Собкоры "Российской газеты" выяснили, как проходит техосмотр автомобиля в разных странах
23 мая 2011, 14:50, ИА Амител
Собкоры "Российской газеты " ("РГ") выяснили, как проходит техосмотр автомобиля в разных странах. Так, в Израиле без ежегодного ТО любое средство передвижения оказывается вне закона. А в Китае отсутствие талончика о техосмотре грозит всего лишь штрафом до 30 долларов. В Южной Корее никто не станет штрафовать или преследовать автовладельца из-за ТО, но если не заплачен налог на автомобиль, то проблем будет много.
Германия.
Страна автомобилей - Германия - не терпит плохого к ним отношения. Так же, как и ее граждане.
Они своих железных коней и холят, и лелеют, и берегут. А в подспорье владельцам машин - государство, которое установило строгие нормы техосмотра.
Они содержатся в параграфе 29 Положения о допущении транспортных средств к уличному движению. Контроль за их выполнением так строг, что иногда автолюбители и профессионалы со страхом ожидают приближающегося срока сдачи любимого детища на просмотр механикам. Все мастерские, кстати, это большие и малые частные фирмы, которые государство наделяет правами и лицензией на проверку транспортных средств.
Как рассказал "РГ" эксперт одного из крупнейших таких предприятий Ганс-Ульрих Зандер, сдавать машину на техосмотр владельцы-частники должны через три года после первого допуска к движению, а затем каждые два года. Автобусы, такси и кареты "скорой помощи" проверяются один раз в год. Грузовики весом до 3,5 тонны должны проходить техосмотр каждые два года, до 12 тонн - ежегодно, больше 12 тонн обязаны еще и раз в полгода пройти контроль дорожной безопасности. Автобусы подвергаются ему каждые три месяца. Тут проверяется все до мелочей: и закрывающая сила дверей, и насколько прочно привинчены сиденья, и есть ли огнетушитель, а также таблички с количеством сидячих и стоячих мест.
Если какой-либо из параметров не соответствует заданному стандарту, автобусы, грузовики и легковушки первым делом должны отправиться на устранение недостатков. А это может стоить немалых денег. Однако без документа о пройденном техосмотре ни одно транспортное средство не имеет права выезжать на дорогу. При небольших недостатках владелец должен довести машину до кондиции. Если ремонт невозможен - отказаться от нее вообще.
Техосмотр же сам по себе не такой дорогой: всего около 70 евро заплатит автолюбитель за полную и тщательную проверку своей машины. Для грузовиков и автобусов действуют другие тарифы, рассчитывающиеся в зависимости от веса. Однако и тут самая высокая плата - за грузовик тяжелее 32 тонн - не превышает 110 евро.
На дорогах часто проводятся выборочные контрольные проверки. Каждый водитель обязан предъявить документ о допущении транспортного средства к эксплуатации с отметкой о прохождении техосмотра. Если кто-то и исхитрится неправедным путем проскочить пару раз мимо бдительного ока полицейского, справедливая кара его рано или поздно настигнет.
Штрафы за просроченный техосмотр дифференцируются в зависимости от транспортного средства. Частникам за два-три месяца просрочки придется заплатить 10-15 евро, за просрочку более чем восемь месяцев - 40 евро плюс штрафной пункт в федеральном учетном регистре (при "наборе" в 18 пунктов права отбираются). Для автобусов штрафы уже переходят в другую категорию - вплоть до нескольких сотен евро. Предприятие или его владелец, хронически увиливающие от техосмотра или ремонта транспортных средств, теряют лицензию на перевозку пассажиров.
Вся эта стройная система функционирует только при надлежащем координированном контроле. Кстати, чиновники ведомства по контролю неподкупны. Во-первых, им вовсе не хочется из-за пары сотен евро загреметь в тюрьму, а во-вторых - лишиться спокойного, надежного и хорошо оплачиваемого места работы.
США
В США - самой автомобильной стране мира - процедура прохождения техосмотра автомобиля разнится от штата к штату.
