"Налог из воздуха". Эксперты предрекают хаос на авторынке России с ростом утильсбора
Итог очевиден: производители повысят цены, "китайцы" станут хитрить, а "частников" ждет катастрофа
01 декабря 2025, 10:00, ИА Амител
Увеличение утилизационного сбора для ввозимых в РФ иномарок с мощностью двигателя более 160 л.с. заставило многих россиян поторопиться с покупкой "железного коня", что повлияло на ценовую политику некоторых продавцов. Не слишком поможет новый сбор и отечественным автопроизводителям, поддержкой которых прикрываются власти, говорят эксперты.
Реальные последствия нового "налога" для автовладельцев и продавцов, "сказки" о расцвете отечественного автопрома и ужесточение политики дилеров – в материале amic.ru.
Сомнительная "мировая практика"?
С 1 декабря повысился утильсбор, который шокировал граждан России – даже те, кто не планировал покупать машину в ближайшем будущем, ранее ринулись штурмовать автосалоны перед неминуемым ростом цен. Чиновники попытались сгладить ситуацию – первый вице-премьер Денис Мантуров заявил РИА Новости, что правительство не ставит целью закрыть внутренний рынок от импортных авто. По его словам, кабмину "важно создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт", отметил чиновник. Мантуров даже заверил, что это якобы "нормальная мировая практика".
Впрочем, автоэксперт, бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков не совсем понимает, какую "мировую практику" имел в виду первый вице-премьер.
«В Европе при покупке любой машины примерно 50 евро от ее стоимости составляет утилизация. Больше ничего потребитель не доплачивает. Эта сумма выплачивается фирмам, занимающимся этим процессом. Как правило, это семейный бизнес, малый и средний».
Собеседник отмечает, что за границей процесс утилизации строго регламентирован:
«Владелец машины, отслужившей свой срок, звонит по номеру фирмы. Приезжает представитель и забирает авто на утилизацию: резина – отдельно, стекло – отдельно, ядовитые жидкости – тормозная, антифриз и так далее – отдельно. Наш сбор, который называется утилизационным, к подобному процессу отношения не имеет, это просто новый налог, фактически взятый из воздуха».
В 2013 году замглавы Минпромторга Алексей Рахманов на брифинге в РИА Новости утверждал, что в России девять заводов по утилизации автохлама. Однако журналисты "Реального времени" выяснили: на самом деле утилизацией старых машин занимаются мелкие коммерческие структуры, не получающие из бюджета, в том числе от средств за якобы утильсбор, никаких денег. Работают они по принципу: если автомобилист желает, чтобы у него забрали ненужное авто – пусть платит деньги, после чего его с радостью избавят от старого "железа".
Более того, в Минпромторге РФ заявили журналистам, что деньги, собираемые в качестве утильсбора, вообще не идут на утильсбор. Они, оказывается, "направляются на финансирование различных государственных программ, в том числе связанных с поддержкой социально-экономического развития страны, на помощь промышленным предприятиям и реализацию национальных проектов в сфере технологического лидерства, промышленное обеспечение транспортной мобильности, развитие отечественного станкостроения и робототехники, микроэлектроники, разработку новых материалов и химии и ряд других направлений". Вот такой "внушительный" список, в котором отсутствует, говоря казенным языком, использование средств по целевому назначению.
В то же время Мантуров продолжал уверять публику, что цены не сильно скакнут вверх, мол, правительство в этом уверено:
«В целом не ожидаем резких ценовых скачков с учетом уже объявленного переноса сроков вступления новых правил в силу до декабря и возможности ввезти автомобили для частного пользования и пополнить складские запасы, которые он дал».
Однако автодилеры и автоэксперты эту уверенность отчего-то не разделяют. Так, директор департамента продаж новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов сообщил, что цены на автомобили, доставляемые в страну под заказ покупателя, поднимутся на 20%, поскольку их мощность чаще всего превышает 160 л.с. Например, BMW X5 станет дороже на 2 358 600 рублей, Hyundai Palisade – на 2 180 600 рублей, Toyota RAV4 – на 1 966 600 рублей, Geely Monjaro – на 838 600 рублей и т.д. В целом наценки на некоторые модели могут составлять от 750 тыс. до 3,3 млн рублей, подсчитал Иванов для Autonews.
Не сбор, а налог?
Как известно, в конце октября увеличение утильсбора было отсрочено на месяц, до наступления зимы. Перенос, как было объявлено, вызван соблюдением интересов граждан, заказавших и оплативших авто мощностью более 160 л.с., однако по разным причинам не успевшим ввезти их на территорию РФ.
Подскочивший размер сбора неизбежно сделает покупку качественного авто для россиян практически несбыточной мечтой, как сделал розовыми грезами приобретение квартиры после введения новых ипотечных ставок, указывает Вячеслав Лысаков:
«Все современные импортные автомобили подорожают, учитывая, что они выпускаются с мощными двигателями – 200, 300 и более лошадиных сил. Прежний сбор был немаленький – 300 тысяч, его хотели поначалу довести до миллиона, но потом перекроили на ходу и сделали еще больше – фактически повысили и без того сомнительный налог».
Повышение затронет прежде всего частный ввоз машин, даже если считать "условно новыми" подержанные авто, считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.
«Таких машин у нас ввозится около половины. А ввоз подержанных частными лицами составляет примерно 400 тысяч каждый год, для этой категории повышение утильсбора, конечно, обернется катастрофой – это затронет каждого второго. Автомобили, ввозимые дилерами, это затронет в меньшей степени, поскольку юрлица платят коммерческий сбор по полной ставке, который, конечно, тоже вырастет, но не одномоментно, он будет постепенно включаться в стоимость автомобилей», – рассказал он amic.ru.
Сейчас дилеры в России продают в основном машины, ввезенные в 2024 году, напоминает собеседник:
«Коммерческий сбор для них поднимется с 1 января, покупатели это почувствуют. Машины станут дороже, для кого повышение окажется непосильным – станет переключаться на менее мощные машины».
Скидки урежут
Непопулярная мера уже привела к тому, что продажи новых автомобилей в октябре резко выросли по сравнению с сентябрем примерно на 35%, достигнув 165,7 тыс. единиц, что составило месячный рекорд, отмечает агентство "Автостат".
«Столь высокий показатель во многом был предопределен предстоящим введением нового утилизационного сбора, что способствовало активизации части потенциальных покупателей, решивших купить машины до их удорожания. А поскольку срок вступления в силу нового утильсбора был перенесен с 1 ноября на 1 декабря, то следует ожидать и высоких ноябрьских продаж», – приводит RT оценку начальника пресс-службы агентства Азата Тимерханова.
Нынешний ажиотажный спрос отразится на ценовой политике дилеров, полагает Максим Кадаков:
«Это одномоментная история. Этот повышенный спрос и зачастую ажиотаж приводит к тому, что продавцы урезают скидки. То есть цены в прайс-листах остаются теми же, а скидки, которые давали за трейд-ин, за автокредит или просто прямые скидки, становятся меньше».
Увеличение утильсбора фактически ставит крест на экспорте в страну автомобилей Toyota, поскольку у этой компании более 95% машин имеют двигатели мощнее 160 л.с., заявил "Газете.ру" автоэксперт, бывший руководитель ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев.
«У Toyota только 3,5-4% альтернативного импорта приходилось на машины мощностью до 160 л.с. В основном в Россию шли внедорожники Land Cruiser и Land Cruiser Prado, кроссоверы RAV4 с более мощными моторами и седаны Camry. Больше всего от этой меры потеряет Toyota, которая в этом году несколько месяцев входит в десятку лидеров продаж. Я думаю, что с распродажей стоков она вылетит из десятки», – цитирует издание Мосеева.
Судите сами, с 1 января 2026-го Toyota Camry с 2,5-литровым мотором у дилеров будет стоить от 6,5 млн рублей, Toyota Land Cruiser 300 – от 13,3 млн рублей и т.д.
Бюджет проиграет
Как известно, Минпромторг РФ еще в июле предложил поднять размер утилизационного сбора для машин с двигателями мощностью более 160 л.с., ввозимых в Россию физлицами для личных нужд.
Тогда специалисты ведомства подсчитали, что новшество позволит собирать дополнительно около 40–60 млрд в год. В то же время в Национальном автомобильном союзе (НАС) убеждены, что пересмотр суммы утильсбора может, напротив, лишить российский бюджет 300 млрд рублей ежегодно, о чем говорится в письме, направленном главе Минфина Антону Силуанову, а также руководителю Федеральной таможенной службы Валерию Пикалеву с предложением пересмотреть ранее принятое решение.
Авторы письма считают, что привязка утилизационного сбора к мощности авто вкупе с отменой льготного сбора для "железный коней", чья мощность превышает 160 л.с., приведет к отказу граждан от их покупки и госбюджет лишится миллиардов, поступающих от таможенных платежей и того утильсбора.
«Даже если взять усредненный таможенный платеж в 800 тысяч рублей за ввозимый автомобиль, то потери федерального бюджета составят не менее 200 млрд рублей в год. В реальности цифра будет намного значительнее: заметную долю ввозимых автомобилей составляет премиальный транспорт, где таможенные ставки составляют до 20 евро за каждый куб. см рабочего объема двигателя. Можно прогнозировать, что потери составят более 300 млрд рублей ежегодно», – предполагают в НАС.
Кстати, это уже второе письмо, которое НАС направил в кабмин РФ с предупреждением о неблагоприятных последствиях повышения сбора, рассказал amic.ru первый вице-президент организации Ян Хайцеэр:
«Наше предыдущее письмо, видимо, все же повлияло на перенос его введения на месяц. Реакцию на второе письмо мы увидим только 1 декабря. Хочу отметить, что работа над решением по сбору ведется почему-то за семью печатями. Мы предполагаем, что позитивного результата его возможный рост не принесет даже для российских производителей, ради выгоды которых все вроде бы затевается».
Он также напомнил, что совокупный объем производства у отечественных автопредприятий не слишком велик, поэтому воспользоваться поддержкой правительства они не смогут:
«У нас нет национального автопроизводителя, который бы выпускал серии автомобилей разного назначения со сбалансированной ценой, плюс к тому же надежные, качественные и так далее. Всего у нас выпускают около полутора миллионов автомобилей в год – это слишком небольшой показатель для влияния на рынок. Производители в отсутствии должной конкуренции просто поднимут цены на свою продукцию».
Российский автопром как миф?
Новый – явно завышенный – размер утильсбора ярко демонстрирует провал политики развития отечественного автопрома, убежден Вячеслав Лысаков:
«Раньше мы платили иностранным компаниям, чтобы они собирали у нас свои автомобили. Это была крупноузловая сборка. У них были налоговые и таможенные преференции, чтобы они передавали нам технологии. Но они нам ничего не передавали. Как только ушли иностранцы – мы даже "Ладу" не могли год выпускать, поскольку электронный блок управления двигателем делал Bosch».
Интересно, что некоторые китайские автопроизводители, чтобы не попасть под действие утильсбора, намерены пойти на восточную хитрость. Перед ввозом машин они хотят занижать их мощность через прошивку, а после ввоза через ПО "лошади" будут возвращать. Открыто это будет делаться или с молчаливого (возможно, небезвозмездного) согласия чиновников – пока неясно.
Кстати, даже сейчас, когда производство "передовых" российских марок машин начали бывший завод Nissan и многострадальный АвтоВАЗ, пользователи Lada Iskra жалуются, что уже через месяц у машины прекращают работать обогрев, омыватель лобового стекла, задний парктроник и система ESP.
Дело в том, что на предприятии при сборке перепутали предохранители. Чтобы "исправить" ситуацию, производитель выпустил поясняющую инструкцию, как поставить их на нужные места, чтобы снова все нормально работало.
По мнению Лысакова, российский автопром, который правительство якобы собирается поддерживать, является мифом:
«За минувшие годы мы занимались локализованной крупноузловой сборкой. В бытность депутатом я лично Мантурову задавал вопрос, когда он приходил в Госдуму: назовите точные данные по локализации производства. Он лил воду, что-то уклончиво отвечал. Я-то в курсе был этих данных – 30-40% мы делаем сами. Это колеса, стекла, кузов в лучшем случае, а все остальное импортное».
Ян Хайцеэр указал, что ситуация на российском авторынке изменится, когда повысится общий уровень благосостояния граждан:
«Когда доходы наших сограждан будут выше, кредиты станут доступнее, а производимые машины – более качественными. А сегодня мы видим, что меры стимулирования, может, в чем-то хороши для автопрома, но не очень выгодны нашим согражданам. Нужно помнить, что российский производитель сначала выплачивает утилизационный сбор, а только через полгода ему эти средства компенсируют. Однако для покрытия текущих расходов он закладывает сбор в цену, которую опять-таки платит конечный покупатель».
Конечно, некоторые иностранные компании, работающие в РФ, повышение утильсбора заставит внести изменения в свою деятельность, напомнил Ян Хайцеэр:
«Возможно, некоторые китайские компании сделают ставку на производство в России. На это повлияет также закон о локализации такси и возможная локализация каршеринга, а также увеличение размера утилизационного сбора. Кого-то такие меры простимулируют, но их явно недостаточно для развития конкуренции».
