод от банкротства.
Однако, эксперты не верят в то, что государству надоело помогать Волжскому автозаводу. "Владимир Путин слишком дорожит своими социальными обещаниями, чтобы допустить дефолт на ВАЗе. Поэтому завод, скорее всего, и дальше будет в том или ином виде получать помощь из бюджета", - считает аналитик ИК "Цэрих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.
В итоге "Авто.Лента" опубликовала подборку возможных сценариев развития событий на Волжском автозаводе:
Дадут денег
Несмотря на то, что
госбанки отказываются помогать
Другой вариант – допэмиссия акций. Причем отказ Сбербанка принимать эти ценные бумаги в обмен на долги вовсе не означает, что их не купят другие госструктуры или госбанки. Еще можно выпустить облигации или предоставить предприятию госгарантии на реструктуризацию долгов.
Аналитик ИК "Финам"Константин Романов считает, что возможны и гибридные варианты, когда для части кредитов продлевается срок их погашения, а на оставшиеся долги выпускаются акции.
По словам того же Дементьева, похожую схему предлагает Внешэкономбанк. Минпромторг предлагает следующую схему: кредитовать "Автоваз" можно, но лишь на ту сумму, которую он точно сможет вернуть, а остальные средства привлечь за счет выпуска допэмиссии акций, причем непременно под государственные гарантии.
Банкротство
Теоретически, "АвтоВАЗ" уже сейчас может попросить у суда защиты от кредиторов – по информации газеты "Ведомости", на заводе нет денег даже для того, чтобы заплатить проценты по кредитам. Кроме того, согласно бизнес-плану тольяттинцев, к первому января 2010 года долг предприятия достигнет 76 миллиардов рублей, не считая 10 миллиардов, которые завод остается должен поставщикам.
Однако, согласно российскому законодательству, эта процедура предусматривает разные способы урегулирования отношений с кредиторами, включая и такие крайности, как примирение сторон или распродажа оборудования по частям на аукционе.
По мнению экспертов, оба эти варианта маловероятны. Скорее всего, если руководство "АвтоВАЗа" попросит защиты от кредиторов, финансовое оздоровление завода пройдет по "американской" схеме. То есть, долги завода будут оплачены из бюджета (опять госпомощь), после чего государство станет полноправным владельцем автогиганта. Именно так администрацияОбамы обанкротила крупнейшего мирового автопроизводителя General Motors.
Массовые увольнения
Одним из вариантов сокращения убытков АвтоВАЗа является массовое увольнение его сотрудников. Сейчас на заводе - 100-тысячный коллектив. Однако сократить столько людей, сколько нужно для выживания, у руководства Волжского автозавода пока не получается. Так, в сентябре было официально объявлено о готовящихся увольнениях 27 тысяч человек, но затем пресс-служба "АвтоВАЗа" официально опровергла эту цифру, и теперь с завода уходит лишь пять тысяч пенсионеров.
Продать иностранному автопроизводителю
В принципе, идея хорошая. По крайне мере, в этом случае за просчеты менеджмента "АвтоВАЗа" перестанем платить мы - простые налогоплательщики. С другой стороны, "частники" могут в любой момент уволить столько сотрудников завода, сколько захотят. Правда, после поездки премьер-министра Владимира Путина в Пикалево никто не может гарантировать, что в этом случае завод не будет национализирован обратно.
Да и крупные иностранные автопроизводители, которые сами с трудом пережили этот кризис, вряд ли кинутся покупать Волжский автозавод, пусть даже и за рубль. По крайней мере, руководство Renault-Nissan, которое уже вложило в завод миллиард долларов, спокойно отреагировало на угрозу возможной допэмиссии, которая размоет долю альянса в "АвтоВАЗе" с 25 до 6 процентов - французы не спешат вкладывать дополнительные средства в Волжский автозавод.
Эпилог
Ни один из изложенных вариантов развития событий не вызывает оптимизма ни у чиновников, ни у экспертов. И это не случайно – заложниками Волжского автозавода сейчас стали не только 100 тысяч "вазовцев" и еще 200-300 тысяч человек, которые получают зарплату лишь благодаря тому, что "АвтоВАЗ" еще жив, но и все остальные жители России, которые оплачивают долги неэффективного предприятия, исправно перечисляя налоги в казну.
Чьи интересы перевесят - пока не известно. Чиновники обещают, что следующий шаг по спасению "АвтоВАЗа" будет определен в начале ноября, после заседания антикризисной правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Но судя по тому, что
Шувалов уже запретил массовые увольнения
на "АвтоВАЗе", а предлагавший
сократить половину заводского штата
Дементьев эту идею уже поддерживает, у
завода есть все шансы получить еще один
солидный транш от государства. Возникает,
правда, вопрос: сколько месяцев на эти
деньги протянет 100-тысячный коллектив
Волжского автогиганта?
В новости использовано фото с сайтов www.hr-portal.ru, auto.finam.ru, www.ruvr.ru,
Последние ссылки по теме "Как помогают АвтоВАЗу":
По итогам I полугодия, чистый убыток АВТОВАЗа составил 19,6 млрд. руб.
По итогам I полугодия, чистый убыток АВТОВАЗа составил 19,6 млрд. руб. ...
Игорь Шувалов: у АВТОВАЗа есть хорошие перспективы
Игорь Шувалов: у АВТОВАЗа есть хорошие перспективы ...
"АвтоВАЗ" признался, что делает некачественные автомобили
"АвтоВАЗ" признался, что делает некачественные автомобили ...
Для спасения АвтоВАЗа нужны 70 млрд рублей
Для спасения АвтоВАЗа нужны 70 млрд рублей ... ... есть потенциал, чтобы развить АвтоВАЗ, особенно если Renault, Nissan (партнер концерна.— "Ъ") и АвтоВАЗ объединят усилия, чтобы обеспечить будущее предприятию",— сказал он.Но в ...
Государство поможет "АвтоВАЗу" и уволенным с него людям
Государство поможет "АвтоВАЗу" и уволенным с него людям ...
"АВТОВАЗ" создает антикризисный штаб
"АВТОВАЗ" создает антикризисный штаб ... ... в апреле 2009 года АВТОВАЗ утвердил антикризисную программу завода.
Работникам "АвтоВАЗа" вместо машин предложат делать игрушки
Работникам "АвтоВАЗа" вместо машин предложат делать игрушки ... ... что на ОАО "АвтоВАЗ" подписан приказ об увольнении 5 тысяч сотрудников компании, ...
"АвтоВАЗ" увольняет 5 тысяч сотрудников
"АвтоВАЗ" увольняет 5 тысяч сотрудников ...
АвтоВАЗ заехал в тупик - сокращения неизбежны
АвтоВАЗ заехал в тупик - сокращения неизбежны ...
Правительство России вновь готово помочь АВТОВАЗу
Правительство России вновь готово помочь
АВТОВАЗу ... ... Кроме того, в марте этого года было принято решение о
предоставлении ОАО "АВТОВАЗ" 25 млрд руб. из средств федерального бюджета.
Сбытом АвтоВАЗа занялась прокуратура
Сбытом АвтоВАЗа занялась прокуратура ... ...
Причинами проверки стали "публикации в СМИ о невозможности приобрести
товарные автомобили ООО АвтоВАЗ", говорится в письме прокуратуры Автозаводского района Тольятти, ...
Владимир Путин признал, что отечественный автопром не выдерживает никакой критики
Владимир Путин признал, что отечественный
автопром не выдерживает никакой критики ... ... Кроме того, в марте
этого года было принято решение о предоставлении ОАО "АвтоВАЗ" 25 млрд руб.
Комментарии 0