"Ввели в заблуждение": Реймер пошел путем Сердюкова

Экс-директор ФСИН, обвиняемый в многомиллиардных хищениях на поставках электронных браслетов, уверяет, что подчиненные ввели его в заблуждение

07 мая 2015, 09:05, ИА Амител


Генерал–полковник Александр Реймер и его заместитель Николай Криволапов, обвиняемые в хищениях 2,7 млрд рублей, решили пойти по пути высокопоставленных фигурантов скандального уголовного дела "Оборонсервиса". По примеру экс-министра обороны Анатолия Сердюкова бывшие руководители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) не признают своей вины и уверяют, что действовали во благо государства, но недосмотрели за своими подчиненными, которые ввели их в заблуждение и похитили бюджетные деньги. Представители Следственного комитета России (СКР) эту информацию не комментируют, ссылаясь на тайну следствия.   

Сейчас по уголовному делу о хищении 2,7 млрд рублей в тюремном ведомстве проходят четверо: экс-директор  ФСИН Александр  Реймер, его заместитель Николай Криволапов, а также руководитель ведомственного ФГУП "Центр информационно-технического обеспечения и связи" (ЦИТОС) Виктор Определенов и гендиректор компании "Мета" Николай Мартынов. Все они сотрудничают со следствием, но при этом своей вины не признают. Бывшие чиновники утверждают, что их просто обманули подчиненные и они были не в курсе преступных схем по выводу из бюджета многомиллионных сумм.

Как следует из показаний Александра Реймера, отменяя открытый тендер на поставку электронных браслетов и отдавая права на их производство ФГУП ЦИТОС ФСИН России, он руководствовался только одним — чтобы секретная информация об устройстве систем  электронного мониторинга за поднадзорными (СЭМПЛ — так официально называют электронные браслеты) не попала в сторонние организации. По его словам, он хотел, чтобы все права на этот "гаджет" оставались за ведомством, а коммерсанты не смогли бы впоследствии при закупках диктовать свои ценовые условия ФСИН.

О том, что всёе закупленное оборудование для производства специальных устройств оказалось в распоряжении самарской фирмы "Мета", которая даже не имела своих собственных опытных образцов, генерал якобы не знал. Экс-чиновник уверяет, что незадолго до своего увольнения, когда в СМИ появилась информация о возможных махинациях с производством электронных браслетов, он дал указание провести ревизию и проверки. Однако завершить разбирательства Реймер не успел, поскольку был отправлен в отставку.

Заместитель Александра Реймера Николай Криволапов также уверяет, что был не в курсе махинаций, а только выполнял распоряжения своего непосредственного начальника. По его словам, он не касался производственных и финансовых вопросов, а занимался непосредственно внедрением и тестированием систем в регионах.

Кроме того, Криволапов уверяет, что отбор производителя браслетов проходил честно и прозрачно и не одной из коммерческих фирм преференций не отдавалось. Для массового производства были выбраны те экспериментальные модели, которые лучше других подходили под российские реалии — были простыми в обращении, прочными и экономичными в обслуживании.

"Известия" связались с адвокатами подозреваемых, но они отказались от общения, заявив, что не комментируют ход расследования.

По мнению юриста Ильи Алексеева из адвокатского бюро "Калашников и партнеры", давая показания против своих подчиненных, высокопоставленные чиновники хотят выгородить себя и избежать сурового наказания.

— Фактически их поведение повторяет тактику, которую применила защита фигурантов дела "Оборонсервиса", — говорит юрист. — Они якобы просто не глядя подписывали документы, которые подсовывали им их подчиненные. Таким образом, переложив вину за исполнение своих распоряжений на подчиненных, они хотят получить наименьший, а может быть, даже и условный, срок.

Однако председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отмечает, что дело ФСИН существенно отличается от дела "Оборонсервиса". 

— Дело "Оборонсервиса" — больше "политическое", так как его фоном была отставка министра обороны — одного из ключевых министров, — говорит Кабанов. — ФСИН — обычная федеральная служба, подчиняющаяся даже не председателю правительства, а министру юстиции. Так что дело Реймера — обычная уголовщина, связанная с внутриведомственными махинациями. 

По его мнению, вряд ли у генерала получится убедить судью, будто бы его подставили подчиненные.    

Следствие пока также не очень-то верит словам высокопоставленных арестованных чиновников, поскольку их показания идут вразрез с документами и информацией, полученной от свидетелей.  

По версии следствия, Александр Реймер, Николай Криволапов, Николай Мартынов и  Виктор Определенов причастны к хищению в 2010–2012 годах более 2,7 млрд рублей при поставках электронных браслетов. Следователи считают, что на самом деле браслеты были закуплены у компании "Мета" по завышенной цене. Например, при стоимости браслета 19 тыс. рублей они закупались более чем за 100 тыс. Общая сумма хищений, по данным следствия, составляет 2,7 млрд рублей.

Согласно материалам уголовного дела, все работы по "своевременному развертыванию" СЭМПЛ велись по прямому указанию Александра Реймера, а контроль за ними он возложил на своего заместителя Николая Криволапова. При этом последний, замещая директора, лично докладывал министру юстиции Александру Коновалову о реализации проекта и необходимости выделения ФГУП ЦИТОС более 500 млн рублей для начала производства браслетов. Стоимость одного браслета утверждалась в центральном аппарате ФСИН.

Стационарный комплект (когда контролирующее устройство находится в помещении — дома у человека с браслетом) был оценен в 108 тыс. рублей, а мобильный комплект (когда осужденный носит контролирующее устройство с собой) — в 128 тыс. рублей. Эти суммы вызывали недоумение у экспертов. Как отечественные, так и иностранные производители готовы были предложить подобные устройства по цене в 2–3 раза меньшей. 

Офицеры, пытавшиеся помешать афере, были незаконно уволены, а в отношении них были начаты расследования. Видя такой прессинг, другие сотрудники, участвовавшие в проекте, стали беспрекословно выполнять все распоряжения Реймера и его заместителя Криволапова.  

Между тем, по информации свидетелей, Реймер и Криволапов лично в 2010 году лоббировали передачу всех наработок ФСИН самарской фирме "Мета", хотя на тот момент ФСИН уже отобрала четыре компании, которые должны были участвовать в выполнении госпрограммы. Однако ни одна из этих фирм к участию в программе впоследствии так и не была допущена.

Вместо этого распоряжением директора ФСИН для производства электронных браслетов был создан подведомственный ФГУП ЦИТОС, на базе другого ФГУП ФСИН — торгового дома "Вятка", основным видом деятельности которого являлась "розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями".

Гендиректором ЦИТОСа стал Виктор Определенов, ранее руководивший cамарской НПФ "Мета", а на "Мете" якобы было размещено производство электронных браслетов. Кстати, Александр Реймер в Москву на высокий пост во ФСИН прибыл также именно из Самары, где возглавлял областное ГУВД. Именно в те времена он и познакомился с владельцами компании "Мета", которые на сегодняшний день являются обладателями патентов на "электронные браслеты".

Комментарии 0

Лента новостей

В России заблокировали Viber
13 часов назад  10

Новости партнеров