Дело табак. Почему Госдума хочет запретить вейпы и кто от этого выиграет
Первыми по любителям курить "электронку" ударят регионы, а потом подключится вся страна
26 августа 2025, 09:30, ИА Амител
Готовящийся российскими законодателями запрет продажи вейпов в России должен позитивно сказаться на здоровье населения, в первую очередь молодежи, считают региональные чиновники и эксперты. Он позволит снизить уровень онкологических, сердечно-сосудистых и некоторых других заболеваний.
Сначала прекращение реализации ЭСДН (электронной системы доставки никотина) обкатают на некоторых регионах-добровольцах, а затем, похоже, распространят на всю Россию. Впрочем, есть и скептики, полагающие, что готовящиеся меры основаны на недостоверных сведениях, неэффективны в социальном плане и вообще преследуют коммерческие интересы. Подробности – в материале amic.ru.
"Оружием геноцида", в первую очередь против молодых людей, назвал вейпы в интервью РБК вологодский губернатор Георгий Филимонов.
«То, что нужно обязательно запретить продажу вейпов, курительных смесей, аромаингаляторов, никотинсодержащей продукции, – это факт. Не ограничить, а запретить», – категорически заявил он.
Кстати, на Вологодчине ограничения реализации ЭСДН были введены с 9 июня – торговать ими нельзя рядом с образовательными учреждениями и жилыми домами. Филимонов сразу предложил руководителям других субъектов Федерации последовать примеру его региона.
«Из 316 торговых точек по продаже вейпов на территории Вологодской области уже закрылось 114. Такой результат – всего за два с половиной месяца профилактических мероприятий с использованием доступных правовых инструментов», – рассказывал губернатор.
Справка. Судя по всему, под запрет на продажу попадут ЭСДН, называемые электронными сигаретами, вейпами, и другие устройства, превращающие никотинсодержащую жидкость в аэрозоль для вдыхания.
Свое позитивное отношение к ограничениям или запрету вейпов еще в январе высказал замглавы Минздрава РФ Евгений Камкин, отвечая на вопрос журналистов на пресс-конференции, посвященной запуску проекта "Профилактический щит страны".
«Мы в принципе в Минздраве относимся не очень хорошо ко всему, что может влиять на состояние здоровья, будь то сигареты, курительные смеси, алкогольная продукция, наркотическая, психотропные препараты. Поэтому ответ очевиден», – заявлял чиновник.
Кстати, спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил о проведенных опросах на своих страницах в соцсетях на тему запрета вейпов, в результате которых 74% из 265 тысяч участников поддержали законодателей.
Что касается зарубежного опыта, то в 32 государствах ЭСДН законодательно запрещены (по состоянию на май 2024-го), сообщает ВОЗ. Среди них – Аргентина, Бразилия, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Тайвань, Таиланд, Турция, Ливан, Панама, Уругвай и другие.
В США вейпы и электронные сигареты чаще всего квалифицируются как табачные изделия, поэтому их продажу, рекламу, продвижение, распространение, производство, импорт, упаковку и маркировку регулирует федеральное Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). В странах ЕС для них установлены нормативные стандарты по содержанию никотина и маркировке. В Бельгии с января 2025 года запрещена их продажа в киосках и магазинах, в том числе онлайн.
В последнее время в ряде ведущих СМИ появились публикации о вреде электронных курительных средств на организм человека, особенно в молодом возрасте. В частности, о негативном воздействии содержащегося в них глицерина и пропиленгликоля, способных вызывать различные аллергические реакции, а также хронические заболевания легких и даже потерю обоняния.
К примеру, увлечение ЭСДН чревато появлением болезни EVALI (названной "болезнью вейперов") – острому воспалению легких, вызывающему синдром дыхательной недостаточности, смертность от него наблюдается в 30–50% случаев, говорилось в материале петербургских ученых в феврале 2024 года.
В научной работе также отмечалось, что у пациентов с EVALI фиксировались одышка, кашель, боль в груди, диарея, боль в животе, лихорадка и повышенная утомляемость. Причем эти симптомы могли проявиться в любое время и продолжаться от нескольких часов до нескольких недель.