Правда, как правило, она раз в два года сводится к проверке на токсичность выхлопных газов, работоспособности фар и тормозов. В 13 американских штатах самого понятия ТО нет в принципе, а в большинстве остальных технический контроль машин, занимающий от пяти минут до одного часа, даже называется по-разному: от "инспекции" до "сертификата на дым".
Частные и коммерческие автомобили осматривают авторизованные мастерские. Если машина приобретена у дилера новой, то талон техосмотра к ней на четыре года прилагается автоматически. Для подержанных частных машин во всех штатах, за исключением упомянутых 13, в соответствии с законом о чистоте воздуха обязательны проверки на выхлопные газы каждые два года.
Пассажирский, грузовой и спецтранспорт помимо токсичности выхлопа каждый год проверяют на безопасность. Любопытно, что городские такси каждые шесть месяцев проходят проверку, включающую обязательный осмотр подушек и ремней безопасности. По прохождении ТО, время которого автовладельцы в США обычно выбирают через Интернет, инспектор наклеивает специальный стикер с указанием даты следующего осмотра на лобовое стекло машины.
И если, к примеру, в штатах Иллинойс, Миссисипи и ряде других инспекция действительно занимает не более пяти минут и включает только проверку на выхлопные газы, то в Нью-Джерси с пристрастием осмотрят тормоза, проверят наличие всех лампочек, а также... крышки бензобака. Наиболее бдительно следят за состоянием машин в Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе, где помимо прочего выясняют работоспособность поворотников, звукового сигнала, топливной системы и точность показаний приборов.
В Вашингтоне техосмотр подержанной машины стоит 35 долларов на 2 года, столько же придется заплатить владельцам такси за шесть месяцев действия коммерческого стикера, а испорченный стикер, который невозможно переклеить, например, при замене лобового стекла, восстанавливается за 10 долларов. Если же срок действия ТО истек, то за сам факт просрочки придется заплатить 20 долларов, а также выложить по 20 долларов за каждый месяц езды с недействующим талоном. В США платить за прохождение техосмотра на лицензированной станции или у автодилера нет необходимости. Стоимость работы и стикера будет автоматически включена в сбор за регистрацию автомобиля в каждом штате, которую также периодически нужно продлевать, а счет за ТО вышлют по почте.
Израиль.
Без ежегодного техосмотра, который в Израиле именуется просто "тестом", любой автомобиль, мотоцикл или мотороллер оказываются вне закона, и пользоваться ими в качестве средств передвижения нельзя.
Отметка о прохождении "теста" с печатью и датой обязательно должна стоять в техпаспорте автовладельца. Если полиция остановила водителя, машина которого не прошла "тест", то его сразу же штрафуют на 900 шекелей ( примерно 250 долларов). В принципе денежным штрафом и так называемыми "штрафными очками" дело для рискнувшего сесть за руль не прошедшей техосмотр машины может и не ограничиться. Его автомобиль вполне могут эвакуировать или отогнать на полицейскую стоянку.
Тесты в Израиле проходят на специальных станциях техосмотра, обычно расположенных в городских промзонах. Очередей я там не наблюдал, потому что всегда можно развернуться и протестировать "железного коня" по соседству на другой станции.
Бланк для оплаты теста обычно скачивается из Интернета, но его можно получить и на почте. Там же, на почте, или в банке оплачивается и базовая стоимость осмотра. В зависимости от класса и марки автомобиля владельцу приходится раз в год раскошеливаться на сумму от 400 до 800 шекелей. Передав в контору оплаченный бланк, владелец транспортного средства получает квиток, по сути лист проверки. А затем в дело вступают механики и техники.
Они замеряют выхлоп газов, проверяют сигналы, тормоза, ходовую часть.
Все данные отмечаются на выданном квитке. Мелкие неисправности (например, замена лампочек или починка "дворников") устраняются на месте (за дополнительную плату, конечно). Если же выявились серьезные поломки (тормоза не держат или ходовая часть не в порядке), то автовладельцу следует отправиться в гараж. Там предъявляется тот же "квиток", на котором после ремонта делается соответствующая запись. Теперь владельцу транспортного средства придется вернуться на станцию, где он проходил тест, и получить техпаспорт с отметкой о его прохождении.
При существенных конструктивных изменениях, например замене двигателя, автомобиль заново проходит техосмотр, и все изменения вписываются в техспаспорт лицензионным отделом министерства транспорта.
В еврейском государстве судебных дел, связанных с незаконным оформлением якобы пройденных тестов, немного, ибо наказания за такие преступления очень суровые. И в самом деле, неисправные транспортные средства создают угрозу жизни. Поэтому, когда несколько лет назад на скамью подсудимых сели два инспектора министерства транспорта, им предъявили обвинение по статье "Преступные действия, создающие угрозу для жизни людей", предусматривающей 20 лет тюремного заключения. Интересно, что взяточников разоблачил полицейский агент, приехавший оформлять тест на автомобиле со стертыми покрышками и неисправным тормозом.
Китай.
В Пекине мне пришлось на собственном опыте узнать, что такое технический осмотр автомобиля по-китайски.
Имея за плечами не совсем приятный опыт простаивания в очередях на
эту процедуру в Москве, я был готов к испытаниям и на чужбине, - пишет корреспондент "РГ" Евгений Соловьев.
Китайская действительность оказалась не такой страшной. Приехав к открытию специализированного полицейского участка, я обнаружил большую очередь - как минимум машин 20. Однако сотрудников полиции было достаточно много, да и работали они не в пример российским коллегам намного шустрее, поэтому ожидание в очереди продлилось чуть больше часа. Сам процесс осмотра, наверное, стандартный во многих странах: загнали на яму, потом на стенде изучили тормоза, свет. К моему большому сожалению, обнаружили некоторые непорядки со светом. Однако моментально предложили в соседнем боксе за символическую плату устранить все неисправности. Проверив техническое состояние автомобиля, полицейские изучают также и его послужной список - наличие непогашенных штрафов. Без этого квиток о прохождении техосмотра не выдается. Кроме того, водитель должен предоставить и действующую обязательную страховку на машину. Если все в порядке, то оплачивай в кассу 200 юаней (31 доллар), и техосмотр пройден. На все это у меня ушло около трех часов, причем с учетом небольшого ремонта. Поскольку на тот момент машина была неновая и купленная не в салоне, то техосмотр пришлось проходить ежегодно и самостоятельно. А вообще, согласно китайскому закону о безопасности дорожного движения и положениям о технической эксплуатации транспорта, ежегодному техосмотру подлежат машины старше шести лет. А не достигшие этой отметки - раз в два года. Ежегодной инспекции подлежат также "коммерческий пассажирский транспорт", а если такие авто старше пяти лет, то их проверяют два раза в год.
Намного удобнее для частного лица, в чем я убедился уже позднее, приобретать автомобиль в официальном дилерском центре. Здесь клиент получает автомобиль уже полностью "документально" укомплектованным: есть и страховка, и регистрационный номер, и пройден техосмотр. Все эти услуги обойдутся покупателю в 500 юаней (78 долларов) без учета стоимости непосредственно страховки. А в будущем можно продлевать техосмотр и страховку именно по месту приобретения машины. На тех же финансовых условиях менеджеры отгонят твой автомобиль в полицию и пройдут инспекцию.
В случае же отсутствия талончика о техосмотре владельцу машины грозит штраф до 200 юаней (31 доллар), а также три штрафных балла из 12 допустимых. Еще одним неприятным последствием отсутствия техосмотра может стать ДТП, поскольку в таком случае страховая компания вправе отказать клиенту в возмещении ущерба.
О том, как проходят техосмотр в Польше, Франции и Южной Корее, можно прочесть здесь: http://www.rg.ru/2011/05/23/tehosmotr.html
Комментарии 0