"Постоим на краю": рецензия на фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" на afisha.amic.ru
08 декабря 2011, 13:13, ИА Амител
Надрыв и неестественный героизм, достойный шедевров соцреализма – вот чем полон нынешний лидер кинопроката "Высоцкий. Спасибо, что живой".
Девушка Таня, влюбленная в Высоцкого, летит к нему с коробкой морфия на военном самолете – аллюзия ясна, это простая советская медсестра на помощь к смертельно раненому спешит.
Актер Сева, спасая выступление, выходит на сцену петь песни Высоцкого под рояль (а Высоцкий в это время от абстиненции загибается), возмущенная публика забрасывает его фруктами – тоже понятно, друга грудью прикрыть решил, не бросай одного его, русские не сдаются.
Организатор выступлений Высоцкого в Бухаре, свежезавербованный сексот, осторожно предупреждает поэта и артиста, что могут быть всякие проблемки и лучше не того…но получает в ответ отчаянное и лихое "все будет хорошо! или плохо".
Только-только вытащенный с того света, переживший клиническую смерть Высоцкий встает, невозмутимо закуривает, и заявляет, что он готов работать дальше, он должен работать. Под конец фильма все тот же сексот, хранящий корешки от билетов на левые выступления, как доказательство вины Высоцкого перед Уголовным кодексом, сжигает их прямо в присутствии полковника КГБ и того, кого он должен был заложить – предатель раскаялся и искупил свою вину. В общем, история про войну и про бомбежку. Про большой линкор "Марат".
Бог с ними, с ляпами фильма, которые уже и так описаны и прокомментированы. Волнует другое – вся эта эстетика самосожжения, суицидального пафоса, непрерывного пожара души, заливаемого крепчайшим алкоголем, действительно соотносится с реальным Владимиром Высоцким? Исчерпывается ли этим его феномен?
Да хрен его знает, товарищ старшина. Бесконечные мемуары, собственноручно заполненные анкеты, разговоры с залом во время выступлений создают образ человека, конечно, нервозного и много пьющего, но легкого, остроумного, наделенного великолепным обаянием, многогранным чувством комического и исключительными способностями к общению.
После его смерти множество людей из самых разных уголков нашей немаленькой по размерам страны, стали рассказывать о том, какими близкими друзьями они были с Высоцким – и это говорит не только о том, что желание прислониться к чужой всероссийской славе непобедимо, они искренне так считали. Даже пресловутый его алкоголизм не был затворническим, угрюмым, одиноким - всегда компании, пышные застолья, много людей, суперзвезды и швейцары.
В этой-то черте его характера кроется понимание Высоцкого как явления культуры. Дело не столько в надрыве, сколько в том (и об этом миллион раз сказано), что он умел быть своим для фронтовиков, спортсменов, блатных, водителей, ученых, он входил в совершенно любые миры и точно отражал их, как в зеркале.
Никогда, ни один исполнитель песен на русском языке даже не приблизится по популярности к Высоцкому (не уменьшающейся с годами) именно потому, что он виртуозно находил ключ к душе буквально каждого человека. Большой начальник запрещает гэбисту арест Высоцкого, озвучивая мотивы – ну и как мы будем выглядеть, когда все узнают, что высшие чины компартии Узбекистана ходят на концерты антисоветчика и наркомана, укрывающего нетрудовые доходы? Может, авторам имело смысл немножко сказать о том, что привело туда этих чинов?
Разрекламированная компьютерная графика добавляет некрофильской ауры – по экрану бродит труп, которого спрыснули живой водой, чтобы еще немного бабла подмолотил. В том чудном мире, куда авторы поселили этого голема, девушка действительно может спокойно бежать по Бухаре босиком и с голыми ногами, наплевав на все законы шариата.
В противовес силиконовому Высоцкому, сведенному к разнообразным допингам и "Охоте на волков", тема кровавой гебни раскрыта тонко, детально и с пониманием. Гебисты трудятся, не покладая рук, вдумчиво и напряженно, умное лицо Андрея Смолякова маячит на экране, без преувеличения, полфильма.
И ведь жаловаться некому, все скажут – а вы что, опять "Копейку" захотели, чтобы Высоцкий финские холодильники друзьям доставал? Нет, не захотели, но желание сына гения изобразить своего отца дурачком на морфине, которого опекают мудрые полковники КГБ, противнее любых сорокинских фантазий.
Обсудить написанную рецензию можно здесь: http://afisha.amic.ru/news/277/
Комментарии 0