Между тем популярность электронных курительных устройств в России растет. Еще в мае статистика группы компаний FinExpertiza показала, что в 2024-м число потребителей ЭСДН в России увеличилось на 19% по сравнению с предыдущим годом, составив примерно 5,3 млн человек.
Наибольшей популярностью они пользуются в Магаданской области (им отдают предпочтение 51,4% из всех региональных курильщиков), на Чукотке (51,1%), в Москве (38,2%), Волгоградской области (32,4%), Астраханской области (27,4%), Санкт-Петербурге (27,2%), Свердловской области (27%), Севастополе (25,4%), Ямало-Ненецком автономном округе (25,3%) и Новгородской области (24,9%).
Обсуждение табу на вейпы и жидкости к ним возобновится после начала работы ГД РФ, сообщил НСН зампред комитета по охране здоровья Федот Тумусов:
«Госдума выступает за полный запрет вейпов, работа идет, несмотря на то, что есть и противники таких радикальных мер».
При этом депутатский корпус, по его словам, настроен "очень серьезно" в плане борьбы с вейпами и "тому подобными электронными курительными устройствами".
«Потому что непонятно, что там находится, и абсолютно понятно, что это вредно для здоровья. Полностью все запретить, может, не удастся, а вот ограничить возраст, ограничить места продажи, ограничить продажу по времени и так далее – это точно удастся… Картинки, надписи, что это вредно, что это яд и так далее, – это тоже надо делать».
Причем одна из главных идей искоренения потребления ЭСДН – "чтобы люди с определенного поколения вообще перестали употреблять такие вредные вещи", поскольку это "формирование мировоззрения, что новое поколение людей должно быть здоровым", отмечал депутат.
Острие будущих правовых мер должно быть направлено на "ключевое звено в распространении никотинсодержащей продукции" – производителей и продавцов, считает член Совета Федерации Артем Шейкин.
Впрочем, потребителям тоже может "прилететь", "особенно если речь идет о несовершеннолетних", оговаривается сенатор.
«Если субъект Российской Федерации вводит полный запрет, он может предусмотреть ответственность и за хранение, и за использование таких устройств на своей территории. В случае с туристами или приезжими – например, если человек приехал с вейпом из Москвы и использует его в Нижегородской области – формально он может подпадать под действие регионального закона, если тот предусматривает санкции не только за продажу, но и за потребление», – развивает свою мысль Шейкин.
Как известно, ранее президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу нижегородского губернатора Глеба Никитина предоставить регионам возможность устанавливать законодательные барьеры для реализации вейпов. И теперь в области в экспериментальном порядке будет введен соответствующий запрет.
Однако Нижегородской и Вологодской областями антивейповый эксперимент может не ограничиться – законопроект о полном запрете продажи вейпов и электронных сигарет рассмотрит Госсобрание – Курултай Башкирии, сообщил РБК его спикер Константин Толкачев.
Многие регионы в реализации заявленного "свыше" начинания сегодня будут пытаться перещеголять друг друга, сообщил amic.ru собеседник из аналитического аппарата Госдумы.
«Такова природа взаимоотношений чиновников различного уровня. Чтобы получить доступ к трансфертам, помощи в реализации проектов, из соображений принадлежности к команде автора инициативы – регионалы будут если не бежать впереди паровоза, то выделяться в плане выполнения новой установки. Конечно, предварительно будут оценены возможные социальные, политические издержки», – рассказал собеседник.
Перед установкой законодательных барьеров следует принять предупредительные меры, поскольку "люди по незнанию могут наносить тяжелейший вред здоровью", считает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Впрочем, далеко не все специалисты соглашаются с ведущейся антивейповой кампанией. Многие негативные сведения об ЭСДН взяты у медицинских блогеров, считает онколог, доктор медицинских наук Евгений Щетинин.
По его словам, публикуемые сведения порой основаны на непроверенной информации. Скажем, в обычных сигаретах содержатся сотни научно доказанных канцерогенов от горения табака, таких как формальдегид и нитрозамины, накапливающиеся в человеческом организме годами и подкашивающие его здоровье, а вот в вейпах они практически отсутствуют, заявил медик в эфире радио "Комсомольская правда". При этом он не отрицает вреда от потребления альтернативных курительных средств (из числа официально санкционированных, разумеется).
Экономист Константин Ордов также настроен скептически к возможным запретительным решениям. По его словам, серьезного эффекта они не принесут, а вот сумятицу у граждан вызовут, заявил он в эфире канала "Россия 24".
«Это, наверное, может стать каким-то раздражающим фактором, если в одном субъекте Федерации можно использовать эти устройства, а в другом нельзя. Но это будет какая-то совершенно сумятица, и это точно не будет похоже на борьбу за здоровый образ жизни», – полагает Ордов.
Кроме того, скептики полагают, что строгие антивейповые меры в России объясняются вовсе не заботой о здоровье граждан, а лоббированием интересов производителей и продавцов традиционных сигарет, доходы которых, как утверждают, за последние годы упали примерно на 20% из-за роста популярности вейпов. Возможно, предстоящие законодательные баталии в Госдуме прольют больше света на этот вопрос.
Комментарии 29
09:54:10 26-08-2025
Запретить ПОЛНОСТЬЮ и ПОВСЕМЕСТНО. Если "ограничить возраст, ограничить места продажи, ограничить продажу по времени" то это ничего не даст. Сердобольные дяденьки как покупали подросткам вейпы, так и будут покупать.
10:30:50 26-08-2025
Гость (09:54:10 26-08-2025) Запретить ПОЛНОСТЬЮ и ПОВСЕМЕСТНО. Если "ограничить возраст,... Считаю ваш комментарий заказным и чудовищно лицемерным, когда такой сильнодействующий наркотик, как спирт, продают легально и от него умирают и страдают даже те, кто не употребляет. Употребляющий алкоголь индивид "ловит кайф" (алкогольный приход) и как и наркоман, старается повторить и усилить это чувство, продолжает повышать дозу, после становиться агрессивным, неуправляемым, не вменяемым. В последствии, алкогольный наркоман подсаживается на спиртосодержащие вещества и становится системным потребителем. Шансов вылечится очень мало. Алкоголь является причиной убийств женщин, детей, стариков. Алкоголь разрушает печень, нейронные связи головного мозга и т.д. Последствия от употребления алкоголя необратимы и не существует безопасных доз алкоголя, он вреден в любом количестве и наносит непоправимый ущерб организму. Человеческие жертвы исчисляются сотнями тысяч из за алкоголя, не меньше чем от опиоидов, а то и больше. Теперь пожалуйста расскажите чем вредны и опасны вейпы для здоровья (настоящие ссылки на исследования, а не эту галиматью в сми) и окружающих? Или про пользу табака расскажете? И как думаете ждать запрета небулайзеров?
11:03:01 26-08-2025
Действие спирта на организм давно изучено, и употребление его ограничено. За употребление алкоголя можно вылететь с работы, лишиться водительских прав. Продажа алкоголя запрещена до определенного возраста. т.е. так или иначе, оборот алкоголя государством (и обществом) регулируется. Чего не скажешь о вейпах. Часто вы встречаете людей, пьющих водку из горла на улице? в школах, ВУЗах, остановках общественного транспорта? детей и подростков, открыто употребляющих алкоголь? А вейпы - сплошь и рядом. В школах на переменах в туалетах парят все кому не лень
12:32:35 26-08-2025
Гость (11:03:01 26-08-2025) Действие спирта на организм давно изучено, и употребление ег... "Действие спирта на организм давно изучено, и употребление его ограничено" - вот именно, ИЗУЧЕНО и определено как опасное для жизни и здоровья, но все равно свободно в продаже, а значит никак оно не регулируется - иначе откуда взяться пьяным несовершеннолетним, пьяным водителям, пьяным сотрудникам и все что вы перечислили. И еще раз, какой именно вред от вейпов? Хоть один можете назвать, кроме как убытков для табачных компаний и "невыносимого аромата клубники с лаймом", вместо вони от сигарет повсеместно? Возможно вы меня сможете убедить, что вейп опаснее спирта и сигарет и приведете в качестве доказательства официальные многолетние исследования (не липовые в сми), подтверждающие смертельную угрозу, можете назвать научную статью или институт? Пока я не услышал ни одного адекватного аргумента против и ни одного доказанного факта...
14:25:04 26-08-2025
Гость (12:32:35 26-08-2025) "приведете в качестве доказательства официальные многолетние исследования (не липовые в сми), подтверждающие смертельную угрозу, для этого необходимо, как минимум, многолетнее наблюдение за репрезентативной группой людей, употребляющих вейпы в течение длительного времени (лет, десятилетий). Вероятно, исследования ведутся, но для результатов еще рановато. Между прочим, вред курения тоже был установлен не сразу, еще в 1 половине прошлого века курение считалось вполне безобидным и даже полезным. Не так страшны сами вейпы, парите вы сколько влезет. Страшно то, что употребление веществ, влияние которых на организм еще не изучено, стало массовым среди детей и молодежи. Когда через 15-20 лет это поколение начнет массово страдать от заболеваний легких и еще неизвестно чего, запрещать будет поздно.
21:16:20 26-08-2025
Гость (14:25:04 26-08-2025) для этого необходимо, как минимум, многолетнее наблюдение за... Так я об этом и говорю, перед тем как разрешать в продажу нужны были исследования - вот это забота о здоровье населения! А не набив для начала карманы, а потом внезапно ОЙ, что то сигареты плохо продаваться стали. Еще раз - алкоголь и табак с доказанными смертельными пагубными последствиями РАЗРЕШЕНЫ к продаже! С какого перепуга вейпы, чей вред даже не доказан пока, собираются запрещать? Я не утверждаю, что вейпы полезны для здоровья, я говорю о лицемерии этого запрета, потому что всем плевать на здоровье и жизни потребителей, это только дележ рынка и не более. А если важно здоровье молодых, тогда запретить нужно продажу алкашки и сигарет в первую очередь, от которых люди гибнут сотнями тысяч (пивнухи на каждом углу) или неужели вы думаете, что после запрета вейпов они не перейдут на сигареты? И что в итоге то? Рак легких, вместо якобы "пневмонии"? Но лично мне, как не курящему, приятнее аромат вейпа, нежели сигаретная вонь, а кто там как свое здоровье гробит, это его личное дело и никого не касается, если не мешает окружающим.
21:39:06 26-08-2025
Гость (12:32:35 26-08-2025) "Действие спирта на организм давно изучено, и употребление е... Сходите к пульманологам, они вам расскажут
23:32:27 26-08-2025
Гость (21:39:06 26-08-2025) Сходите к пульманологам, они вам расскажут... что мне расскажут пульмОнологи? Жрите вот этот яд (алкоголь и табак), от него мы знаем, вы точно подохнете и еще парочку с собой прихватите, мы его изучали и уверены на 100%, а вот этот новый (вэйп) мы запрещаем, потому что он вероятно тоже яд, но мы пока не уверены, вдруг вы не умрете. Вот примерно так выглядит этот закон.
05:40:25 18-09-2025
Гость (23:32:27 26-08-2025) что мне расскажут пульмОнологи? Жрите вот этот яд (алкоголь ... Кто эти МЫ, о которых ты тут постоянно пишешь?
18:04:42 07-11-2025
Гость (21:39:06 26-08-2025) Сходите к пульманологам, они вам расскажут... Странно, у сына была средне тяжёлая астма, курил сигареты, перешёл на вейпы, уже 3 года нет астмы.
00:01:40 10-11-2025
Гость (11:03:01 26-08-2025) Действие спирта на организм давно изучено, и употребление ег... Так ведь вейп детям тоже запрещено продавать!!!