Комментарии 35
09:57:01 14-11-2025
Судите сами, с 1 января 2026-го Toyota Camry с 2,5-литровым мотором у дилеров будет стоить от 6,5 млн рублей, Toyota Land Cruiser 300 – от 13,3 млн рублей и т.д.
Официальных дилеров в РФ нет
15:03:05 14-11-2025
Гость (09:57:01 14-11-2025) Судите сами, с 1 января 2026-го Toyota Camry с 2,5-литровым ... Подешевеет???!!! Иак она сейчас дороже.
10:09:53 14-11-2025
Россия не Непал. Потерпим.
10:22:46 14-11-2025
Налог на утилизацию не имеет отношения к утилизации. Процесс утилизации не имеет отношения к налогу на утилизацию. Как это по русски... Когда же они нажрутся??
11:05:43 01-12-2025
Мимопроходящий (10:22:46 14-11-2025) Налог на утилизацию не имеет отношения к утилизации. Процесс...
К чему ваш пост? Никто и не говорил, что утилизационный сбор имеет отношение к утилизации. Это скрытая пошлина для обхода правил ВТО. Такие сейчас вводятся и в других сферах, потому что у нас всё складывается слишком хорошо и мы растём и развиваемся от ввода невидимых заградительных, запретительных нанопроцессов.
10:50:41 14-11-2025
Новый анекдот: Заседание правительства РФ " Правительство пришло к решению, что если новый утилизационный сбор не поможет автовазу, надо разрешить им торговать наркотиками. Другого выхода нет")
13:01:02 14-11-2025
ВВП (10:50:41 14-11-2025) Новый анекдот: Заседание правительства РФ " Правительство пр... только не торговать - а производить и потом уже продавать. Все же для поддержки "ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ" делается
11:08:41 01-12-2025
ВВП (10:50:41 14-11-2025) Новый анекдот: Заседание правительства РФ " Правительство пр...
Хорошее предложение. Тогда наркотики подорожают настолько, что станут недоступными и их можно будет разрешить. Проблема исчезнет.
11:38:11 01-12-2025
ВВП (10:50:41 14-11-2025) Новый анекдот: Заседание правительства РФ " Правительство пр... ))))
11:20:24 14-11-2025
Зато скоро с парковками проблем не будет. Все жалуются что живем бедно, а машин столько что парковать негде и пробки целый день.
12:13:32 14-11-2025
Гость (11:20:24 14-11-2025) Зато скоро с парковками проблем не будет. Все жалуются что ж... вы понимаете что пишете ? машин меньше не станет резко - просто автопарк будет стареть. И соответсвенно аврийность расти и т.п. Это коснется даже тех кто ездит и на такси и на автобусах.... Но вам видимо на два три шага вперед трудно просчитать... Парковки он ждет пустые. Они так же будут заняты, только развалюхами.
13:15:58 15-11-2025
Юрий (12:13:32 14-11-2025) вы понимаете что пишете ? машин меньше не станет резко - про... Да ХЗ, всё относительно, для кого-то скоро это может и ч/з 30 лет
11:08:24 01-12-2025
Юрий (12:13:32 14-11-2025) вы понимаете что пишете ? машин меньше не станет резко - про... Продолжу Вашу мысль для особо наивных - парковки будут забиты старыми автомобиля, которые будут просто стоять, т. к. сломаны и не способны ехать.
13:55:11 01-12-2025
Вова (11:08:24 01-12-2025) Продолжу Вашу мысль для особо наивных - парковки будут забит... Плюс к этому будем дышать ядом из авто с вырезанными катализаторами. Да уже дышим. Иной марковник проедет мимо вонизма стоит полчаса на улице,а сколько их таких? Эксплуатация подобных авто запрещена,но поскольку гаишники не работают всем все равно. Даже конторы по типу каталик22 никто не трогает
13:29:28 14-11-2025
Гость (11:20:24 14-11-2025) Зато скоро с парковками проблем не будет. Все жалуются что ж... Когда общественный транспорт в городах "усыхает", закрывают маршруты до райцентров, жители будут сохранять свои развалюхи до конца
p.s. Подсчитайте количество авто на вашей парковке и кол-во квартир в доме 24 этажа.
12:03:59 14-11-2025
Почему ещё не ввели уголовку за дискредитацию автоваза?
13:27:21 14-11-2025
Гость (12:03:59 14-11-2025) Почему ещё не ввели уголовку за дискредитацию автоваза?... Недоработка, это будет новая инициатива от депутатов. Осень)
15:06:06 14-11-2025
Гость (12:03:59 14-11-2025) Почему ещё не ввели уголовку за дискредитацию автоваза?...
Хотели, но пока не ввели. Прогревают население.
"В Госдуме предложили штрафовать россиян, недовольных отечественными продуктами. С такой инициативой выступил депутат Николай Новичков.
По его словам, порицание отечественных производителей – непатриотично. Парламентарий подчеркнул, что россияне поддерживают его идею.
"Необходимо проработать вопрос административной ответственности для начала для тех, кто дискредитирует российское производство, российского производителя, российские бренды". 24 июля 2025
18:05:02 14-11-2025
Гость (15:06:06 14-11-2025) Хотели, но пока не ввели. Прогревают население."... Так пускай с себя начнут. Пересяду на отечественные автомобили, носят отечественную одежду, кушают отечественные продукты, ездеют в отпуск ка отечественные курорты, и не только они одни, но и семьи родственники тоже, все, так все без исключений...
16:43:51 14-11-2025
Мы это заслужили
17:53:11 14-11-2025
Обываетель (16:43:51 14-11-2025) Мы это заслужили... Грехи наши тяжкие...
10:14:59 15-11-2025
Это выжимание денег у населения ничего не давая взамен. При СССР как только денег на сберкнижках становится много-придумывают подьем цен на предметы роскоши-ковры золото хрусталь... Так и сейчас...... Иностранное автобарахло-цена быть должна копейки потому что бу...
10:50:54 15-11-2025
"ввоз подержанных частными лицами составляет примерно 400 тысяч каждый год, для этой категории повышение утильсбора, конечно, обернется катастрофой" т.е. для 0,3% жителей страны, читай ни для кого, так погрешность, вот и смелые
11:44:37 01-12-2025
Гость (10:50:54 15-11-2025) "ввоз подержанных частными лицами составляет примерно 400 ты...
Чтобы сделать такое умозаключение вы каким местом думали?
12:31:23 15-11-2025
У нас капитализм? У нас одичалый капитализм!
15:37:53 15-11-2025
Гость (12:31:23 15-11-2025) У нас капитализм? У нас одичалый капитализм! ... не повезло вам. приезжайте к нам в Россию.
14:35:20 01-12-2025
Гость (15:37:53 15-11-2025) не повезло вам. приезжайте к нам в Россию. ...
"Ищи дурака" (с)
10:32:23 01-12-2025
О чем стон? сегодня утром 1.12.2025г. брокер прислал квитанцию на оплату таможенных сборов -Субару Форестер 2.0 л. 150л.с. утиль сбор 5200р. как был так и остался!
10:51:25 01-12-2025
О чем стон? сегодня утром 1.12.2025г. брокер прислал квитанцию на оплату таможенных сборов -Субару Форестер 2.0 л. 150л.с. утиль сбор 5200р. как был так и остался!
так документы если поданы в ТФС до 01.12 так и есть
я 25.11. подал и оплатил 5200( а после -1.12 уже цифра 3 142 000.304 л.с мощность)
11:21:45 01-12-2025
Документы сегодня 1.12.2025г. поданы! А если 304 л.с. о чем разговор вечный на Руси? О невыносимой дороговизне "нищеты"! Так то 304 л.с. и до 1 декабря не было льгот 2753000 примерно утиль сбор. С 1 декабря на миллион больше. Про 5200 врать не надо!
11:28:44 01-12-2025
дак ваш форестр до 160 л.с. ! для данной категории нет изменений с 01.12.пока нет.
11:34:39 01-12-2025
Гость 10:51 ты прежде чем врать про 5200 утиль сбор за 304л.с. до 1 декабря хотя бы почитал материал соответствующий а не в Тик Ток зависал на уроках!
11:35:35 01-12-2025
Все в Мах!
12:03:35 01-12-2025
так и прочитай внимательно умник.
до 01.12 мощность в л.с НИ КАК не влияла на размер утиль сбора !
была категория льготный -5200 на авто возрастом от 3х до 5 лнт.3200 новый и до3Хлет
и есть Коммерческий,там суммы совсем другие.
с 1.12 .размер утиля привязан к мощности
14:22:37 01-12-2025
"Наш сбор, который называется утилизационным, к подобному процессу отношения не имеет, это просто новый налог, фактически взятый из воздуха»." Ну вот Вам всё открытым текстом, налог за "воздух".