Бум биографического кино: каковы причины?
22 октября 2013, 11:52, ИА Амител
К жанру байопика режиссеры стали обращаться практически с самого рождения кинематографа, но именно в последние годы производство биографических картин резко возросло Каковы причины этого бума популярности? На этом вопрос дает ответ сайт cinemotionlab.com.
Есть несколько причин, почему в последние годы произошел всплеск интереса к байопикам.Прежде всего, измененился сам жанр и его герои. Вплоть до 1950-х годов среди биографических фильмов преобладали картины, посвященные жизни политиков или военных деятелей: Жанна д’Арк, Наполеон, Абрам Линкольн или королева Виктория. В советском кинематографе сложился целый канон, по которому создавались масштабные "Лениниана" и "Сталиниана", в каждой из них насчитывается порядка полусотни картин. Авторы этих фильмов стремились создать образ идеального человека, который мог бы вдохновить на свершение добрых и благородных дел.
Слом этого канона пришелся на 1950-е годы. С одной стороны, люди устали от войны, усилий и жертв, когда все было подчинено интересам общества и государства, с другой стороны, слишком добропорядочное кино стало казаться примитивным - особенно на фоне актуальной концепции искусства и в частности литературы, которая к этому времени уже занималась исследованием жизни и психологии обыкновенного человека со всеми его противоречиями.
Постепенно на смену политикам пришли новые культурные герои: актеры, музыканты, художники. Соответственно и биографии стали создаваться по другому канону. Вместо идеального "человека-памятника" создатели фильмов стали показывать живого человека со всеми его недостатками и особенностями. Чтобы удержать внимание зрителя, потребовались личные истории, чтобы показать, что герой не только пишет книги, сочиняет гениальные симфонии или руководит государством, но и, как обыкновенный человек, переживает любовные драмы, предательства, трагедии. Это послужило толчком к качественной эволюции жанра, к поиску психологической достоверности. В результате к восьмидесятым годам прошлого века продюсерский байопик трансформировался в режиссерский и стал завоевывать не только внимание кинозрителей, но и признание профессионального сообщества. В 1980 году Мартин Скорсезе получил двух "Оскаров" за "Бешеного быка" с Робертом Де Ниро, Милош Форман в 1984 году - восемь статуэток за "Амадея", а в 1987-м "Последний император" Бернардо Бертолуччи завоевал уже девять премий "Оскар".
Начиная с 2000-х байопики попадают в списки номинантов и победителей "Оскара" каждый год. Например, в 2001 году, три из пяти картин в номинации "Лучший актер" были именно биографическими лентами, а награда в номинации "Лучшая актриса" досталась Джулии Робертс за роль в "Эрин Брокович". Байопик стал самым "оскароемким" жанром: с 2000 года и по сегодняшний день 38 фильмов были номинированы на "Оскар" в категориях "Лучший актер" и "Лучшая актриса", и 15 из них получили заветную статуэтку. В результате, на сегодняшний день, самые известные актеры борются за возможность получить роль в байопиках, пресса активно пишет об этой борьбе, что, в свою очередь подогревает интерес публики к этим фильмам.
Еще одной причиной постоянного роста числа байопиков в 2000-е годы, стало расширение круга культурных героев. Сегодня мировая киноиндустрия активно обращается к биографиям самых разных персонажей: и политиков ("Че", "Железная леди", "Линкольн"), и артистов всех видов искусств ("Фрида", "Пианист", "Призраки Гойи", "Контроль"), и гангстеров ("Кокаин", "Враг государства №1"), и спортсменов ("Али", "Марадона"), и общественных деятелей ("Эрин Брокович", "Харви Милк"). Современная постмодернистская эпоха не только возвращает и смешивает прежних культовых персонажей, но и порождает новых.. Один из последних трендов ― фильмы о личностях, связанных с компьютерными и информационными технологиями. В 2011 году на экраны вышла "Социальная сеть", посвященная создателю фэйсбука Марку Цукербергу, в 2013-м "Джобс" об основателе Apple и "Пятая власть" (о Джулиане Ассанже), в скором времени планируется запуск фильма о Джоне Макафи ― основателе крупнейшей в мире компании-разработчика антивирусного программного обеспечения McAfee.
Современные культурные герои для зрителя выполняют те же самые функции, что и герои мифов Древней Греции. Мифология, основанная на универсальных схемах, по которым работает массовое сознание, необходима человеческому обществу как скрепляющая идея. Миф одновременно объясняет и природу вселенной, и общественные отношения в целом, и проблемы отдельного человека. В развитом обществе главным источником легенд и слухов становятся кино, телевидение и средства массовой информации - они являются идеальными проводниками для современной мифологии. Байопик как кинематографическая форма превращает отдельно взятого человека в культ, а в качестве сюжета использует слухи и домыслы. Так, соединяя реальность и фантастику, байопик становится для широкой аудитории тем, чем в древности был миф.
Сходство байопика и мифа обнаруживается и в том, что они выполняют одинаковые функции: развлекательную и эмпирическую. Фильмы этого жанра строится по строгому канону: на знакомую публике биографическую канву накладываются новые истории. Давно известные факты и свежая информация подаются дозированно, и это часть негласного соглашения между зрителями и авторами: зрителю дают убедиться в собственной компетентности, и в то же время удерживают интерес новой, зачастую вымышленной, информацией. Например, авторы картины "Бессмертная возлюбленная" обратились к общеизвестным фактам биографии Людвига Ван Бетховена, но внесли в них элемент таинственности ― так и получилась детективная любовная драма.
Психологи считают, что биографический фильм оказывает на зрителя более сильное впечатление, чем любой другой кинематографический жанр. Он убеждает нас в реальности показанных событий, даже если они были введены в сценарий искусственно. Драма Гаса Ван Сента о Курте Кобейне "Последние дни" не содержит ни одного факта, реально имевшего место, и, тем не менее, никто не сомневается, что в основу сюжета легла биография известного рок-музыканта.
Сходство байопика и мифа наблюдается и в том, что оба они не принадлежат только массовой или только элитарной культуре. Биографический фильм находится как раз в точке их пересечения. Например, к чему можно отнести фильмы "Народ против Ларри Флинта", "Авиатор" или "Жизнь в розовом цвете"? Эти и подобные им картины рассказывают о персонаже, который по определению становится объектом массовой культуры, но сняты они на высочайшем художественном уровне, подразумевающем несколько уровней подтекста и смысла, каждый из которых понятен своей социально-демографической группе, но в то же время одинаково интереснен всей аудитории.
Таким образом, на сегодняшний день, благодаря мифологической природе байопика и изменениям внутри жанра, киноиндустрия нашла одновременно самый высокохудожественный и самый экономически выгодный способ снимать кино, пользующееся постоянным вниманием зрителей.
Комментарии 0