10:24:08 26-08-2025
и правильно - в них непонятно что находится. вот в мальборо - понятно что
19:31:37 02-09-2025
гость (10:24:08 26-08-2025) и правильно - в них непонятно что находится. вот в мальборо ... конечно понятно, 33 суррогата, 25 видов горелой бумаги и 1 выветривающийся табачный соус и вишенка на торте - акцизная марка, что составляет примерно 75% розничной цены, в этом-то то всё и дело, что как правильно написал оратор выше - делёж рынка, и не более, действительно вейп-культура молода, её вред не изучен по крайней мере пока, и всё пытаются кивать на подростков, но я скажу, как человек работающий в табачно-вейповой индустрии, официально им и запрещено продавать, и в крупной сети будь то Пармаркет или Колумб (Нижегородскую область я прежде всего имею ввиду, где губернатор Папироскин и пыжится чтоб это всё запретить) подростку без документов никто и не позволит купить и никто не продаст, но причина как я думаю частично ещё и в другом, те кто лоббируют подобные запреты как правило люди 35-40+, в чью молодость и глупость как любят говорить наши родители (18-25 лет) этого не было, они этого не знают, не понимают, и следовательно надо пытаться запретить, но при этом как всегда ни слова о сигаретах, потому что дайте угадаю - под прикрытием ЗОЖа депутаты зак собрания НО уж точно курят СИГАРЕТЫ, причём далеко не те, которые химозные и продаются в большинстве магазинов, а самый настоящий импорт из той же Европы или Штатов, для обычного же потребителя из нехимозы представлены только южные корейцы (Raison, Bohem, Гараж, и некоторая часть Esse) и немцы (Chapman, Pepe, Harvest в основном) с соответствующим прайсом и то в большинстве безакцизный параллельный импорт или дюти-фри, а рядовой сигаретчик должен платит неадекватный акциз и курить химию, с вейпами большинство подобных налогов не работает, поэтому и пытаются настричь денег лишний раз, те же жидкости для вейпа пытались обложить драконовским акцизом, чтоб их цена взлетела в 4 раза (текущая стоимость жидкости в 30 мл примерноо 500-700 рублей, акциз хотели ввести сначала 42 рубля за 1 мл, потом до 60 рублей за 1 мл, считайте даже 42х30=1260 это только акциз, не считая затрат на производство, логистику и наценка магазина получится как раз 2к за 1 флакон 30 мл), но и тут производители выкрутились, в общем я к чему - снова старшее поколение, которое не понимает занятия молодёжи пытается навязать своё мнение и своё видение ситуации, как было сказано в одном из абзацев, и не хочет понимать, ему проще как всегда запретить, а учитывая как Папироскин прописывает свои желания - он вообще не в зуб ногой как индустрия устроена, ведь под курительными смесями можно понимать и кальянный табак, и если максимально размылить формулировку (а у нас ровно так и делается) можно и на них наехать своими запретами (представьте себе, что 1 из главных производителей кальянного табака и смесей Darkside основан и базируется внезапно в Нижнем Новгороде, и губернатор, как настоящий слон в посудной лавке своей близорукостью не только по зрению, но и по незнанию специфики может прищемить хвост и этой компании, которая платит некислые налоги со своего бизнеса, они просто уйдут в другой регион, где нет таких отчаянно слабоумных и отважных властей, вот до чего доводит подобное головотяпство, был у нас когда-то минеральный секретарь с сухим законом, будет теперь сигаретный губернатор
10:26:39 26-08-2025
А "Сердобольные" не будут покупать им сигареты?
Думаете от них вреда меньше? Или не дай бог вы считаете что сигареты безопасны в отличии от вейпа?
11:23:16 26-08-2025
Полностью поддерживаю запрет вейпов.
Так как по вредности они равны сигаретам и алкоголю, так же требую запретить сигареты и алкоголь.
Россия должна стать здоровой нацией. Кто пьёт и курит тот должен оплачивать медицину за свой счёт.
12:51:50 26-08-2025
о (11:23:16 26-08-2025) Полностью поддерживаю запрет вейпов.Так как по вредности... Чеши лесом ЗОЖник доморощенный)
20:13:44 26-08-2025
о (11:23:16 26-08-2025) Полностью поддерживаю запрет вейпов.Так как по вредности... Вейпы равноценны сигаретам. Они также вредны, как и любое другое курение. И да, на них должны распространяться те же ограничения, что и на курение обычных сигарет. Они не лучше, не безопаснее, но и не хуже (недоказано), чем обычные сигареты.
21:25:01 26-08-2025
Более чем 7000 химических веществ, содержащихся в сигаретном дыме, по меньшей мере 250 опасны для здоровья, и по меньшей мере 69 из них могут вызывать рак. В жидкости для вейпа 3-4компонента. Никотин можно не употреблять. Производство сигарет дешёвое. Продажная цена высокая. Кто-то не хочет терять доходы.
22:19:08 26-08-2025
Здравствуйте. Конечно всё понятно, переживание за здоровье. Так запретите продажу спиртного, табачных изделий и НАРКОТИКОВ. Сейчас наркотики продают через интернет и не боятся. Если закроются табачные магазины, Вы думаете не найдут где купить??? Молодёжь в открытую говорят будем сами мешать и делать жидкость для вейпов. Думаете это правильно и не страшно? Не зная как правильно и точные пропорции. По-моему это страшнее( Если бы запретили и не продавали ВООБЩЕ НИ ГДЕ, тогда это другой вопрос. Всё равно будут продавать и покупать. А что делать людям, которые работают в этой сфере, которые зарабатывают на жизнь, которые платят налоги и ипотеки. Куда все и сразу пойдут работать??? Жить за что????
23:19:09 26-08-2025
Ирина (22:19:08 26-08-2025) Здравствуйте. Конечно всё понятно, переживание за здоровье.... Не зарабатывай на жизнь жизнями других людей
22:22:56 17-09-2025
Гость (23:19:09 26-08-2025) Не зарабатывай на жизнь жизнями других людей... А при капитализме можно по другому?
02:35:02 27-08-2025
Так вот сигаретные компании борятся с конкурентами. Ну запретили бы и электронные нагревательные приборы. Стики для них делают те же самые табачные фабрики.
12:27:04 27-08-2025
Табачные компании конечно схватились за голову. Вейпы увели у них не 20% прибылия, а наверное все 50. Куча куча людей перешли на вейпы вместо сигарет. Теперь перейдут обратно. Табачные компании ликуют. Молодцы депутаты. Забота о здоровье населения налицо.
То я потреблял пар из глицерина и пропиленгликоля. А теперь снова начну потреблять жёсткие канцерогены из минерального дыма. И окружающим буду распространять не ароматный пар а едкий дым.
15:25:22 28-08-2025
Вроде и акцизами обложили и честным знаком, а все равно не сравнивается для государства по доходности с водкой и папиросами. Видимо, надо запрещать )))
Была бы забота о здоровье, сделали бы продажу по авторизации в госуслугах, все аппараты маркироваными и штраф за передачу несовершеннолетним в лям. То есть, ловит полиция юного раздолбая, изымает эектронку и далее нахлобучивает того кто покупал.
Но это сложно и лениво. Кстати, так бы как выше написано с водкой сделать. Но это не, это святое, это трогать низзя.
16:00:45 28-08-2025
Я бы еще поняла если бы запретили и табачку тоже, но здесь, к бабке не ходи, явно спохватились из-за упущенной выгоды табачных фабрик..покупать сигареты стали меньше..Сама курила сигареты более 30 лет и при переходе на электронную сигарету ощутила очистку организма от токсических накоплений...но видимо именно это и не нравится депутатам..Ну а по поводу того, кто не курит а практически жрет эти вейпы, ну так дураку - """""" и водой можно отравиться..
11:03:48 06-09-2025
Почему взрослым запрещают? мне за 50 лет и я перешел с обычного табак на эл сигареты, нет запаха, не вызывает раздражения у окружающих, вредно и то, и то, это наш выбор, на каком основании взрослым людям запрещают. Неблагополучные подростки будут курить теперь что- нибудь еще похуже. Это зона ответственности родителей. причем тут взрослые люди. У меня все коллеги и друзья перешли с табака на эл.сигареты. Не верится в заботу о здоровье, это точно лобби табачных компаний, тогда нужно запрещать все, а так теперь будем внимательно голосовать за депутатов всех уровней, особенно против тех, кто все эти запреты разрабатывает . Запретите себе запрещать
13:06:53 06-09-2025
гость (11:03:48 06-09-2025) Почему взрослым запрещают? мне за 50 лет и я перешел с обычн... Наркотики взрослым тоже запрещают
01:04:21 07-11-2025
Ну так их( наркотики)всё равно продают и желающие похоже(судя по колличеству обдолбанных наркоманов) покупают их без особых проблем!
23:45:04 07-11-2025
Когда они заботились о здоровье народа? Да НИКОГДА. Тут как всегда замешаны деньги. Табачное лобби во всей красе.