Россию прорежут льготными транспортными коридорами



29 января 2013, 13:28, ИА Амител

"Известия " выяснили, что Минтранс решил упростить таможенные процедуры для превращения России в транзитный узел на пути из Европы в Азию и обратно. Специально для этого правительство впервые пропишет в законодательстве понятие транспортных коридоров, где будут применяться более мягкие таможенные и надзорные процедуры. Бюрократия на границе — одно из основных препятствий на пути создания транспортных коридоров, отмечают эксперты.

Новый законопроект, разработанный Минтрансом в рамках создания системы транспортных коридоров на территории России, предусматривает введение упрощенного порядка совершения таможенных операций и государственного надзора для транзитных грузов. Документ (есть в распоряжении "Известий") на прошлой неделе направили на согласование в Минэкономразвитие и Минюст. Проект предполагает поправки в законы о таможенном регулировании, о государственном контроле автомобильных перевозок и в устав железнодорожного транспорта.


Новый законопроект был разработан после совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое состоялось в середине января. Тогда в правительстве обсуждался еще один документ, направленный на создание транспортных коридоров. Он был опубликован Минтрансом в начале декабря. Обновленная трактовка предполагает, что упрощенный порядок работы таможни будет определяться решением правительства, пояснили "Известиям" в Минтрансе. В предыдущей редакции эти функции делегировались специальной комиссии под председательством профильного вице-премьера. Представитель Аркадия Дворковича вчера не стал комментировать ситуацию с созданием транзитных коридоров.

Об использовании транзитного потенциала России много говорили в 
прошлом году — накануне и во время саммита стран АТЭС, который 
проходил в сентябре во Владивостоке. В программной статье Владимира Путина, опубликованной тогда Wall Street Journal, отмечалось, что реализация ряда крупных транспортных проектов позволит к 2020 году в пять раз увеличить транзит грузов, проходящих через Россию на пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. При этом перевозки через Россию должны оказаться конкурентоспособными по затратам по сравнению с традиционными маршрутами через Малаккский пролив и Суэцкий канал, говорилось в статье.

Основная проблема транзита через Россию — большие сроки
 доставки из-за необходимости сбора 
таможенных документов и затянутости процедур, согласен глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он отметил, что предоставление льгот для транзитных коридоров может стать первым случаем, когда
 таможню ограничат в интересах остальной экономики.

— Три главных фактора, которые препятствуют тому, чтобы для транзита использовались железные дороги на территории России, — высокие тарифы, срывы сроков и риски при перевозке, — говорит представитель ассоциации торговцев электроникой РАТЭК Антон Гуськов. Спрос на электронные товары эластичный, напоминает он. Новые модели должны дойти до покупателя как можно 
быстрее. Задержки на таможне и железной дороге приводят к тому, что основная 
часть товаров доставляется из Азии в Европу по морю в обход России
 через порты в Финляндии и других европейских странах.

На транзитные перспективы Транссиба и БАМа рассчитывает, в частности, РЖД. При этом в 2011 году
 средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на станциях 
составила 10 км/ч. Как заявлял президент РЖД Владимир 
Якунин, дальневосточные предприятия дают заявки на перевозку около 100
 млн т грузов, тогда как Транссиб может освоить максимум 52 млн т. На БАМе ситуация не намного лучше, и увеличение транзита на 20 млн т в год РЖД оценивает в 1,1 трлн рублей.

Что касается авиации, то в настоящее время Минтрансом России 
реализуется Концепция развития грузовых перевозок до 2020 года,
 разработанная при участии Центра гражданской авиации, в рамках которой планируется реализация ряда инициатив, направленных на повышение
 конкурентоспособности услуг воздушного транспорта в России. Однако пока о серьезной роли сибирских аэропортов как грузовых хабов говорить
 не приходится — 83% грузов в России обслуживается в аэропортах московского 
авиаузла.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров