Россия потратит 6 млрд рублей на разработку самолета будущего
14 декабря 2012, 09:38, ИА Амител
Министерство промышленности и торговли выделило около 6 млрд рублей
на научно-исследовательские работы в области авиации. Новые разработки в
области двигателей и новых материалов будут применяться в самолетах,
которые будут летать в 2025–2030 годах. Об этом пишут "Известия ".
В первую очередь
ведомство заинтересовано в новых двигателях для самолетов. В материалах
Минпромторга говорится, что разработка конкурентоспособных двигателей
нового поколения — это затратный процесс, в 1,5–2 раза превышающий по
времени создание самого самолета. Поэтому "требуется уже сегодня
приступать к разработке концепций и технологий перспективных двигателей и
силовых установок" для самолетов 2025–2030 годов.
В
Минпромторге осознают, что в "США и Европейской программе ACARE
поставлены цели создания к 2030–2035 годам самолетов следующего
поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и
значительно сниженными уровнями шума и эмиссии". Среди требований
Минпромторга к двигателю 6-го поколения — снижение расхода топлива на
20–30% к двигателям 2000 года, сокращение эмиссии вредных веществ на
60–80% к нормам 2008 года, уменьшение массы на 10%.
Например,
на конструктивно-схемные решения перспективных конкурентоспособных
двигателей ведомство выделило порядка 900 млн рублей. На разработку
новых полимерных композиционных материалов, легких сплавов, технологий
сварки для создания легких конструкций — 700 млн рублей. На повышение
ресурса двигателей — 500 млн рублей, на создание новых материалов и
комплексных энергоэффективных ресурсосберегающих технологий — один млрд
рублей. Всего на подобные работы планируется направить порядка 6 млрд
рублей. Исследования пройдут в 2013–2014 годах.
Эксперты называют темы исследований Минпромторга своевременными.
—
По представленным формулировкам заявок можно говорить о том, что
заявленные исследования актуальны для гражданской авиации России. Другой
вопрос, на каком уровне они будут проводиться, — отмечает проректор
МГТУ ГА Дмитрий Горобец. — Как известно, основной поставщик авиационных
двигателей — ОАО "Пермские моторы" — находится в процессе ликвидации.
На
текущий момент самая перспективная обнародованная разработка
отечественной авиации — "Магистральный самолет XXI века" (МС-21),
которым занимается корпорация "Иркут" (входит в Объединенную
авиастроиительную корпорацию (ОАК). Опытный образец МС-21, способный
перевозить до 180 пассажиров, должен совершить первый полет в 2015 году.
Однако в ОАК пояснили, что в заказе Минпромторга речь идет о самолетах
более поздних поколений.
— Эксперты ОАК участвуют в
формировании потребностей на те или иные научно-исследовательские работы
(НИРы) в части самолетостроения, но их индустриализация зависит от
полученных в ходе исследований результатов, — отметили в пресс-службе
ОАК. Наиболее перспективным направлением в корпорации назвали
исследование новых материалов. В то же время модернизация двигателей
интересна в основном компаниям, которые занимаются их строительством,
например "Объединенной двигателестроительной корпорации".
По
словам источника в отрасли, новый заказ может стать одним из первых,
работы по которому будут вестись по новому принципу, который отражен в
госпрограмме "Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы" —
документ одобрен правительством в конце ноября.
— Если раньше,
условно говоря, промышленные компании заказывали исследования у
отраслевых институтов напрямую, то сейчас новой госпрограммой
предусмотрено финансирование непосредственно институтов, — говорит
собеседник. — Есть экспертный совет, который формирует потребность на те
или иные научно-исследовательские разработки. А Минпром будет по этим
НИРам финансировать не компании, а научно-исследовательские институты.
В России по новой госпрограмме решения будут принимать не представители
предприятий, а экспертные комиссии. В Минпромторге подтвердили, что
намерены использовать комплексные планы исследований — эти планы будет
формировать экспертный совет авиастроительной отрасли из 10–15 человек. В
совет, как ожидается, войдут ученые и представители промышленности (50%
на 50%).
Как указано в госпрограмме развития авиационной
промышленности, основными научными организациями в России в сфере
авиационной науки и технологий в настоящее время являются: ФГУП
"Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского"
(ЦАГИ), ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.
Баранова" (ЦИАМ), ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт
авиационных материалов (ВИАМ)" и другие. Объем выделенных из бюджета
денег на подпрограмму "Авиационная наука и технологии" на 2013–2025 год
составляет более 216,4 млрд рублей без учета других ФЦП ("Развитие
гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до
2015 года" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период
2011–2020 годов").
По словам главного редактора отраслевого
агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в Европе фундаментальные
исследования проходят в рамках так называемых рамочных исследовательских
программ.
— В таких программах наряду с научными
организациями и учебные заведениями участвуют предприятия
промышленности, — отмечает Олег Пантелеев. — Правительство выделяет
гранты на проведение работ в рамках этих исследований, но при этом
существует и механизм софинасирования со стороны участников-компаний.
При этом все участвующие предприятия промышленности напрямую получают
доступ к тем наработкам, которые получены в ходе исследований.
Комментарии 0