"А всегда ли будут сыты наши дети?": работая на земле, алтайские крестьяне хотят жить достойно
10 декабря 2009, 13:20, ИА Амител
Корреспондент газеты "Каменские известия" Надежда Спесивцева опубликовала статью под названием "Пот и "слезы". Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с материалом нашей коллеги.
Уставшие поля, отдавшие все силы урожаю и в конечном итоге порадовавшие крестьян хлебом, отдыхают, припорошенные снегом. Затихла суета послеуборочных работ. Земледельцы, наконец-то, могут передохнуть, собраться с мыслями, оценить сделанное, подумать о грядущем.
Пот
Владимир Чаплыгин—один из огромной армии тех, кто знает, какой ценой достается хлеб.
В 2005 году он возглавил небольшое сельхозпредприятие ООО "РИМ". В общей сложности в сельском хозяйстве трудится без малого 40 лет. Начинал с рабочего строительной бригады совхоза "Октябрь". Получив заочно агрономическое образование, работал агрономом, управляющим Чапаевского отделения, заместителем директора совхоза "Октябрь".
Когда встал у руля ООО "РИМ", первое, с чего надо было начинать, это работа с землей, потому как пашня, которую им дали в аренду из фонда перераспределения, не обрабатывалась несколько лет и сплошь заросла бурьяном. Труда и денег было вложено немало. Расширяя площади, стали набирать паевую землю, которая тоже была не в лучшем состоянии.
На сегодня ООО "РИМ" использует 2400 гектаров пашни, из которых 2000 арендует у пайщиков, а 400—из фонда перераспределения земель района.
Надо отметить, что Чаплыгин одним из первых в районе за счет предприятия проводил земельные паи через процедуру официального оформления с последующей выдачей людям свидетельств на право собственности на землю.
За четыре года работы с землей она приведена в надлежащее состояние. В ООО "РИМ" как главный агротехнический способ применяют парование полей. Обязательным агроприемом является и вспашка зяби. Много внимания уделяется внесению минеральных удобрений, протравливанию семян, обработке посевов гербицидами, работе с семенами и сортами сельхозкультур.
Предприятие неплохо оснащено технически. На полевом стане (бывшее Чапаевское отделение совхоза "Октябрь") есть мехток, склад, крытая площадка для перевалки зерна. Из техники—три трактора К-700; автомобиль КамАЗ, используемый для подвозки семян к агрегатам весной и вывозки зерна от комбайнов осенью; автозаправщик; три зерноуборочных комбайна; в т. ч. новый "Полесье", купленный два года назад за 3,5 млн. руб.; новые протравитель семян, автопогрузчик, два посевных комплекса. Есть весь необходимый набор почвообрабатывающих орудий и инвентаря. В прошлом году купили широкозахватную борону за 1350 тысяч рублей.
Что касается кадров, то постоянных работников в ООО "РИМ" всего семь человек, в их числе сам Владимир Александрович и два его сына Александр и Сергей. А также механизаторы Евгений Шабуров, Валерий Шевляков, Вячеслав Черных и водитель Сергей Шайдуров. Помимо того, что в отсутствие отца кто-то из сыновей выполняет функции руководителя и организатора производственного процесса, они не чураются никакой работы. Весной оба трудятся на сеялках. Саша, кроме того, сварщик и заправщик, а Сергей (по образованию он механик) полностью отвечает за работу мехтока. При необходимости, конечно, привлекаются временные работники, но основная нагрузка все же приходится на этих семь человек, любой из которых может сесть и на трактор, и на автомобиль, и на комбайн. Взаимовыручка и взаимозаменяемость работников—это один из основных принципов в деятельности коллектива. А главный принцип Владимира Чаплыгина, как руководителя,—людям за работу надо хорошо платить и требовать с них выполнение возложенных обязанностей. Поэтому дисциплина в коллективе жесточайшая—никакой разболтанности и расхлябанности, абсолютное исключение употребления спиртного. Если человек утром пришел с остатками похмелья, он к работе не будет допущен, а при повторении подобного, с ним просто расстанутся.
Для работающих в ООО "РИМ" созданы нормальные условия. За труд они получают достойную зарплату. На полевом стане оборудована баня. В столовой, где пищу готовит повар-профессионал, занятых на полевых работах дважды в день кормят бесплатно. Люди чувствуют себя социально защищенными.
Слаженная, упорная работа коллектива, наличие необходимого оборудования и механизмов позволяют ООО "РИМ" добиваться неплохих результатов. В прошлом году урожайность "на круг" здесь получили около 20 ц/га. В этом году более 20 ц/га, а паровые поля дали по 27-29 ц/га. Правда, погодные условия лета и осени не совсем благоприятно сказались на качестве зерна, в частности, на содержании клейковины. Примерно половина пшеницы оказалась четвертого класса.
"Слезы"
Чаплыгин не привык жаловаться на жизнь. За годы работы в сельском хозяйстве повидал всякого и знает, что крестьянам богатеть никогда не позволялось. Из истории известно, как жили хлебопашцы в царской России—работали до седьмого пота, а за труд свой получали крохи да слезы. В молодой советской России только кто поднимался—"кулаками" нарекали, отбирали все и отправляли подальше, чтоб другим не повадно было. В 70-80-х годах прошлого столетия государство взяло курс на стирание граней между городом и деревней. В сельскую местность даже цивилизация заглянула. А тут на тебе—демократические преобразования бабахнули. И покатилось все под гору, да так быстро, что замечать не успевали—был колхоз и нету, цвел совхоз—и уже бурьян на его месте буйствует.
В начале нового века буквально из руин вставало сельское хозяйство. Трудно, медленно, но вставало.
Нацпроект объявили, цена на зерно поднялась. Земля вновь в оборот пошла, оживать стал крестьянин, поверил—лихие времена позади.
Поверил в это и Владимир Чаплыгин. Не зря ведь площади расширил и техники прикупил. 2008 год закончил с прибылью. А весной 2009-го, когда государство заявило, что осенью заберет у крестьян пшеницу по 6000 рублей за тонну, и вовсе воодушевился. Рожь молотили—душа пела—хорошо сыплется. Правда, когда стали искать, куда сбыть, как будто попрятались перекупщики—никому рожь оказалась не нужна, даже по бросовой цене. Ладно, подумал, вот пшеничка пойдет—вздохнем. Пошла пшеничка, и тоже хорошая. Только дальше мехтока и она не ушла—лежит, потому как не нужна.
На полевом стане, где несколько дней назад замер мехток, закончив подработку зерна, где достойно трудившаяся техника поставлена на хранение, где ждет своего часа и цены "золотое" зерно, мы и встретились с Владимиром Чаплыгиным.
Но до разговора с ним, состоялось знакомство с его младшим сыном Сергеем, который в настоящее время вместе с братом Александром и еще одним работником сторожит то, что находится на полевом стане. Сергей показал зерно, которое не вошло в склад и сейчас лежит на крытой площадке, с открытой стороны загороженной изготовленными собственными силами щитами. Молодой Чаплыгин посетовал, что опасность попадания снега на бурт все равно остается и это, конечно, беспокоит.
А Владимир Александрович рассказал о том, что ООО "РИМ" полностью обеспечило себя семенами под посев будущего года и даже имеет возможность семена продать. Ржи не реализовано ни тонны. Даже бесплатно не берут, чтобы не тратиться на транспортировку. Пшеницу сами пытались вывозить в Новосибирскую область, но цена оказалась настолько низкой, что от этой затеи пришлось отказаться. Заявка на участие в интервенции подана через "Алтайагропрод", но пока сколько-то зерна продать не удалось. Не лучше дела и с отходами. Если в прошлом году на корм скоту люди брали их по 3-4 тыс. руб./т, то в этом году и за гораздо низкую цену купля существенно снизилась.
—Может, на Севере или на Востоке страны и нужна наша пшеница и цена у нее будет высокая, но пока туда довезешь, железнодорожный тариф все "съест". Поэтому, на мой взгляд, правительство должно решать вопрос вывоза зерна за пределы государства. А по большому счету отношение к крестьянину в обществе должно измениться коренным образом—людей, работающих на земле, не "колхозанами" должны видеть, а кормильцами. Вот собрали мы урожай и сидим. Кредиты платить нечем, а ведь ежемесячно банку 400 тысяч отдать надо. Пайщиков рассчитать не можем, а это очень тяжело морально, т. к. люди нам поверили и передали свою землю в аренду. Объяснить им, что мы тоже не разбогатели, очень непросто. По итогам года мы окажемся в убытке. Если даже удастся перекредитоваться, на следующий год посевные площади сократим, посеем тысячи полторы—это как раз пар и зябь, и хватит,—рассудил Чаплыгин.
В завершение беседы он сказал: "Я общаюсь с главами К(ф)Х, руководителями сельхозпредприятий, многие из них согласны с моей позицией в плане отношения к крестьянству".
А дальше что?
"У обоих сыновей Владимира Александровича свои семьи. У Александра два сына—12 лет и 10 месяцев. У Сергея—дочка, которой полтора годика. По большому счету, мы все на этой земле живем ради детей, ради достойного будущего—будь то президент, министр, губернатор... крестьянин. И, наверное, пора задуматься над тем, а всегда ли будут сыты наши дети?", - такими словами закончила статью Надежда Спесивцева.
Комментарии 0