Минтранс поддержал создание черных списков авиапассажиров
18 июля 2012, 07:29, ИА Амител
У авиакомпаний будет особый публичный договор
"Правительство
РФ поддерживает предложения о формировании перевозчиками списков
пассажиров, совершивших на борту воздушного судна действия, угрожающие
безопасности полетов", – говорится в проекте отзыва. В текст
законопроекта "О внесении изменения в Воздушный кодекс РФ" предлагается
внести ряд уточнений – но без подробностей. В частности, предлагается
упорядочить список действий, которые могут привести в черный список,
процесс оформления нарушений, уведомления пассажира о внесении в список и
то, как пассажир сможет это обжаловать. Например, предлагается обязать
перевозчика оформлять и выдавать нарушающему порядок пассажиру
письменное предупреждение.
Главная юридическая сложность
введения нормы о черных списках состоит в том, что она противоречит
Гражданскому кодексу. "Согласно части 3 статьи 426 ГК, отказ
коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии
возможности предоставить услуги не допускается", – напоминают авторы
отзыва. Статью 426 ГК нужно поменять – и добавить туда для авиакомпаний
специальное исключение.
Списки публиковать не будут
Чтобы
составление "черных списков" не противоречило закону о персональных
данных, правительство рекомендует определить цель составления списков –
безопасность полетов – и отказаться от их опубликования. Еще до покупки
билета пассажира предлагается информировать, что авиакомпания имеет
право использовать его персональные данные в случае необходимости. Также
в правительстве считают, что необходимо дифференцировать тяжесть
нарушений, которые совершает пассажир, – то есть не включать в черные
списки за все нарушения. Кроме того, говорится в отзыве, нужно
проработать и обосновать срок, в течении которого авиакомпания сможет не
продавать билет "проштрафившемуся" пассажиру.
Ранее
законопроект о черных списках поддержали "Трансаэро", "Аэрофлот" и глава
Росавиации Александр Нерадько. Один из авторов законопроекта, депутат
от ЛДПР Ярослав Нилов в разговоре с "Известиями" отметил, что если закон
будет принципиально поддержан правительством, авторы готовы вносить в
него доработки. Он отметил, что авторы закона готовы пойти на уступки и
не прописывать право публиковать черные списки.
– Те пункты, которые предлагается доработать, по большей части носят юридический и технический характер, – говорит собеседник. – Что касается того, чтобы прописать порядок уведомление пассажира и право обжалования, в законе можно просто указать, что соответствующий подзаконный акт должен быть издан Министреством транспорта.
По словам Нилова, если
законопроект будет окончательно поддержан правительством, он может быть
рассмотрен в Думе уже в начале осени. "Сроков конкретных нет, но так как
он "на принятие", то желание принять его будет гораздо больше, чем если
бы правительство рекомендовало отклонить. Есть шанс, что в сентябре уже
будет рассмотрен", – отметил Нилов.
Исключение для авиакомпаний чревато, считают в ОЗПП
Председатель
Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков назвал "безобразием"
тот факт, что для авиакомпаний может быть внесено специальное исключение
в Гражданский кодекс. "Положения Гражданского кодекса о публичном
договоре – базовые. Если из этих положений делать исключения – то все
разъедется как по швам. Сейчас подарок мы делаем авиакомпаниям, потом
придут страховщики, потом банки", – отмечает Аншаков. По его словам,
"черные списки" могут быть инструментом для авиакомпаний, чтобы не
обслуживать "неудобных пассажиров" – тех, кто имеет юридический конфликт
с компанией или требует внимания.
– Есть определенная
категория пассажиров, которые авиакомпаниям не нравятся. Они, скажем,
права качают, в суды обращаются – не только дебоширы, которые хулиганят
на борту, – отмечает Михаил Аншаков, – Есть какие-то пассажиры, которых
не хотят перевозить... Есть, например, инвалиды, с которыми
авиакомпаниям не хочется связываться, потому что нужна инфраструктура и
обученный персонал, чтобы доставить инвалидов на борт.
Комментарии 0