"На 40 дней вручали его Звезду": алтайский Герой России, десантник Сергей Медведев

02 августа 2013, 14:27, ИА Амител

Из двенадцати жителей Алтая, ставших в новейшее время Героями России за боевые подвиги, трое – десантники. Все – посмертно. Газета "Алтайская правда" опубликовала статью о Сергее Медведеве, старшем сержанте 6-й роты псковских десантников. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.

В феврале 2000 года Антонина Медведева увидела сон: идут куда-то она, два ее сына, младший Сергей и старший Евгений, а следом за ними – их отец, который умер еще в 1982 году. Тут Сергей и Евгений провалились. Антонина Медведева Евгения подхватила, а Сергея не успела. Она повернулась к мужу-покойнику со словами: "Сережа утонул". И увидела, что Сергей стоит уже рядом с отцом… Сергей тогда служил в Чечне, и от него с начала января не было писем. Антонина рассказала сон сыну Евгению. Вместе решили, что это просто сердце матери тревожится. И когда по телевизору стали рассказывать о 6-й роте псковских десантников, у родных даже мысли не было, что Сергей мог быть там, в этом пекле. А он именно там и был…

"Мне эта работа нравится…"

Сергей Медведев родился в 1976 году. Через шесть лет умер отец и мать осталась с двумя сыновьями одна. Тут началась эпоха перемен. Мать работала в две смены на Бийском мясокомбинате, а сыновей на лето отправляла к своим родственникам в горы. С 15 лет Сергей пошел трудиться. Затем поступил в местное ПУ № 3, учился на газоэлектросварщика.

- Мы были обычными пацанами: дрались, хулиганили. Героями ведь не рождаются, ими становятся... – говорит Евгений, старший брат.

Сергея призвали в армию. Высокий – 190 см ростом, сильный, он попал в ВДВ. Отслужив два года, остался по контракту.

- Не от хорошей жизни он в армию пошел и не от хорошей жизни там остался. Просто понял, что в армии надежнее. Он себя считал профессионалом. Говорил: "Мне эта работа нравится…" – рассказывает Евгений.

Была еще одна причина – Сергей Медведев хотел заработать денег на квартиру матери. У него к ней было особое отношение – словно к ребенку. "Каждый раз, когда парнишка приходит с письмами, я рядом как штык стою и жду – есть ли мне письма. Раза два-три прочитываю, особенно когда приходят письма от тебя..." – это из его письма матери.

"Наверное, вы о нас слыхали…"

В феврале 1999 года Сергей приехал в Бийск в отпуск. Кто же знал, что видят его в последний раз? В Бийске у него была девушка, на которой Сергей в скором времени хотел жениться. Однако думать о свадьбе было некогда – Сергея срочно вызвали в часть. В составе российских миротворцев он попал в Боснию и Герцеговину (территория бывшей Югославии).

12 июня 1999 года в Косово должны были войти миротворцы НАТО. Одним из объектов, который они намеревались взять под контроль, был аэропорт "Слатина" (город Приштина). Однако у российской стороны были на аэропорт свои виды. С 10 июня готовился марш-бросок российских десантников на Приштину. В ночь на 12 июня около 200 десантников на бронетранспортерах и грузовиках выдвинулись из Боснии. Поставленная задача гласила: захватить аэропорт "Слатина" до прихода сил НАТО.

600 километров колонна шла без остановок. В телехронике тех лет показывали наших десантников и то, как их встречали сербы – восторженно, словно в 1945 году, с цветами и песнями. Командир десантников Сергей Павлов писал об этом: "Два часа ночи, а на улицах все население города. Что же тут началось! Стрельба из стрелкового оружия, взрывы петард, взлетают сигнальные ракеты, толпы на тротуарах, крики, свист, повсюду вспышки фотоаппаратов, на дороге люди встают на колени перед бронетранспортерами".

Под утро 12 июня наши десантники заняли круговую оборону в аэропорту "Слатина". Колонны англичан и американцев в этот момент уже подкатывали к аэропорту, так что наши опередили НАТО буквально на полчаса-час. Узнав, что аэропорт занят российскими десантниками, отряды НАТО остановились. Вертолеты делали попытки сесть на полосу, но наши БТР начинали маневрировать по полю, мешая вертолетам. Американцы двинули на наши блокпосты танки. Наши взяли танки в прицелы гранатометов. Танки остановились...

В составе 200 десантников, которые поразили весь мир, был Сергей Медведев.

- Из Югославии Сергей написал: "Все нормально, жив-здоров, немцы и французы стоят рядом, наверно, вы о нас слыхали…" – рассказывает Евгений.

Еще бы – тогда марш-бросок российских десантников в Приштину был главной мировой новостью. "Даже внезапная высадка русских на Марсе не произвела бы на американцев и их союзников такого эффекта, как русские БТР под Приштиной…" – писала белградская газета "Вечерние новости".

Между тем из нашего сегодняшнего далека заметно, как похожи были операция в Приштине и бой 6-й роты: и там, и там десантников бросили на произвол судьбы. Помощь, обещанная батальону Сергея Павлова, не пришла – европейские страны не дали воздушные коридоры. Впрочем, была и немалая разница: когда у десантников кончились продукты и вода, западные миротворцы делились с нашими чем могли. Это все же была Европа – не Чечня.

- После Приштины его часть перебросили в Абхазию, прислал фотографии с моря, из Гудауты. Звонить не любил, да тогда и не было столько сотовых. А писал регулярно, два письма в месяц было всегда. Все обещал приехать: сначала на мой день рождения – 10 декабря, потом на Новый год, потом 7 января пришла телеграмма – мать поздравил с днем рождения. Потом – тишина... – говорит Евгений Медведев.

"Я же тебе говорила!"

Когда в первые дни марта 2000 года по телевидению начали день за днем говорить о бое псковских десантников с большой, в тысячу-две человек, бандой боевиков, ни Евгений, ни Антонина Ивановна даже не предполагали, что Сергей мог быть там.

- Мы же слышали про этот бой, но даже мысли не было, что Сергей там может быть. Я потом общался с семьями других погибших, люди тоже говорили, что смотрели на эти бои как на что-то постороннее. Многие родители даже не могли подумать, что их дети в этой мясорубке... – рассказывает Евгений.

Утром 7 марта в дом не ждавших горя Медведевых принесли похоронку.

- Я еще спал, стучат в дверь. Мать пошла открывать. Слышу разговор и – крик. Она в комнату влетает, кричит: "Я же тебе говорила!" В руках телеграмма: "Медведева Антонина Ивановна, извещаем вас, что ваш сын погиб при исполнении воинского долга на Северном Кавказе…" – впоминает Евгений.

Он поехал к военкому. И даже по дороге еще сомневался. Но когда зашел и увидел на столе у военкома личное дело брата, понял: так и есть.

- Самое тяжелое было ждать. Гроб привезли только через неделю. Сережка был такой, будто просто спит… – говорит Евгений. – На 40 дней вручали его Звезду… 

Последний день

В последние дни февраля 2000 года подразделения 104-го парашютно-десантного полка начали занимать позиции в Аргунском ущелье. 28 февраля 6-я рота, которая должна была занять высоту Исты-Корд, выступила в поход. Рота была навьючена печками и палатками, из оружия – только автоматы. В роте не было авианаводчика, а радист не взял с собой устройство для шифровки радиопереговоров. В это же время по ущелью навстречу десантникам двигались боевики, около двух тысяч человек.

Противники столкнулись после полудня 29 февраля. Десантники заняли высоту 776,0 и начали отстреливаться. Ждали, что помощь придет в ближайшее время, оттого, как говорят, патроны не экономили. Однако помощи не было. Вертолеты не прилетели – в одних книжках пишут, что помешала нелетная погода, в других – что погода была отличная и что помешало – не понять. Пошедшие на помощь роты десанта до высоты не дошли. Гаубичные и танковый полки по каким-то причинам не открыли огня – будто бы от помощи отказался командир 104-го полка десантников полковник Мелентьев. Каждому эпизоду есть разные объяснения, но сути они не меняют – 6-я рота осталась одна.

Только в ночь на 1 марта на высоту пробрались 14 человек – взвод Олега Ермакова, вместе с которым на высоту пришел заместитель комбата Александр Доставалов. Уцелевшие рассказывали, что с приходом подмоги всех охватила радость – думали, видимо, что будут и еще войска. Однако это оказалось – все.

В пять утра 1 марта боевики пошли на штурм высоты. Командир десантников Марк Евтюхин передавал по радио: "Боевики вышли на бросок гранаты", "Прорвана линия огня", "Начались рукопашные". К пяти утра боевики пробились к вершине. Десантников оставалось четверо – подполковник Марк Евтюхин, старший лейтенант Александр Доставалов, лейтенант Алексей Кожемякин, старший сержант Супонинский. Потом подполз еще рядовой Поршнев. В 6.10 Евтюхин вызвал огонь артиллерии на себя. Кожемякин, решив спасти ребят, приказал Супонинскому и Поршневу прыгать с обрыва, а сам отстреливался до конца.

Живыми остались шестеро бойцов – Супонинский, Владыкин, Тимошенко, Поршнев, Христолюбов и Комаров. 84 десантника погибли в том бою, в том числе наш земляк, бийчанин Сергей Медведев. 68 человек награждены орденами Мужества, 22 бойца роты стали Героями России, и в их числе Сергей Медведев. 

"Сергея ранило, и он остался прикрывать…"

После смерти Сергея по распоряжению президента страны матери и старшему брату выделили квартиру. Получилось, что Сергей все же заработал ее, как и хотел.

- Бывало, проснусь ночью и вижу: мать его портрет держит и плачет... Она все повторяла: "Вот отведу Сергею год и уйду..." – говорит Евгений. – Так и получилось – год отвели Сергею и она померла…

О том, как именно погиб брат, Евгений знает приблизительно – рассказать некому. Известно, что Сергей был в составе дозора, который после полудня 29 февраля первым наткнулся на боевиков.

- Мне ситуацию изложили так: они увидели боевиков, забросали их гранатами… – рассказывает Евгений. – Но неожиданно оказалось, что вокруг полно духов. Наши начали отступать. А Сергея ранило. Он остался прикрывать. Вот так и погиб...

В книге "Шаг в бессмертие", выпущенной в Пскове, о смерти Сергея Медведева говорится так: "Когда же силы были на исходе, гвардии старший сержант Медведев поднялся во весь рост и с автоматом в руках один пошел против большой группы боевиков. Он продолжал стрелять до тех пор, пока вражеская пуля не оборвала его жизнь".

Евгений говорит об этом:

- Вот кто знает – встал он в полный рост или нет? А если для красного словца – зачем? Хотя он бы мог... Я ездил в Псков, говорил с родственниками, с теми, кто был на высоте после боя. Ребята рассказывали, что вокруг Сергея было много крови, много гильз. Из личных вещей нашли при нем только Евангелие и личный номер. Говорил с теми, кто уцелел. Один, весь израненный, отстреливался до конца. Говорит: "Помню, еще цинк патронов оставался. Но тут мы вызвали огонь на себя, три взрыва помню – и все. Пришел в себя – ходят "чехи" и добивают. Потом терял сознание, приходил в себя... Так и лежал, пока похоронные команды не пришли..." Представь: к нему каждая мать подбегает, спрашивает: "А ты этого помнишь? А этого?.."

Он молчит и добавляет:

- Истинную правду можно узнать, только когда придешь туда (и показывает на небо). Если опять попадем вместе.

Алтайские десантники – Герои России

Вольф Виталий Александрович – командир отделения связи 3-го батальона 345-го гвардейского Краснознамённого ордена Суворова III степени отдельного парашютно-десантного полка ВДВ России. Родился 14 июля 1972 года в п. Малиновском Завьяловского района Алтайского края в семье служащих. Окончил среднюю школу № 14 г. Яровое Славгородского района Алтайского края. С 1990 года в ВС СССР. В 1992 году остался на сверхсрочную службу в составе миротворческой миссии в зоне грузино-абхазского конфликта.

27 марта 1993 года десантники попали под обстрел боевиков в районе сейсмологической лаборатории возле села Нижние Эшеры. Виталий Вольф принялся восстанавливать поврежденную линию связи и, хотя был ранен осколком в голову, сумел это сделать. Вызванные по связи вертолеты помогли отбить боевиков. Виталий Вольф от полученного ранения умер. Звание Героя России присвоено ему Указом президента РФ от 26 июля 1993 года. Улица Байкальская, на которой он жил в Яровом, названа именем героя. 

Лайс Александр Викторович – пулеметчик 45-го отдельного разведывательного полка воздушно- десантных войск Московского военного округа, рядовой. Родился 13 мая 1982 года в г. Горно-Алтайске, затем семья переехала в с. Ненинка Солтонского района Алтайского края. После девятилетки поступил в лицей Бийска. На службу призван в 2000 году. Служил в 45-м отдельном разведывательном полку ВДВ Московского военного округа. В июле 2001 года в составе своего подразделения прибыл в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях в период второй чеченской войны. Погиб в бою 7 августа, на седьмой день своей первой военной командировки. Возле села Хатунь дозор десатников столкнулся с боевиками. Александр Лайс оказался вместе с командиром дозора капитаном Шабалиным. Увидев снайпера боевиков, целящегося в Шабалина, Александр закрыл командира собой. Несмотря на смертельное ранение в шею, Александр еще некоторое время вел огонь по врагу. Боевики были отбиты. Звание Героя России присвоено Указом президента Российской Федерации № 762 от 22 июля 2002 года. Имя Героя носит средняя школа с. Ненинка Алтайского края, в которой учился Александр.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров