Все больше граждан будет осознавать, что брать кредит прямо в магазине дороже
13 сентября 2012, 16:01, ИА Амител
По итогам I
полугодия 2012 года, согласно отчету "Эксперт РА", объем кредитов
населению, не обеспеченных залогом, достиг 4,1 трлн рублей. Показатель
более чем вдвое превышает ипотечный портфель банков (1,6 трлн рублей) и
сопоставим с портфелем кредитов малому и среднему бизнесу (4,2 трлн
рублей). В целом высокий интерес к потребкредитам без залога обеспечен
существенным ростом портфеля нецелевых займов — кредитов наличными и
займами по кредитным картам. За год (II полугодие 2011 года и I
полугодие 2012 года) их объем увеличился на 70%, в то время как портфель
POS-кредитов — менее чем на 10%.
Зампредседателя правления
банка "Хоум кредит" Юрий Андресов указывает, что на существенном росте
портфеля необеспеченных кредитов населению отразилась в целом
благоприятная экономическая ситуация в стране — низкие показатели по
безработице, невысокий уровень инфляции и прочее. Эксперт признается,
что, хотя риски в сегменте беззалогового кредитования населения высоки (наиболее рисковым, кстати, сегментом является кредитование покупки телефонов), аргументом в пользу интереса банков к работе на этом рынке является высокая маржинальность потребительских займов.
При
этом небольшой рост портфеля POS-кредитов по сравнению с займами
наличными и банковскими картами банкиры не спешат связывать со снижением
интереса к данному продукту. Вице-президент Номос-банка Дмитрий
Вечканов считает, что полученные данные обусловлены высокими темпами
роста нецелевых кредитов за счет увеличения как их количества, так и
средней суммы займа.
— В случае с POS-кредитами их размер
ограничен целевой направленностью (покупка бытовой техники, одежды,
турпутевок) и варьируется от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, — говорит
Вечканов.
В ближайшие пять лет доля POS-кредитования вряд ли
уменьшится радикально, указывает директор департамента розничных
продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. Клиентам, по его
словам, по-прежнему удобно получать деньги на месте, а для банков это
удобные короткие кредиты на небольшие суммы, которые быстро погашаются и
чаще выдаются. Но с ростом финансовой грамотности, когда заемщики
начнут более тщательно сравнивать стоимость кредита и уровень доходов,
клиентские предпочтения изменятся, добавляет Пятков.
—
Постепенно заемщики осознают, что POS-кредитование хотя и комфортнее, но
дороже, поэтому этот вид кредитования будут вытеснять банковские карты,
— уверен Пятков.
Вячеслав Андрюшкин, в свою очередь, указывает на преимущество кредитных карт для банков.
—
Они позволяют использовать широкие возможности кобрендинга и предлагать
дополнительные продукты и услуги, — говорит банкир. — Поэтому при
равных параметрах самого кредита возможности продвижения кредитных карт
больше. Кроме того, у банков существуют обязательства перед
международными платежными системами Visa и Mastercard по выпуску
определенного количества карт. В связи с этим выдача кредитов на карту
имеет дополнительные преимущества по сравнению с POS-кредитованием.
Комментарии 0