Повышение утильсбора: поднимет российский автопром или положит импорт электрокаров

Продажи электромобилей в России в 2025 году резко упали. Такая же тенденция и в Алтайском крае

19 сентября 2025, 08:00, ИА Амител

За рулем автомобиля / Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина
За рулем автомобиля / Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина

По итогам первого полугодия 2025-го в Сибирском федеральном округе (СФО) продажи электромобилей и "гибридов" просели более чем в два раза к прошлогодним показателям, в Алтайском крае падение продаж – 79%. Эксперты объясняют это уже выросшим размером утильсбора для электрокаров и грядущим, еще более жестким его изменением с 1 ноября. А ведь еще в 2024 году рынок "электриков" в СФО показывал трехкратный рост. Какие изменения грозят автовладельцам и потенциальным покупателям авто, почему растет сбор на утилизацию и чего ждать на рынке электромобилей и инфраструктуры для них – в материале amic.ru.

В Сибирском федеральном округе за шесть месяцев 2025 года продано 217 электромобилей.

По данным агентства "Автостат", на 1 июля 2025 года в России зарегистрировано 138,5 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов. Доля таких машин от общего автопарка в РФ составила 0,14%. Из них доля новых электрокаров – 4,4 тысячи, подержанных "электриков" завезли в страну 1,2 тысячи, что на 45,2% меньше, чем за тот же период 2024-го. Наибольшее падение зарегистрировано в мае 2025-го: россияне купили 786 электромобилей, что на 28% меньше в годовом выражении. Снижение спроса эксперты объясняют ростом утилизационного сбора.

«С 1 января 2025 года утилизационный сбор для электромобилей и гибридов, ввозимых на коммерческой основе, вырос до 667 тысяч рублей, что стало серьезным вызовом для рынка», – отмечает основатель автомобильной группы компаний "Арсенал" (Красноярск) Виктор Поддубный.

Еще больше на авторынок повлияет очередная корректировка утилизационного сбора.

Мощность имеет значение

С 1 ноября Минпромторг намерен ввести новую систему расчетов утилизационного сбора – с учетом мощности двигателя. Директор департамента продаж новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов утверждает, что предложение Минпромторга позволит обелить рынок поставок автомобилей в страну:

«Сейчас значительная часть автомобилей завозится с оплатой льготного утильсбора, а далее перепродается либо фактически используется в коммерческих целях. По сути, это скрытая коммерческая деятельность, которая искажает конкурентные условия».

В первую очередь такие меры скажутся на уровне утильсбора на электромобили и последовательные гибриды. На некоторые модели дилеры уже прогнозируют рост цен на 2 млн рублей.

Сейчас сумма утильсбора зависит от объема двигателя и года выпуска. Но эти показатели уже не отражают реальной картины по мощности авто, говорят эксперты. Технологии автопрома позволяют достигать внушительной мощности турбодвигателя при небольшом его объеме, и такие автомобили пользуются все большей популярностью. Особенно это касается китайских авто, а также электромобилей, мощность агрегатов которых зачастую значительно выше, чем у двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Нововведение не коснется частных владельцев авто (физических лиц), мощность которых не превышает 160 лошадиных сил. Они так и продолжат платить льготный утильсбор: 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи – за авто старше трех лет. Таких автомобилей в стране на сегодняшний день 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет.

Но все круто меняется для юридических лиц. В наиболее популярном сегменте машин с объемом двигателя до 2 литров ставки нового утильсбора будут такими:

  • 667,4 тысячи рублей – для авто с двигателем от 70 до 160 л. с.;
  • 750 тысяч рублей – при мощности двигателя от 160 до 190 л. с.;
  • 794 тысячи рублей – при мощности двигателя от 190 до 220 л. с.;
  • 952 тысячи рублей – при мощности от 250 до 280 л. с.

Существенно выше эти ставки на новые авто с двигателями от 2 до 3 литров. Например, до 70 л. с. – 1,88 миллиона рублей, от 250 до 280 л. с. – 2,1 миллиона. 

Эта же сетка расчетов будет применяться и для физических лиц, если мощность двигателя ввозимого в страну авто превысит 160 л.с.

Сложнее расчет утильсбора для электромобилей и гибридов.

Мощность пиковая или 30-минутная?

Эксперты задаются вопросом: как высчитывать мощность электромоторов? Производители для повышения качественных характеристик своей "электрички" указывают пиковую мощность двигателя. Но на ней авто долго не проедет – батареи перегреются и выйдут из строя. Гораздо важнее и реальнее для понимания мощность "30-минутная", которую электромобиль может выдавать полчаса и больше. Например, у очень популярного в Сибири, и России в целом, китайского Zeekr 001 пиковая и 30-минутная мощности составляют 544 л. с. и 218 л. с. соответственно. У отечественного "Москвича-3е" эти показатели – 193 л. с. и 68 л. с.

В России за базовую мощность электромотора берется меньшая, то есть 30-минутная. Но с гибридными авто ситуация возникла двоякая. Для параллельных гибридов, где ДВС участвует в приводе колес через трансмиссию, суммируют мощность бензинового двигателя и 30-минутную мощность электромотора (моторов). А для последовательных гибридов, где колеса вращаются только за счет электромоторов, мощность ДВС не учитывается.

Но это правило далеко не всегда соблюдается. Например, в Хабаровском крае ГАИ при расчете транспортного налога для параллельного гибрида Toyota Aqua Hybrid определила суммарную мощность агрегатов в 135 л. с.: 74 л. с. от ДВС и 61 л. с. пиковой мощности электромотора. А при этом 30-минутная мощность электродвигателя – всего 13,6 л. с. Разница в мощности очевидна.

Эксперты опасаются, что рынок по ввозу автомобилей в Россию просто "ляжет" из-за роста цен на мощные автомобили. Уже сейчас отмечается сокращение продаж "электриков" и гибридов. Хотя до повышения утильсбора популярность на них только росла.

Зачем Алтайскому краю нужны электрозаправки и почему их в регионе так мало?

По словам экспертов, отрасль невозможно развивать без господдержки, потому что "заправки" для электрокаров просто не окупаются

Время на развитие инфраструктуры?

Несмотря на падение продаж, электромобили заняли более 40% ввезенного в Сибирь транспорта для личного использования за восемь месяцев 2025 года. А в 2024-м Алтайский край стал лидером по росту продаж "электриков" – почти 40 электрокаров приобрели жители края. В то время как в 2023-м – всего три.

Сдерживает спрос на электрокары медленное развитие инфраструктуры. Так, в Красноярском крае действуют около 200 зарядных станций, что должно покрывать потребности. Но распределены они неравномерно: не хватает зарядок на трассах и в небольших городах региона.

В Алтайском крае зарядных станций для электромобилей пока всего 21. Из них 17 находятся в Барнауле, остальные – в Новоалтайске, Бийске и Алейске. В соседних регионах Сибири ситуация лучше, чем в Алтайском крае. По словам депутата АКЗС от ЛДПР Владимира Семенова, до 2024 года работала программа развития станций зарядки электротранспорта, в которую регион почему-то не вошел. По этой программе, например, Иркутская область получила 41 млн рублей субсидий, Кемеровская область – 21 млн, Томская – 24 млн, Красноярский край – 48 млн.

Без господдержки развивать инфраструктуру для электромобилей трудно, говорят эксперты. В марте этого года замдиректора по развитию "Барнаульской горэлектросети" и правообладатель зарядных станций "Точка тока" Денис Пивоваров заметил:

«Бизнес неохотно идет в данное направление, потому что для предпринимателей это не совсем выгодный процесс. Если станция заряжает 12 часов в сутки, срок окупаемости наступает буквально в течение двух лет. Но если станция заряжает два часа в сутки, то срок окупаемости при нынешней ставке Центробанка не наступает вообще».

Время исправить ситуацию еще есть. Даже если упадут продажи на некоторые мощные модели электромобилей и гибридов, останется парк более дешевых авто с пробегом и государственные инициативы в отечественном автопроме.

Зачем Алтайскому краю нужны электрозаправки и почему их в регионе так мало?

По словам экспертов, отрасль невозможно развивать без господдержки, потому что "заправки" для электрокаров просто не окупаются

Более экономичный

В первую очередь электромобили остаются машинами "для города". Дефицит быстрых зарядок делает междугородние поездки на электромобилях практически невозможными, ведь на трассах зарядных станций почти нет:

«Текущая инфраструктура не успевает за растущим числом электрокаров. Она больше подходит для энтузиастов, чем для массового рынка», – убежден директор по развитию "Авто.ру Восток" и Академии "Авто.ру Бизнес" Вадим Маньков.

По данным портала Autoelectro, на февраль 2025 в России насчитывалось 8185 электрозарядных станций, из которых 3085 – быстрых.

И все же эксперты считают, что интерес к электрокарам будет расти: они экономичнее автомобилей с ДВС.

«Для клиентов важно, что гибридный автомобиль на 1 км обходится в 0,5–3 рубля, тогда как на авто с ДВС тратишь в четыре-пять раз больше», – отметил Виктор Поддубный.

Кроме того, электрокары и гибриды с каждым годом все доступнее.

Виктор Поддубный указывает, что субсидия на новые электромобили российской сборки составляет 35% от стоимости авто (но не более 925 тысяч рублей).

Эксперты Autoelectro уверены: кто пересел на электромобиль, на ДВС больше не вернется. И еще одно: кто был в Китае до эры электромобилей и сейчас, те отмечают, насколько в городах стало чище и тише.

Как рост утильсбора отразился на стоимости авто на Алтае и что будет с ценами дальше?

В автосалонах Барнаула рассказали, как будет расти стоимость автомобилей и почему китайский автопром может заполонить рынок

Комментарии 23

Avatar Picture
Гость

08:10:53 19-09-2025

А можно одним словом написать, что происходит?

  9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

08:22:00 19-09-2025

Гость (08:10:53 19-09-2025) А можно одним словом написать, что происходит?... Импортные авто станут недоступными, автоваз поднимет цены в 2 раза

  51 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

08:22:33 19-09-2025

Гость (08:10:53 19-09-2025) А можно одним словом написать, что происходит?... Классика: «С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать»

  29 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:01:20 19-09-2025

Гость (08:10:53 19-09-2025) А можно одним словом написать, что происходит?... Всё идёт по плану

  18 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:40:15 19-09-2025

Гость (08:10:53 19-09-2025) А можно одним словом написать, что происходит?... Лучше не будет. Будет хуже.

  16 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:15:02 22-09-2025

Гость (08:10:53 19-09-2025) А можно одним словом написать, что происходит?...
воровская опг

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
нЕкто

08:28:18 19-09-2025

Не "положит", а "покладёт". А ещё лучше "уронит", не?

  10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

08:29:18 19-09-2025

Гуманнее было бы пристрелить автотаз, чтобы не мучался (и не мучил окружающих). Тазик на колесиках по цене нормального автомобиля у соседей- это уже за гранью добра и зла...

  40 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:03:51 19-09-2025

У ВАЗа нет ни одного автомобиля мощностью 160 л.с. Это пока недостижимые технологи. Однако именно с этой мощности ввоз автомобиля становится бессмысленным.

  11 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:35:58 22-09-2025

Гость (09:03:51 19-09-2025) У ВАЗа нет ни одного автомобиля мощностью 160 л.с. Это пока ...
добивают экономику

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Musik

09:15:17 19-09-2025

это конец.
а где же автопром?

  13 Нравится Ответить

Avatar Picture
@

09:17:09 19-09-2025

В настоящее время бесполезно пытаться ходить дорогами 50-ти и более давности (Жигули из FIAT например), собирать полностью своё невозможно в принципе - не то нынче время и не те реалии.

Вообще мировой автопром ждёт интересное будущее (в свете последних событий и санкций) - одноразовые автомобили и их излишняя "умность" (как выясняется - не в наших интересах) ждёт труднопрогнозируемое будущее.

В свете вышесказанного российский автопром имеет шанс на развитие - создание долгоиграющего автопарка, доступного среднему классу, с поддержкой государства.

Все остальные варианты наших "эффективных" манагеров ожидает участь помойки - рефейсинг, рестайлинги, факапинги...

  8 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:23:50 19-09-2025

логовазищщщу жить и здравствовать не желаю.
могли сделать цены нормальными, покупали бы и ездили.
но решили через поправки потребителей давить.

  18 Нравится Ответить

Avatar Picture
dok_СФ

10:52:07 19-09-2025

Будущее за паровозами (работают на любом виде топлива) с учётом размеров нашего государства.. И жильё (со всей социальной структурой) надо строить в шаговой доступности до производства. Нас убедили, что машина - это всё! Только зачем она - гробить экологию или должником банков быть..

  -4 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:45:43 19-09-2025

dok_СФ (10:52:07 19-09-2025) И жильё (со всей социальной структурой) надо строить в шаговой доступности до производства... Намекаете на лагеря?

  5 Нравится Ответить

Avatar Picture
1

11:39:01 19-09-2025

Какого лешего государство пытается заработать на том, что само делать не умеет? Хотели конкуренцию? Убирайте пошлины на автомобили вообще, пусть население само решает брать ли десятилетнюю тойоту за 500 000р или новую Ладу за 2 ляма. Если автоваз кому-то нужен - просто национализируйте его и делайте кантраки на базе Нивы все 24 часа в сутки, это востребовано государством. Всё, больше автоваз не годится ни для чего.

  22 Нравится Ответить

Avatar Picture
Иван

11:41:36 19-09-2025

В прошлом году сказал-на ешаках ездить будем...

  6 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

11:54:33 19-09-2025

Опять автомобиль будет роскошью, а не средством передвижения.

  13 Нравится Ответить

Avatar Picture
Внимательный из Б

11:56:47 19-09-2025

Почему власть ненавидит свой народ?

  23 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:55:04 19-09-2025

Этому автовазу власти помогают с девяностых годов то деньгами, то пошлинами и преференциями. Давно пора закрыть этот автозавод.

  7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:16:18 19-09-2025

Гость (13:55:04 19-09-2025) Этому автовазу власти помогают с девяностых годов то деньгам... Автоваз всего лишь отговорка.

  3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:26:48 19-09-2025

Государству нужны деньги, их есть у части населения, которые могут позволить себе мощную машину или электромобиль, всё просто.

  9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Михалыч

08:45:02 20-09-2025

Одной фразой:снимайте штаны и подставляйте задницы, терпилы!

  4 Нравится Ответить

Новости партнеров