Как в России вместе с ОСАГО "впаривают" страховку от укуса клеща

15 февраля 2014, 17:29, ИА Амител

Автомобилисты России кипят и негодуют – с наступлением Нового года стало невозможно оформить полис ОСАГО.  Об этом пишет НР.

Причины, вернее, отговорки страховщиков самые разные – от дефицита полисов до откровенных заявлений из серии "нам невыгодно страховать ваш автомобиль". Со словами "не задерживайте очередь" агенты на камеру признаются: навязывать дополнительные услуги в виде страховки от укуса клеща им приказало начальство. В общем, у страховых агентов теперь все просто: не хочешь раскошеливаться, твои проблемы – либо езди без ОСАГО, либо ищи другую страховую.

В регионах России начались проблемы с перезаключением договоров автогражданской ответственности. На первый взгляд, тенденция не нова: автомобилистам уже пытались вместо ОСАГО навязывать договоры так называемого ДОСАГО – более дорогие и выгодные для страховых фирм. Притом что это противоречит законодательству и правилам рынка. К примеру, вот одно из заявлений совершенно рядового водителя еще за 2011 год: этот человек обратился в Кинельский офис Росгосстраха в Саратовской области с целью продлить договор ОСАГО. Не получилось. При личной встрече сотрудник Росгосстраха заявила, что полис подорожал на 500 рублей. Потом быстро выяснилось, что это ложь – столько стоит полис ДОСАГО, который клиент не заказывал, но который ему упорно пытались оформить. "Только после того как я оплатил всю сумму, я заметил, что среди документов присутствует полис ДОСАГО стоимостью 500 руб. На мои замечания и возражения сотрудница офиса заявила что у нее есть внутренний приказ Росгосстраха оформлять ОСАГО ТОЛЬКО В КОМПЛЕКТЕ С ДОСАГО и отказалась оформлять ОСАГО без полиса ДОСАГО", – пишет водитель. Естественно, он попросил показать приказ, но этого сотрудники саратовского филиала компании сделать не смогли. Судя по всему, речь шла о незаконном устном распоряжении регионального начальства, которое также негласно ему спустили из офиса в Москве.

Как уже говорилось, такие единичные случаи стали отмечаться три года назад и, скорее, были досадным исключением для отдельных водителей. Но с наступлением 2014 года все резко изменилось: отказы в оформлении ОСАГО стали повальными, а география навязывания ДОСАГО страховщиками обширной – от Дальнего Востока до Калининграда. Кстати, еще в 2013 году политикой саратовского филиала Россгостраха заинтересовалось региональное управление УФАС. Там указали, что на такие действия страховщиков водители жалуются регулярно: если по итогам минувшего года в управление поступило 8 заявлений, то только за январь 2014 года – уже четыре заявления. Во всех случаях речь шла о незаконных действиях ООО "Росгосстрах", вернее, филиала в Саратове, где навязывали полисы РГС "Фортуна-Авто" и ДОСАГО. В итоге в действиях страховщиков усмотрели признаки нарушения ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".

Впрочем, победа оказалась локальной – волна отказов и навязывания ненужного многим людям ДОСАГО растет как снежный ком, который покатился уже по всей России. Сейчас так происходит повсюду – в том же Саратове, на Дону, в Екатеринбурге. "Свердловчане жалуются на навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО", – рапортует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области – в просторечье Роспотребнадзор. Там указывают, что в их адрес поступает все больше обращений, в которых граждане заявляют о навязывании дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцем транспортного средства в "Росгосстрах".

А далее разводят руками: "К сожалению, большинство обращений не содержат приложений с доказательствами фактов навязывания услуг. В свою очередь, страховая организация ссылается на добровольное согласие потребителей на оказание дополнительных услуг. В отсутствие доказательств нарушение потребительских прав не может быть установлено". Иными словами, поделать ничего нельзя, закон нарушают, но не поймать – доказательств навязывания нет, люди согласились на условия сами, все по обоюдному согласию.

Впрочем, сегодня съемочная группа "Нового Региона" нашла подтверждение тому, что нарушения на страховом рынке: а) массовые, б) касаются не только "Россгостраха", то и других компаний. Например, "Национальной страховой группы" (НСГ), в екатеринбургском офисе которой мы сегодня побывали. И даже больше – тут попросту отказываются оформлять ОСАГО, если клиент не купит страховку от укуса клеща, не застрахует жизнь внучки или не подстрахуется от риска затопить соседа снизу.

"Внучка у вас есть, квартира у вас есть?", – глядя на клиента, вопрошает агент. А потом почти рассерженно начинает объяснять, что ОСАГО для компании убыточно и продавать полисы без допуслуг и "сказок" про дефицит бланков ей запретил шеф.

В общем, поход в страховую получился продуктивным. Настолько, что может стать поводом для проверки Роспотребнадзора – в качестве подкрепления ранее поступавших в адрес ведомства жалоб. Тем более что управлением уже проводилось административное расследование по факту жалоб населения. Добавим, что доказательствами нарушений могут также быть: копия заявления в страховую организацию о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без иных дополнительных услуг; подтверждение вручения заявления в "Росгосстрах"; копия заявления в страховую организацию об отказе от навязанных дополнительных услуг; подтверждение вручения заявления в "Росгосстрах"; данные о свидетеле, который присутствовал при обращении потребителя об оформлении полиса ОСАГО и отказе от заключения договора без дополнительных услуг.

И, наконец, аудиозапись или видеозапись разговора с представителем страховой компании – что и есть в нашем случае. Так что просим считать наш сюжет уже официальным обращением в адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области с видеоподтверждением возможных нарушений.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров