Создатель ЕГЭ рассказал, чем для россиян грозит отмена экзамена

По мнению Владимира Филиппова, это приведет к тому, что абитуриентам надо будет ехать на вступительные экзамены в конкретный вуз

04 марта 2026, 12:17, ИА Амител

ЕГЭ / Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина
ЕГЭ / Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина

В 2026 году исполняется 25 лет с начала проведения единого государственного экзамена в России. В связи с этой датой в интервью РИА Новости министр образования России в 1998–2004 годах, президент РУДН и один из создателей ЕГЭ Владимир Филиппов высказался о возможных последствиях отказа от этой формы аттестации.

Филиппов предупредил, что отмена ЕГЭ может привести к возрождению платных подготовительных курсов при вузах и практики поступления "по звонкам". 

«Говоря об отмене ЕГЭ, почему‑то никто не говорит населению о том, к чему надо готовиться. Надо готовиться попасть на платные подготовительные курсы при конкретном вузе или попасть к преподавателям — частным репетиторам из данного вуза. Надо понимать, что значительная часть мест на дефицитные специальности будет занята по звонкам от начальства», — подчеркнул он.

По мнению эксперта, отказ от ЕГЭ повлечет и другие сложности: абитуриентам придется лично приезжать в вузы для сдачи вступительных экзаменов. При этом средний конкурс в российских вузах составляет один к пяти, то есть четверо из пяти претендентов не смогут поступить.

«Я считаю, что абсолютное большинство населения не готово идти на эти жертвы. Да и власть уже понимает все изложенные риски, их последствия», — заключил Владимир Филиппов.

Кроме того, многие талантливые абитуриенты из регионов, вероятно, не станут рисковать и отказываться от возможности сдать ЕГЭ в своем городе ради поездки в престижный столичный вуз.

Ранее Рособрнадзор назвал самые популярные предметы для сдачи ЕГЭ в 2026 году. Почти 300 тысяч школьников выбрали обществознание.

Слова "ок" и "окей" запретили использовать в сочинениях на ЕГЭ

Вместо них предлагают употреблять русскоязычные синонимы

Комментарии 41

Avatar Picture
dok_СФ

12:42:38 04-03-2026

Страхи, причём на бумаге.. Можно и поехать и сдавать не один раз.. Сейчас и поступают в пять вузов, авось где-нибудь заберут.. Имеем сегодня и соответствующее качество образования. Сегодня не сделаем этот шаг, так и будем работать (гвозди из Китая, коррупция местная..).

  -27 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:58:55 04-03-2026

dok_СФ (12:42:38 04-03-2026) Страхи, причём на бумаге.. Можно и поехать и сдавать не один... в первый год в один ВУЗ поехать, на следующий - в другой, потом в третий.... там глядишь годам к 25 куда-нибудь поступишь, а может и нет, потому что бесплатные места будут занимать за взятки :)))))

  30 Нравится Ответить

Avatar Picture
dok_СФ

17:12:49 04-03-2026

Гость (13:58:55 04-03-2026) в первый год в один ВУЗ поехать, на следующий - в другой, по... Вы правы, взяток будет ещё больше.. Но это другой вопрос, который надо решать и не только при сдаче экзаменов! Вопрос в качестве знаний.. есть цель, учись и уверенно поступай какую профессию выбрал. Иначе - куда примут.. так и будешь пристраиваться по жизни - где теплее, ближе к дому или золотые горы обещают.

  -21 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:47:00 05-03-2026

Гость (13:58:55 04-03-2026) в первый год в один ВУЗ поехать, на следующий - в другой, по... А ума не хватает сразу поступить, и не кататься за счёт родителей?!

  -1 Нравится Ответить

Avatar Picture
Юрий

16:40:13 04-03-2026

dok_СФ (12:42:38 04-03-2026) Страхи, причём на бумаге.. Можно и поехать и сдавать не один... как коррупция связана с ЕГЭ ? что у вас за каша в голове. Но ладно гвозди из Китая, хотя для того чтобы их делать нужны не ученые - все давно изобретено для гвоздей, а нужно чтобы было выгодно производить - это вопрос к налогам и стимулированию производства. А коррупция от безнаказанности . Люди везде одни , и не думаю что в том же Китае все такие честные, просто там знают что их поймают и если расстреляют, а не дадут как у нас 6 лет с выходом по УДО через 3 года.
Так что вы вообще приплели совсем не те примеры. Хотя я так понимаю вы ЕГЭ не сдавали и считаете себя умным из за этого факта.

  -6 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:40:57 04-03-2026

Юрий (16:40:13 04-03-2026) как коррупция связана с ЕГЭ ? что у вас за каша в голове. Но... это вопрос к налогам и стимулированию производства - всё вот это результат "образованных" специалистов. Сегодня так и оставим, продолжим на грабли наступать или всё-таки делать выводы..

  -5 Нравится Ответить

Avatar Picture
Юрий

18:57:41 04-03-2026

Гость (18:40:57 04-03-2026) это вопрос к налогам и стимулированию производства - всё во... Мне кажется что 99% тех кто принимает законы и решает по налогам родом из СССР и как раз ЕГЭ не сдавали

  -3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:51:28 04-03-2026

Нормально было. Не нужно ЕГЭ. Кому нужно тот пробьется. Говорю как троешник из деревни. Сходил год поработал рабочим после школы. Потом находясь в отпуске поступил на очное отделение в техникум. С отличием его окончил и в этот же год поступил в АГУ. Его тоже с отличием окончил. В АГУ учился заочно и работал по юридическим специальностям. К окончанию АГУ имел 6 лет юридического стажа. Сдал экзамены в адвокатуру . В 26 лет стал адвокатом и работаю успешно.

  -27 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:30:31 04-03-2026

Гость (12:51:28 04-03-2026) Нормально было. Не нужно ЕГЭ. Кому нужно тот пробьется. Гово... Попробовать нужно пробиться в МФТИ, для многих и НГУ будет недостижимой высотой. Алтайские вузы в этой теме неудачный пример. ЕГЭ великий инструмент для отсева несостоявшихся школяров из депутатских и недоалегархических слоев от подготовленных

  34 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:00:14 04-03-2026

Гость (13:30:31 04-03-2026) Попробовать нужно пробиться в МФТИ, для многих и НГУ будет н... Идет отсев только ребятишек из деревень, где ЕГЭ по нужному предмету сдать невозможно, т.к. преподавания нет напр. по физике, химии, биологии, а при прежней системе (без ЕГЭ) любой ученик при самоподготовке мог приехать и поступить, сдав вступительные экзамены в требуемый ВУЗ

  -26 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:29:38 04-03-2026

Гость (14:00:14 04-03-2026) Идет отсев только ребятишек из деревень, где ЕГЭ по нужному ... а чтобы поступить по самоподготовке не надо было в школе изучать физику, химию и проч? хотя, да, если "самоподготовка" предполагала дать ректору "на лапу", то можно было вообще в школе не учиться. Пятерки в аттестате нарисовали, в ВУЗ - за взятку.

  23 Нравится Ответить

Avatar Picture
Юрий

15:44:35 04-03-2026

Гость (14:00:14 04-03-2026) Идет отсев только ребятишек из деревень, где ЕГЭ по нужному ... что мешает по самоподготовке подготовиться к ЕГЭ, зато потом сдав его можно дистанционно подать доки в 5 вузов и уже решать куда вы проходите по баллам ? Зато стандарт ЕГЭ один на всю страну, а ВУЗ каждый по со своим уклоном может принимать экзамены.

  11 Нравится Ответить

Avatar Picture
Горожанин.

12:55:25 04-03-2026

Владимир Филиппов не знает, о чём говорит.В 60-е годы,о чем я точно знаю, Томский госуниверситет организовывал подготовительные курсы для барнаульцев)(очно) и юношей и девушек края (заочно), а экзамены сдавали в Барнауле. Точно знаю, т.к. занимался на таких курсах в 1962 году ихздесь же сдавал вступительные экзамены. Экзаменовавшие приезжали из Томска.

  -16 Нравится Ответить

Avatar Picture
гости

13:11:15 04-03-2026

Горожанин. (12:55:25 04-03-2026) Владимир Филиппов не знает, о чём говорит.В 60-е годы,о чем ... Сейчас тоже приезжают, наверно.
По крайней мере, объявление было в СМИ, пабликах.

  -22 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:02:13 04-03-2026

гости (13:11:15 04-03-2026) Сейчас тоже приезжают, наверно.По крайней мере, объявлен... Сейчас дорого для глубинки приехать в другой город на подготовку, а ЕГЭ по профилю в деревне нет! И талантливые "ломоносовы" остаются "коровам хвосты крутить"

  -17 Нравится Ответить

Avatar Picture
Мусик

13:18:52 04-03-2026

Горожанин. (12:55:25 04-03-2026) Владимир Филиппов не знает, о чём говорит.В 60-е годы,о чем ... в 1962 мои родители ещё не познакомились.
чё вы тут нам про мезозой трете?

  19 Нравится Ответить

Avatar Picture
Юрий

15:47:07 04-03-2026

Горожанин. (12:55:25 04-03-2026) Владимир Филиппов не знает, о чём говорит.В 60-е годы,о чем ... ничего что прошло 63 года - немного все изменилось ...вы до 100 лет будете это вспонимать ?

  9 Нравится Ответить

Avatar Picture
ВВП

13:38:29 04-03-2026

В 2026 году исполняется 25 лет с начала проведения единого государственного экзамена в России и господин Филипов кормится с этих экзаменов, а вы отменить. Где он харчеваться будет?

  -23 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:45:17 04-03-2026

Как же прозябало НАШЕ высшее образование до введения ЕГЭ ???

  -25 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:08:04 04-03-2026

Гость (13:45:17 04-03-2026) Как же прозябало НАШЕ высшее образование до введения ЕГЭ ??... Я поступала до введения ЕГЭ. Попробовать свои силы в 2 ВУЗа, а тем более в разных городах, было практически нереально. У меня, например, даты экзаменов совпали.
Региональный ВУЗ для детей из простых небогатых семей был пределом мечтаний. Для наших АГУ и политеха это, наверное, было хорошо. До ЕГЭ к ним шли лучшие абитуриенты. Сейчас в основном те, кто не смог поступить в более престижные ВУЗы.
ЕГЭ, несмотря на все его недостатки, это очень крутой социальный лифт.

  29 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:59:00 04-03-2026

Идея ЕГЭ не плоха, реализация хромает. Задания на ЕГЭ не совсем соответствуют школьной программе. И что бы подготовится и сдать нормально, приходится нанимать репетиторов в 11 классе и натаскиваться конкретно на ЕГЭ.

  -12 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:09:53 04-03-2026

Гость (13:59:00 04-03-2026) Идея ЕГЭ не плоха, реализация хромает. Задания на ЕГЭ не сов... Это дешевле, чем поступать платно.
До ЕГЭ порядок вступительных экзаменов утверждал сам ВУЗ, и задания там тоже были не из школьной программы.

  33 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:21:16 04-03-2026

Гость (13:59:00 04-03-2026) Идея ЕГЭ не плоха, реализация хромает. Задания на ЕГЭ не сов... Идея ЕГЭ отличная! Но задания должны соответствовать программе. Составители обязаны предоставить министерству образования список учебников с указанием страниц, где ответ на то или иное задание. Помните, как в "Что? Где? Когда?" задающие вопрос указывают, где есть точный ответ, чтобы удостоверить правильность информации и однозначное толкование. Если для решения задачи необходимо использовать материал, не изучаемый в школе, то исключить. Единственная главная, самая существенная проблема ЕГЭ: некоторые задания предполагают использование внеурочных источников. Но ведь экзамен проводится для получения аттестата о получении именно школьного образования!

  -1 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

15:04:28 04-03-2026

Гость (14:21:16 04-03-2026) Идея ЕГЭ отличная! Но задания должны соответствовать програм... иногда задания в ЕГЭ по выпендрёжности похожи на задания по олимпиадам. А такого быть не должно. У олимпиад другое назначение. Наверно, одни и те же специалисты составляют задания по ЕГЭ и по олимпиадам. Не должно быть такого.

  -7 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

15:01:26 04-03-2026

Гость (13:59:00 04-03-2026) Идея ЕГЭ не плоха, реализация хромает. Задания на ЕГЭ не сов... так учителя - репетиторы в школе учат по школьным программам. Хотя, конечно, заумной отсебятины не должно быть в ЕГЭ. Тут соглашусь. Всё должно соответствовать школьной предметной программе.

  -9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Мусик

14:03:32 04-03-2026

любое нововведение на первом этапе хуже.

  -20 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:03:46 04-03-2026

поступал в ВВУЗ в средине 90x. Максимум можно было сдавать в 2-3 вузах и то если расписания экзаменов позволяет. На востребованные направления 1/3 блатных детей, 1/3 за подарки ректору/ВУЗУ и 1/3 уже реально по конкурсу. Коррупционная составляющая просто зашкаливала. Уж лучше ЕГЭ.

  33 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:17:19 04-03-2026

Старперы может быть заткнутся наконец? Нормальный экзамен, дающий реальные возможности! Сдают все, кто учился и готовился. Сдают и поступают, куда стремились. А "пробивались" - это вы. Всеми правдами, неправдами и кривдами, подминая под себя более подготовленных, но не таких наглых. Заткнитесь уже. Вам ЕГЭ перед погостом точно не сдавать.

  30 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:34:43 04-03-2026

Гость (14:17:19 04-03-2026) Старперы может быть заткнутся наконец? Нормальный экзамен, д... Вон из деревни пишут, что у них в сельской местности принимают ЕГЭ не по всем предметам, поскольку нет соответствующих учителей. Видимо, такая проблема есть. Министерство образования не обеспечивает доступность всем, поэтому люди возмущаются. Но вопрос ведь чисто организационный.

  -27 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

14:58:03 04-03-2026

сидят здесь какие-то древние пенсионеры и выступают против ЕГЭ. Вам-то откуда знать, что лучше, а что хуже, если вы ЕГЭ не сдавали. ЕГЭ при уровне коррупции у нас в стране - лучший вариант для выпускников, которые бедные. Помалкивайте уж, нечего трындеть о том, в чем не разбираетесь.

Ещё бы олимпиады отменить совсем, вот где коррупция цветет махровым цветом. По итогам олимпиад поступают блатные, дети чиновников и богатеньких. Минобр пытается сейчас изменить условия проведения олимпиад, но единственно, что может искоренить коррупцию в олимпиадах - создать точно такие же условия проведения, как на ЕГЭ. А оно надо? Не надо дополнительное ЕГЭ в течение учебного года.

  37 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:00:35 04-03-2026

гость (14:58:03 04-03-2026) ЕГЭ при уровне коррупции у нас в стране - лучший вариант для выпускников, которые бедные.
Это которые с кауказа беднота? Которые пишут вилЬка и тарелЬка? Но набирают по 100 баллов?

  -29 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

23:37:52 04-03-2026

гость (14:58:03 04-03-2026) сидят здесь какие-то древние пенсионеры и выступают против Е... Нет в олимпиадах коррупции.
Разве что в Рубцовске стабильно пишутся отборочные на все сто, а уже на краевых идёт слив.
Не пойманный не вор, наоборот, может это их стабильный успех... удачи

  1 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:45:49 05-03-2026

гость (14:58:03 04-03-2026) сидят здесь какие-то древние пенсионеры и выступают против Е... только эти пенсионеры смогли отучиться и внесли реальный вклад в развитие науки, эти пенсионеры со знаниями! А теперь вопрос где все эти выпускники с вашими егэ? где толк? заканчивают и дальше? знаний 0 в голове!

  -2 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:17:48 05-03-2026

Гость (10:45:49 05-03-2026) только эти пенсионеры смогли отучиться и внесли реальный вкл... Те кто здесь отписался ничего не внесли

  -1 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:13:12 04-03-2026

В советское время платного образования не было, поэтому количество бесплатных мест было больше, вначале все блатные, остальные по экзамену, а сейчас количество бюджетных мест ограничено они будут заняты все блатными, если отменить ЕГЭ.

  -43 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:37:28 04-03-2026

Вы забыли о том, что в последнее время идёт градация сложности ЕГЭ. Чем дальше в глубинку, тем сложнее задания. Челядь должна остаться в регионе, так?

  -23 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:47:32 04-03-2026

Гость (17:37:28 04-03-2026) Вы забыли о том, что в последнее время идёт градация сложнос... Дочь сдав ЕГЭ в Алтайке без вопросов поступила в университет в Питере на бюджет, закончила с красным дипломом. Сын сдав ЕГЭ в школах Барнаула (учился в АШИ с ПЛП) легко поступил в летное училище. Что не так, градатор?

  10 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

20:04:44 04-03-2026

Гость (17:37:28 04-03-2026) Вы забыли о том, что в последнее время идёт градация сложнос... вы о чем? все школы в стране занимаются по одинаковым программам, и в деревне, и в городе. ЕГЭ создают в пределах школьной программы

  8 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:16:01 04-03-2026

70-80 баллов ЕГЭ соответствует отличной подготовке по школьной программе, все набранные выше баллы позволяют вузам выбрать ребят с более углубленной подготовкой по их профильному предмету.
При равной сумме баллов абитуриентов приемной комиссией делается логичный выбор. Умных детей без возможности достойного образования только жаль, исправить глубинное образование можно только своевременным переездом если не семьёй то персонально в профильные привузовые школы интернаты. Тот кто рассчитывает что у них есть карт-бланш лишь за наличие толковости ошибается и равноправие тут не уместно

  -9 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

20:08:31 04-03-2026

Гость (18:16:01 04-03-2026) 70-80 баллов ЕГЭ соответствует отличной подготовке по школьн... вы это о советском экзамене в школе? сейчас, когда есть ЕГЭ, все по-другому

  7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

23:32:59 04-03-2026

гость (20:08:31 04-03-2026) вы это о советском экзамене в школе? сейчас, когда есть ЕГЭ,... Именно про ЕГЭ.
Всех коробят задания олимпиадного и вузовских уровней, но результаты по ним и есть подтверждение подготовки для поступления в ВУЗ по направлению

  -3 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров