"Незаменимая" Ирина Антонова покинула должность директора Пушкинского музея
08 июля 2013, 12:10, ИА Амител
Ирине Александровне - 91 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина она возглавила более полувека назад - в далеком 1961-м, когда Гагарин полетел в космос. И сделала из Пушкинского бренд с мировым именем. Менялась страна, но неизменными оставались очереди возле музея.
Антонова не боялась экспериментировать. Для широкой публики - советской, а потом и российской - многое было настоящим откровением. Сюда впервые привезли "Джоконду", здесь хранится "Золото Шлимана". Кто-то вспоминает работы Энди Уорхола, кто-то Марка Шагала - это он рисовал Ленина вверх ногами. А еще были Малевич, Кандинский, Матисс, экспозиции "Москва-Париж" и "Москва-Берлин".
"Ирине Александровне принадлежит очень важная мысль - ввести русское искусство в контекст мирового. То, что мы начали делать в 90-е годы прошлого века, она делала в 60-е. В 60-е годы музей Пушкина играл в Москве такую же роль как Театр на Таганке, как "Современник". Это было место серьезной либеральной художественной мысли", - отмечает министр культуры Российской Федерации (2000-2004 гг.), руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (2004-2008 гг.) Михаил Швыдкой.
По иронии судьбы именно русское искусство стало яблоком раздора между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В начале этого года разгорелся конфликт: Москва захотела вернуть картины импрессионистов коллекции москвичей Щукина и Морозова из Питера. Когда-то вся коллекция знаменитых меценатов хранилась в Музее Западного искусства в столице, но в 1948 году музей закрыли - а работы разделили. И вот итог: полотно Пуссена "Пейзаж с Полифемом" - в Петербурге, а его же "Пейзаж с Геркулесом" - в Москве. Хотя по замыслу художника - это диптих, т.е. работы можно воспринимать только вместе. Антонова напрямую обратилась к президенту с предложением воссоединить коллекцию. Но ее не поддержали.
"Я убежден, что тогда, в 48-м году, была совершена большая ошибка - не надо было ликвидировать этот музей. Но я, честно говоря, не уверен в том, что исправление ошибки не может стать еще большей ошибкой", - заявил министр культуры России Владимир Мединский.
Именно в этом конфликте некоторые комментаторы и усмотрели причину ухода. Якобы Антонова проиграла, поэтому и написала заявление. Другие же говорят про ее почтенный возраст.
"Моя мама прожила 100 лет и 5 месяцев. Если я достигну ее результата, то буду вполне удовлетворена", - призналась Ирина Антонова.
Впрочем, в Пушкинском специально для Антоновой вводится новая должность - президента. Ее же место займет галерист и искусствовед Марина Лошак. До этого она была арт-директором Манежа.
"Культуре нужны агенты изменений. Марина была таким заметным агентом изменений в Москве. Она полностью изменила Манеж, выгнала оттуда с нашей помощью ярмарки меда и шуб. Это большое лобби различных торговцев, которые там находились. Сделала большое выставочное пространство", - рассказал руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков.
Кандидатуру нового директора, как известно, предложила сама Антонова. Обещала помочь и поддержать, а также поделиться опытом и связями.
"Конечно, Ирина Александровна могла снять трубку, набрать директору Лувра, министру культуры Франции или Германии, и на том конце телефона взяли бы трубку мгновенно. Понятно, что у Марины Лошак такого авторитета нет", - говорит Михаил Швыдкой.
"Она меня введет в элиту музейного сообщества. Познакомит с директорами крупнейших музеев, через которых можно осуществлять те фантастические выставки, которые проходят в Пушкинском музее", - отметила Марина Лошак.
Новые выставки, кстати, уже готовятся. Но главная задача нового директора - создание музейного городка вокруг Пушкинского. И если он появится в Москве, значит Ирина Антонова сделала правильный выбор и победила.
Комментарии 0