Узаконенное вымогательство - школьные учебники

06 сентября 2011, 08:17, ИА Амител

Узаконенное вымогательство - школьные учебники Модернизация российского образования набирает обороты. По крайней мере, именно в этом нас пытаются убедить министерские чиновники. Одни заявляют, что заработная плата преподавательского состава, оказывается, с 1 сентября стала равной среднему показателю по экономике в стране. Другие с гордостью сообщают, что разработаны новые образовательные стандарты, которые настолько прогрессивны, что наши учителя, школьники и студенты и их родители должны просто прыгать от счастья, что всем им посчастливилось жить в такое светлое время. Третьи внедряют инновационные учебники с такой периодичностью, что им могла бы позавидовать сама Дарья Донцова. В общем, реформирование российской образовательной сферы запущено, осталось лишь выяснить, каков истинный смысл этого понятия. Об этом на сайте  rnns.ru пишет корреспондент Алексей Володин.

Итак, не будем поднимать вопросы заработных плат бюджетников (эта тема уже набила оскомину у миллионов наших граждан), а вот с поставками учебной литературы и разработкой новых образовательных стандартов попытаемся разобраться поэтапно.

В российские школы Минобрнауки систематически поставляет новые учебно-дидактические материалы. Лучше, конечно, выразиться несколько иначе: в учебные заведения приходят распоряжения о том, что необходимо закупить учебники определенных авторов, а средства на это выделяет государство. Далее ситуация, как обычно в нашей стране, принимает несколько извращенную форму. Школьное руководство на основе предоставленных каталогов делает заказ учебников под заложенную в бюджете сумму. Выходит, что денег на то, чтобы обеспечить всех обучающихся личным учебником, как всегда, не хватает.

 Приходится покупать ограниченное количество учебной литературы, что может больно ударить по образовательному процессу. Дальше все идет "по накатанной": учителям сверху спускают директиву о том, что, мол, нужно "уговорить" родителей школьников "помочь" школе в покупке недостающих учебников. Безусловно, как всегда в нашей стране, все должно происходить только лишь на добровольных условиях… Никто, мол, никого заставлять не должен… Учителя, находясь между молотом и наковальней, организуют родительские собрания и принимаются "убеждать" родителей дать школе денег или самим организовать покупку учебников для своих детей. Конечно, наш менталитет часто не позволяет справиться у вышестоящего руководства системы образования насчет того, а где же, мол, обещанные миллиарды, которые покроют ВСЕ затраты связанные с обеспечением учебных заведений нужной литературой. В итоге, родители, поскрипывая зубами, сами бредут за нужными учебниками для своих чад, а учителя с чувством выполненного перед боссами долга и неловкости перед учениками и родителями ждут "литературных поступлений" уже не из закромов школьных библиотек.

Несмотря на такое завуалированное вымогательство, родители вполне готовы смириться и с этой ситуацией. Учебники куплены, деньги, причем весьма не малые, потрачены, дети учатся, но проходит учебный год, и тут-то возникает новая проблема. Учащиеся, уверенные в том, что новых "закупок" учебных материалов делать не нужно, просто обмениваются учебниками с теми, кто на год младше – вполне приемлемый выход из ситуации. Однако Минобрнауки тоже не лыком шит… Вдруг в школу приходит новая бумага, которая повествует, что учебники за год успели устареть и нужно приобретать следующий "вагон" инновационной литературы. В этой ситуации даже у наших соотечественников, отличающихся смиренным отношением к инициативам начальства, возникает праведное негодование. Люди искренне не понимают, что такого могло произойти в течение года, что те учебники, которые были изданы в минувшем году, вдруг перестали быть инновационными. Тем более что в свое время учебники не переставали быть актуальными в течение 5-7 лет.

Многие родители, озаботившись чрезмерной "инновационностью" нашего образования, сами решаются заглянуть в новые учебники. И что же они там видят?

Приведем несколько "инноваций" в качестве примеров.

Итак, читаем новый учебник истории для 7-го класса под редакцией С.В.Перевезенцева и Т.В.Перевезенцевой (попахивает прибыльным семейным бизнесом). Сразу же обращаем внимание на год издания 2011, а в сумках школьников еще не успели "остыть" учебники истории от 2010 года А.Н.Сахарова. Учебник, как водится, прошел всевозможные исследования и был одобрен Министерством образования. Сравнивая пару учебников, приходишь к выводу, что авторы либо переписывают материал друг у друга, либо автор – это вообще один человек, который ежегодно придумывает для себя новую фамилию, чтобы выглядело инновационно. Некоторые параграфы прошли через откровенный, как сейчас принято говорить, "копипаст". Большинство материалов вообще списаны с учебников еще советских времен, автор только ссылки на труды В.И.Ленина убрал после сканирования с распознаванием.

В "новейших" учебниках физики за 11 класс по сравнению с предыдущими версиями добавлен целый параграф о бозоне Хиггса. Удивляет, но авторы учебника так хорошо разбираются в данном вопросе, что даже смогли осветить его на двух страницах книги. Удивление связано с тем, что ученые с мировым именем и те до сих пор сомневаются в существовании этой частицы. Не понятно, зачем вообще Большой адронный коллайдер строили, ведь можно было приехать в одну из наших редакций и почитать, что "знающие" люди пишут – у них все по полочкам разложено…

Ну, а в остальном "инновационный" учебник – почти на 95% точная копия учебника предыдущего поколения. Правда, нужно автору отдать должное, он умело переставляет слова в физических законах, при этом даже смысл закона почти не меняется…

Ситуация с "обновленными" стандартами образования аналогична. Когда в таком стандарте вдруг видишь, что на уроках информатики дети будут изучать тему "Mikrosoft Windows" - да-да, именно через "k" - опечатки с моей стороны никакой нет, то невольно думаешь, что это либо облегченная китайская версия известной ОС, либо в Министерстве работают высокоинтеллектуальные личности.

Порой складывается впечатление, что нас держат за полных идиотов и просто самым неприкрытым способом вытягивают из наших кошельков деньги. Хотя, почему впечатление? Так то и есть. Там наверху все уже давно научились зарабатывать на школе большие деньги: поменяют букву, добавят к старому учебнику новую задачку, сменят цвет обложки, да еще жирно подпишут "ИННОВАЦОННАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА" - и вперед – в продажу. Ну, а чиновники от образования не торопятся перекрывать такой поток "левого" финансирования в свой адрес. Вот и пишут многочисленные авторы о своем видении истории, сами сочиняют физические законы, со знанием дела описывают то, чего и в природе-то может не существовать. В общем, теперь лично мне точно понятно, в каком контексте нужно употреблять слово "запущена" относительно идущей реформы отечественного образования. Готовьте деньги, товарищи родители! Дети-то они, как известно наше будущее, а что бы оно наступило, нужно хорошенько заплатить.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров