Удар крылом. История "Когалымавиа" - пример экономии на безопасности

Трагедия в небе над Египтом дает повод поискать причины катастрофы в истории компании "Когалымавиа".

02 ноября 2015, 07:03, ИА Амител

После катастрофы над Синаем прошлое и настоящее компании "Когалымавиа" изучают не только следователи, но и дотошные представители общественности, а также СМИ.

ИА "Амител" не остается в стороне и тоже старается понять, что же можно извлечь из былого у компании, подноготная которой вытаскивается на свет белый.

"Эффективность" и тщеславие 

Компания "Когалымавиа" была образована 17 мая 1993 года. Отдающее севером название не случайно – она осуществляла регулярные рейсы из Нижневартовска, Когалыма, Сургута в Москву и обратно.

На момент образования в ее парке было всего два самолета – ТУ-134 и ТУ-154, плюс несколько вертолетов, которые использовались нефтяниками и газовиками для хозяйственных перевозок.

Немного позже самолеты компании стали летать в Анапу, Баку, Волгоград, Киев, Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Симферополь, Сочи и другие города.

В 1998 году компания получила национальную премию "Крылья России" в номинации "Самая эффективная авиакомпания года". Впрочем, не стоит принимать эту награду буквально – как известно, в подобных конкурсах претендентами становятся не реально лучшие, а те, кто соглашается оплатить свое участие. Иными словами, заплатить за ласку тщеславия. 

В 1999 году "Когалымавиа" снова побеждает в этом конкурсе – на сей раз оплачено лауреатство в номинации "Авиакомпания года – пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях".

В 2012 году компания произвела ребрендинг и стала называться Metrojet.

В начале 2000-х к компании проявил интерес "Лукойл", ставший ее совладельцем. Но "роман" с нефтегигантом был недолгим, и вскоре основным собственником авиакомпании стала "Западная авиационно-инвестиционная компания", зарегистрированная в Москве. Владельцы этой компании – Хамит Джанкут Багана, Амирбек Гагаев и Бувайсар Халидов – также являются собственниками различных турфирм.

По информации РБК, у Гагаева есть собственное охранное предприятие "Алмаз", а гражданин Турции Хамит Багана владеет еще и авиакомпанией Onurair.

"На-На" под огнем

Несмотря на то, что позднее авиапарк "Когалымавиа" расширился и к моменту синайской катастрофы насчитывал восемь самолетов, их техническое состояние оставляло желать лучшего. На авиационных и потребительских интернет-ресурсах зафиксировано немало жалоб пассажиров.

Кроме того, ранее с ее самолетами уже случались аварии

Первая случилась 24 января 2010 года в аэропорту иранского города Мешхед, когда лайнер совершил жесткую посадку, в результате которой подломилось шасси и оторвалась часть хвостового оперения. Никто тогда не погиб, но около 40 человек получили ранения.

Спустя несколько месяцев, 27 апреля 2010 года самолет Airbus A320, совершавший рейс из Москвы в Хургаду, аварийно приземлился в Домодедово.

1 января 2011 года самолет ТУ-154Б-2, даже не начав полет, загорелся в аэропорту Сургута. Началась эвакуация пассажиров (среди которых, кстати, были участники популярной поп-группы "На-На"). Однако без жертв не обошлось – три человека погибли, 43 получили травмы разной степени тяжести.

"Страшно гудит двигатель"

На популярном потребительском ресурсе "Отзовик" те, кому довелось летать рейсами "Когалымавиа", оставляли в адрес компании жалобы разного свойства. 19 мая 2013 года пользователь manyaa8 выражала недовольство "постоянной задержкой рейсов и состоянием самолета". Пользователю adamsenok 20 апреля 2014 года тоже не нравилась задержка рейсов, но еще он жаловался на отсутствие предварительной регистрации и жуткое гудение в районе двигателя: "…Во время взлета сильно начало гудеть где-то с левой стороны. Стало очень страшно. Уж насколько я люблю и не боюсь летать, но у меня по спине просто побежал холодок и затряслись руки-ноги. Гудело долго, уже когда набрал высоту, шум постепенно прекратился. Начало снова гудеть на посадке. При заходе на посадку пилот закладывал такие виражи, что я реально думала, что мы сейчас перевернемся. Этот рейс для меня был стрессовым по полной программе. Я читала про себя молитвы, чтобы мы долетели живыми. Напомню, что заподозрить меня в паранойе нельзя, т. к. я вообще очень люблю летать и предпочитаю этот транспорт любому другому…." Летел adamsenok, между прочим, в Шарм-эль-Шейх.

Пользователь alisalas 17 февраля 2014 года выразила недовольство старыми самолетами компании.

С другими отзывами можно познакомиться здесь.

Неизбежная катастрофа?

В истории с разбившимся самолетом есть один нюанс. Дело в том, что согласно информации сайта airfleets.net, он эксплуатировался ливанской авиакомпанией МЕА и в 2001 году сильно пострадал в аэропорту Каира.

Согласно базе данных авиапроисшествий, как пишет сайт politrussia.com, тогда он получил т.н. "хвостовой удар", "тэйлстрайк", и подвергся ремонту.

В истории авиапроисшествий были документально зафиксированные случаи, когда неправильный ремонт после "тэйлстрайка" приводил к тому, что самолеты разваливались в воздухе – 12 августа 1985 года с японским лайнером и 25 мая 2002 года с китайским. Ремонт после тэйлстрайков" - дело дорогостоящее и непростое. Специалисты часто рекомендуют компаниям после таких происшествий списывать самолет.

Согласно одной из версий, лайнер Airbus A321 разрушился в воздухе. После "тэйлстрайка" он не был списан, и, судя по чрезмерной "экономности" хозяев "Когалымавиа", на его ремонт не были затрачены огромные средства.

Получается, трагедия была почти неизбежна, вопрос стоял только в сроках? 

Читайте также в сюжете: Крушение российского самолета

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров