Началась валютная война - рубль бьется с долларом?
19 октября 2012, 06:29, ИА Амител
Пока сильные мира сего пытаются растормошить свои экономики, развивающиеся страны кричат SOS. Для них слабый доллар - это удар по производству, ведь их национальные валюты будут дорожать, а импорт дешеветь. Центробанкам стран второго эшелона не остается ничего другого, как снижать ставки рефинансирования (процент, по которому ЦБ выдают кредиты банкам), чтобы удержать курс своей валюты.
О причинах валютных наступлений, опасности для России и возможных сценариях развития кризиса "Комсомолке" рассказал главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.
ПОДВИГ МЮНХГАУЗЕНА
- Что затеяли центробанки развитых стран?
- Это попытка повторить подвиг барона Мюнхгаузена - вытащить себя за волосы из болота. Cитуация с мировой экономикой ухудшается. Все признаки очередного кризиса.
- А кого больше трясет, ЕС или Америку?
- Я думаю, ЕС. Ко всем проблемным странам прибавилась Испания.
- А США?
- Там много проблем. Но это одна страна, а не десятки правительств, которые не могут договориться.
- Есть мнение, что заливание экономического пожара долларами лечит симптомы, а не причину болезни. США уже включали печатный станок, а кризис царит в мире…
- Это стимулирование уникально тем, что оно не ограничено. Раньше они говорили, например: мы напечатаем $500 млрд. А сейчас ФРС решила выдавать по $40 млрд. в месяц. Как долго, неизвестно, теоретически - бесконечно. $40 млрд. - это немного. Но через 5 месяцев это будет уже $200 млрд., через 10 - 400 млрд. И если через год такого заливания экономика не начнет расти, будет странно.
- Почему тогда на это не пошли раньше?
- Это смелый шаг. Образно говоря, это экспериментальный препарат, который на людях не тестировали.
- А какие побочные эффекты возможны?
- Неконтролируемая инфляция. Как у нас в 1990-х или как в Зимбабве. Деньги печатаются, и от этого только цены растут, а не экономика.
- И какие варианты развития событий?
- Есть плохой сценарий и хороший. Первый. ФРС печатает деньги и скупает плохие ипотечные бумаги у банков. Банки, получив деньги, выдают кредиты. Человек, получивший этот заем, что-то покупает, а бизнес что-то производит. Разрастается экономическая активность. Завод произвел телевизор, человек его купил. Завод выплатил зарплату другому, который пошел и купил стиральную машинку в том магазине, где работал первый покупатель. Ему выплатили премию.
- А плохой сценарий?
- Предположим, наш завод за время кризиса, когда не было спроса на товары, работал "на склад", понес убытки, но стал монополистом на рынке, потому что все остальные конкуренты разорились. В этом случае он может не производить новый товар, а продать старый, повысив при этом на него цену. И пошла инфляционная спираль. Человек думал, что купит телевизор за $1000, а ему его продали за $1100. Он приходит к работодателю, говорит: я в долгах, с телевизором не рассчитал, пришлось переплатить, подними мне зарплату. Работодатель думает: кадр ценный, придется прибавить. У работодателя выросли издержки, он заложит их в стоимость продукции, а выпуск не увеличит - подорожавшие товары покупатели в больших количествах не хотят брать. И все, экономика не растет, товара производится столько же или меньше, растут только цены.
КУРС НА СЛАБОСТЬ
- Но от того, что США печатают свои миллиарды, их производители тоже выиграют: слабый курс для их экономики как спасательный круг. А вот для развивающихся стран - камень на шею. Понимаю, что на войне все средства хороши, но все экономики в мире сейчас связаны, и если развивающиеся страны сильно пострадают, крупным рыбам тоже из кризиса не выбраться…
- Изменение курса доллара - это всего лишь побочное явление от того стимулирования, которое затеяли США. Правило: ослабление валюты как катализатор экономического роста - хорошо работало для экономики 40 - 50-х годов прошлого века. Сейчас это актуально только для развивающихся стран.
- Как США и Европа выработали иммунитет?
- Не иммунитет - определенную защиту. Особенность развитой экономики в том, что большая часть ее производств находится вовне. Например, iPhone. Все железо производится в Китае и прочих юго-восточных странах. Себестоимость железа - $150, а конечная цена - $1000. В Америке на дешевое железо поставили уникальное программное обеспечение iOS. И для этой сервисной сферы курс доллара по отношению к другим валютам не так важен. Цену телефона определяет уникальная программа, а не разница между стоимостью товара за границей и внутри страны. Та же история с Microsoft.ДЕВАЛЬВАЦИЯ НЕ ПОМОЖЕТ
- Но когда курс доллара повышается, тот же американский или китайский импорт дорожает...
- Это если товар произведен в США, а не просто доработан и ввезен американской компанией. В 2009 году у нас была сильная девальвация рубля, а цены в рознице на импортные товары почти не выросли. Компоненты той же немецкой техники производятся в развивающихся странах, валюты которых тоже обесценились к доллару, а значит, снизились издержки. Девальвация прошла сразу во многих странах, а нигде цены почти не изменились. Поэтому у нас после 2009 года не было такого восстановительного толчка, как после дефолта 1998 года. Преимущества от девальвации можно ощутить, если обесценивается только твоя валюта, а у основных торговых партнеров остается прежней. И если у тебя в стране есть значительное собственное производство.
- И что же, у нас совсем нет производства...
- У нас есть сборка импортных компонентов. Планы по локализации разрабатываются, рекламируются, но выполнять их не торопятся. Да и на выполнении никто не настаивает. Даже шутка была: мол, в "Форд Фокусе" появился пятый коврик, который делают в России, и сделано это было для того, чтобы локализация достигла 25%. В итоге нам от слабого рубля сейчас толку мало, потому как даже то производство, которое есть, в существенной массе базируется на импортных компонентах. В выигрыше только экспортеры сырья, но им и сейчас неплохо.
ДО КАКОЙ ОТМЕТКИ УПАДЕТ НАША ВАЛЮТА
- Большие экономики решают свои проблемы, а маленькие страдают: лес рубят - щепки летят?
- Да. Многие западные компании гибкие, они работают уже не в одной
стране, а во многих, легко оптимизируют расходы. Вот сейчас иностранные
банки почувствовали себя тревожно и быстро начали сокращать издержки,
поработали с управленческими процессами, отчетностью, что-то
оптимизировали, что-то реструктурировали, и - хоп! - ты опять
жизнеспособен. У Toyota после катаклизма в Японии дела шли не очень, но
они оперативно перестроились и опять лидеры по продажам автомобилей в
мире. И при этом йена подорожала на 30% по отношению к доллару. Многие
иностранные компании в сложных условиях идут на такие непопулярные меры,
как сокращение. Нас вроде бы кризис тоже научил, но мы эту науку не до
конца поняли. У нас увольняют всех секретарш и ни одного директора.
Через полгода секретарш нанимают опять, потому что боccы не могут сами
себе кофе варить.
- Но бесконечно реструктурировать производство не получится.
- Есть вторая фишка - технический прогресс, на который у нас ставку почему-то не делают. Для примера, весь бюджет "Роснано" за все время существования сопоставим с годовыми инвестициями "Интела" в новые технологии! И с помощью разработок иностранцы сокращают издержки - и курс валюты их уже не сильно беспокоит. И эта схема сработала при первой волне кризиса, должна и сейчас помочь. У нас, наоборот, в прошлый раз государство постаралось спасти всех, кого можно. Конечно, это не бесплатно - в ответ заморозки цен на продукты питания, бензин, тарифов. К сожалению, к такой модели отношений и бизнес, и государство давно привыкли, и перейти на иные, современные методы очень непросто.
- И поэтому у нас все следят с курсом валют и так боятся девальвации нашей валюты...
- Ну в этом вопросе из-за мировых валютных войн у нас вряд ли может случиться что-то страшное. Мой прогноз: до конца следующего года наша валюта может подешеветь до отметки 35 рублей за доллар.
Комментарии 0