"Вечерний Барнаул": сегодня, 27 сентября - самый юный праздник, День воспитателя
"Дарить детям минуты, часы, дни, годы радости, любви – огромное удовольствие!" – таков девиз победителя конкурса "Воспитатель года Алтая – 2014", педагога-психолога детсада № 204 Татьяны Калмыковой
27 сентября 2014, 11:20, ИА Амител
10 лет назад правительство учредило профессиональный праздник работников дошкольного образования с одной-единственной целью – повышение престижа профессии. Решение было своевременным, а быть может, даже чуть запоздалым, ведь на тот момент добровольно в воспитатели шли лишь отчаянно любящие детей люди. Именно таким человеком является Татьяна Калмыкова. Когда слышит любой вопрос, касающийся причин выбора профессии или устройства на работу в детский сад, она удивленно вскидывает брови: "Я училась на педагога, кем я еще должна была работать?".
Еще будучи воспитанницей детского сада, она часто примеряла на себя роль воспитателя: усаживала детей на стульчики и читала им книжки. "После окончания школы вопрос выбора будущей профессии дался мне легко, – говорит Татьяна. – Я не сомневалась, что буду воспитателем. Потому что это не просто профессия, это состояние души".
Окончив педагогический колледж, юная Татьяна пришла на работу в детский сад № 204. При трудоустройстве она не знала, что это детсад компенсирующего вида и ей предстоит воспитывать ребятишек с задержкой психического и речевого развития. Но это обстоятельство ее не испугало, напротив, подвигло после получения высшего педагогического образования приобрести еще и дополнительную квалификацию – психолога.
– Работая воспитателем, я часто задавалась вопросом, как помочь тем детям, которые не умеют полноценно общаться со сверстниками, имеют высокий уровень тревожности, – поясняет Татьяна. – Поэтому когда представилась возможность получить дополнительную квалификацию психолога, я не раздумывая ею воспользовалась. Мне кажется, это позволит оказывать более квалифицированную помощь детям, которым требуется чуть больше внимания и участия, чем обычным.
В основном в поле зрения Татьяны Калмыковой – ребятишки с проблемами социализации, общения, выражения своих мыслей и эмоций. За 16 лет педагогического стажа у нее ни разу не возникло мысли поменять работу или хотя бы ее направление. Татьяна постоянно следит за появлением новых методов и подходов к развитию таких ребятишек и сама является автором ряда педагогических практик.
– Меняется общество, меняются дети – они не становятся лучше или хуже, они просто другие. На протяжении 15 лет я работаю с особенными детьми. Это дошкольники с особыми образовательными потребностями. Специфика моей работы заключается в выборе наиболее эффективных технологий коррекции имеющихся у детей нарушений. И сегодня таких методик немало. Задача педагога – грамотно подобрать необходимую технологию или методику, соблюдая главный, на мой взгляд, принцип педагогики – "не навреди".
По мнению Татьяны Калмыковой, воспитатель всегда должен быть современным, независимо от возраста. Быть способным обучаться, брать на вооружение новые методики воспитания и развития подрастающего поколения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире. Ведь, по сути, воспитатель наравне с родителями закладывает первые качества будущей личности. Значимость профессии воспитателя возросла еще и в связи с тем, что дошкольное образование приобрело статус полноценного уровня общего образования.
– Детский сад стал совершенно иным – появились новые технологии, новое оборудование, новые люди, – говорит Татьяна Васильевна. – Профессиональный стандарт педагога, который пришел на смену морально устаревшим документам, призван прежде всего раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Этический кодекс педагога направлен на создание корпоративной культуры образовательного учреждения, на актуализацию имиджа воспитателя. То, чего нам так не хватало.
Кроме того, Татьяна Калмыкова является организатором социального проекта "Мы вместе!", направленного на формирование толерантного отношения общества к детям с аутизмом. Детский сад детским садом, но помимо него есть еще огромный мир вокруг, который не всегда готов принять людей с особенностями развития. Порой просто потому, что его не научили принимать людей равными. В проекте участвуют волонтеры – студенты и школьники, родители, педагоги детсадов Барнаула. Они распространяют среди населения информационные материалы об аутизме. Созданы видеоролики для трансляции в барнаульских школах, существует команда тьюторов, помогающих детям с аутизмом адаптироваться в обществе.
Фото Андрея Чурилова, Вечерний Барнаул.
Комментарии 0