До конца года ГЛОНАСС передадут на эксплуатацию военным
17 сентября 2012, 10:58, ИА Амител
— Система будет принята в эксплуатацию в том виде, в котором уже существует год, — рассказал он. — Спутниковая группировка создана также, как и наземная инфраструктура. Остается всё это дело оформить. Должен появиться нормативный документ, после чего появится возможность выделять деньги на эксплуатацию системы.
После оформления всех надлежащих документов официальным эксплуатантом ГЛОНАСС станет Минобороны. Сегодня система находится в ведении гендиректора и генерального конструктора компании "ИСС имени Решетнева" Николая Тестоедова, который является генконструктором космического комплекса ГЛОНАСС.
— Принятие в эксплуатацию предусматривает достаточно большую последовательность действий, — рассказал Тестоедов "Известиям". — Это межведомственная комиссия, проверка документации на каждом предприятии, целью чего является перевод опытно-конструкторской темы в режим серийного производства.
Орбитальный сегмент ГЛОНАСС сегодня состоит из 31 космического аппарата: 23 используется по целевому назначению, три временно выведены на техобслуживание, четыре — в орбитальном резерве, один спутник проходит летные испытания. В 1993 году система ГЛОНАСС была официально принята на вооружение — в то время гражданское использование системы активно не обсуждалось. В тот момент на орбите находилось 12 космических аппаратов, к 1995 году их количество возросло до полной штатной численности — 24 (по восемь в каждой из трех орбитальных плоскостей). В последующие годы группировка ГЛОНАСС деградировала: спутники первого поколения имели гарантийный срок службы всего три года и обыкновение часто выходить из строя. Деньги на восполнение спутникового флота выделялись нерегулярно, и к 2001 году, на момент принятия федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", на орбите оставалось всего шесть исправных спутников.
Техническое управление космическими аппаратами ГЛОНАСС изначально осуществлялось военными — сейчас спутники контролируются из центра управления Воздушно-космических войск (ВКО) в подмосковном Красноармейске. Аналогично американская система NAVSTAR GPS, послужившая прообразом ГЛОНАСС, управляется с территории базы ВВС Шривер в штате Колорадо.
По словам руководителя информационно-аналитического центра контроля ГЛОНАСС и GPS Сергея Ревнивых, государственные испытания спутникового сегмента к сегодняшнему дню завершены.
— Принятие в эксплуатацию — важный шаг с точки зрения того, что кто-то берет на себя ответственность за поддержание системы, — говорит Ревнивых. — Сейчас, формально, ГЛОНАСС находится в стадии разработки, и военные не несут ответственности за то, что с ней происходит. А так будет упорядочена ответственность. Кроме того, это важный шаг для официального признания системы ГЛОНАСС международными организациями типа ICAO (Международная ассоциация гражданской авиации. — "Известия") и мировым сообществом.
Один из руководящих сотрудников Роскосмоса в беседе с "Известиями" допустил, что, получив ГЛОНАСС в свое полное управление, ВКО могут столкнуться с проблемами из-за нехватки кадров, обладающих соответствующим уровнем компетенции.
Официальный представитель Минобороны РФ по войскам ВКО Алексей Золотухин уверяет, что ничего подобного не произойдет.
— В войсках ВКО достаточно специалистов, способных выполнять все задачи, которые перед ними ставятся, в том числе и по управлению ГЛОНАСС, — сказал он.
Изменения статуса системы ГЛОНАСС ждут и в Минтрансе — с 1 января 2013 года перевозчики пассажиров и опасных грузов должны будут передавать данные о своих передвижениях в специализированные центры Ространснадзора: их местоположение и маршруты будут определяться посредством ГЛОНАСС-трекеров. Чтобы эти данные могли иметь юридическую силу, система должна быть официально принята в эксплуатацию.
Комментарии 0