Россию прорежут льготными транспортными коридорами
29 января 2013, 13:28, ИА Амител
Новый законопроект, разработанный
Минтрансом в рамках создания системы транспортных коридоров на
территории России, предусматривает введение упрощенного порядка
совершения таможенных операций и государственного надзора для транзитных
грузов. Документ (есть в распоряжении "Известий") на прошлой неделе
направили на согласование в Минэкономразвитие и Минюст. Проект
предполагает поправки в законы о таможенном регулировании, о
государственном контроле автомобильных перевозок и в устав
железнодорожного транспорта.
Новый законопроект был
разработан после совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое
состоялось в середине января. Тогда в правительстве обсуждался еще один
документ, направленный на создание транспортных коридоров. Он был
опубликован Минтрансом в начале декабря. Обновленная трактовка
предполагает, что упрощенный порядок работы таможни будет определяться
решением правительства, пояснили "Известиям" в Минтрансе. В предыдущей
редакции эти функции делегировались специальной комиссии под
председательством профильного вице-премьера. Представитель Аркадия
Дворковича вчера не стал комментировать ситуацию с созданием транзитных
коридоров.
Об использовании транзитного потенциала России
много говорили в
прошлом году — накануне и во время саммита стран АТЭС,
который
проходил в сентябре во Владивостоке. В программной статье
Владимира Путина, опубликованной тогда Wall Street Journal, отмечалось,
что реализация ряда крупных транспортных проектов позволит к 2020 году в
пять раз увеличить транзит грузов, проходящих через Россию на пути из
Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. При этом перевозки
через Россию должны оказаться конкурентоспособными по затратам по
сравнению с традиционными маршрутами через Малаккский пролив и Суэцкий
канал, говорилось в статье.
Основная проблема транзита через
Россию — большие сроки
доставки из-за необходимости сбора
таможенных
документов и затянутости процедур, согласен глава "Infoline-Аналитики"
Михаил Бурмистров. Он отметил, что предоставление льгот для транзитных
коридоров может стать первым случаем, когда
таможню ограничат в
интересах остальной экономики.
— Три главных фактора, которые
препятствуют тому, чтобы для транзита использовались железные дороги на
территории России, — высокие тарифы, срывы сроков и риски при перевозке,
— говорит представитель ассоциации торговцев электроникой РАТЭК Антон
Гуськов. Спрос на электронные товары эластичный, напоминает он. Новые
модели должны дойти до покупателя как можно
быстрее. Задержки на
таможне и железной дороге приводят к тому, что основная
часть товаров
доставляется из Азии в Европу по морю в обход России
через порты в
Финляндии и других европейских странах.
На транзитные
перспективы Транссиба и БАМа рассчитывает, в частности, РЖД. При этом в
2011 году
средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на
станциях
составила 10 км/ч. Как заявлял президент РЖД Владимир
Якунин,
дальневосточные предприятия дают заявки на перевозку около 100
млн т
грузов, тогда как Транссиб может освоить максимум 52 млн т. На БАМе
ситуация не намного лучше, и увеличение транзита на 20 млн т в год РЖД
оценивает в 1,1 трлн рублей.
Что касается авиации, то в
настоящее время Минтрансом России
реализуется Концепция развития
грузовых перевозок до 2020 года,
разработанная при участии Центра
гражданской авиации, в рамках которой планируется реализация ряда
инициатив, направленных на повышение
конкурентоспособности услуг
воздушного транспорта в России. Однако пока о серьезной роли сибирских
аэропортов как грузовых хабов говорить
не приходится — 83% грузов в
России обслуживается в аэропортах московского
авиаузла.
Комментарии 0