Госдума сохранила скандальные «парашюты» для топ-менеджеров госкомпаний
25 января 2014, 17:29, ИА Амител
Поправки в Трудовой кодекс, касаются руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров и членов исполнительной коллегии компаний (госкорпораций, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ). В случае, если более 50% процентов акций в уставном капитале организации находится в государственной собственности. Еще одно условие - компенсация полагается, если трудовой договор расторгается по инициативе работодателя или в случае смены собственника имущества организации. В ситуации, когда допущенный к управлению госактивами чиновник и его наниматель (в лице уполномоченного органа) договариваются разойтись по обоюдному согласию, выплата отступных не предусматривается.
Нетрудно догадаться, что законодательная инициатива властей направлена на предупреждение эксцессов, связанных с ростом социальной напряженности. Подобная "пиар профилактика" особенно актуальна на фоне нарастающих кризисных явлений в экономике, когда вероятность обострения хронической болезни под названием социальное неравенство высока как никогда.
Самой звучной пощечиной общественному мнению стало увольнение из Ростелекома Александра Провоторова. Досрочное сложение полномочий управленца обошлось российскому налогоплательщику в 230 миллионов рублей. Именно в такую круглую сумму был оценен "золотой парашют", "эффективного менеджера".
Понятно, что установившаяся практика (а пока нет никаких признаков того, что ей будет положен конец) выглядит предельно вызывающе в глазах населения. Особенно на фоне уже анонсированных увольнений и сокращений. В частности, только в этом году примерно 7,5 тыс. работников "АвтоВАЗа" не по своей воле покинут цеха автогиганта. Причем без всяких многомиллионных парашютов и прочих спасательных средств. В лучшем случае людям заплатят причитающиеся по ТК три месячных заработка. Валерий Трапезников, представляющий в думской фракции "Единой России" Общероссийский народный фронт, уже предложил продумать вопрос о двукратном урезании "строп" "золотого парашюта" - до общенародного трехкратного среднего месячного заработка. Однако, учитывая колоссальную разницу в размере заработной платы, которую получает простой работяга у станка и чиновник, утопающий в мягком директорском кресле, эта инициатива отдает не меньшим популизмом, чем раскритикованная г-ном Трапезниковым первоначальная редакция правительственного законопроекта.
Об этом же заявил в разговоре с корреспондентом "СП" финансовый аналитик Степан Демура:
– Для высших управленцев зарплата - это мелочь "на карманные расходы". Они идут на руководящие посты с совершенно другой целью. А именно с целью распила на контрактах, субподрядчиках и так далее. В такой ситуации решение ограничить "золотые парашюты" едва ли потянет даже на небольшой камень в фундамент идеи о социальной справедливости.
"СП": – Не получится ли так, что "топы" теперь будут активнее наращивать личное благосостояние в период исполнения управленческих обязанностей?
– Такого развития событий исключать нельзя.
"СП": – Либеральные критики указывают на то, что госкомпаниям будет сложнее привлекать квалифицированных менеджеров. А это в свою очередь чревато снижением эффективности производства.
– Я бы вообще предложил не обращать внимания на либеральных критиков. Потому что в нашей стране вот уже более 20 лет реализуется либеральный экономический курс. К чему это привело, мы знаем.
"СП": – Как повысить качество управления госактивами? Есть ли стимулы, которые позволят сделать его более эффективным?
– На самом деле поднять мотивацию достаточно просто. Одна из мер - давать пожизненное с конфискацией. Она работает всегда и везде.
"СП": – То есть, в России нет проблемы неэффективности, а есть проблема коррупции?
– Именно это я хочу сказать. Нужно наказывать за воровство и мздоимство. А неэффективность - уже следствие коррупции. Поскольку замещение должностей происходит по блату, менеджеры преследуют отнюдь не интересы государства.
"СП": – Как с этим бороться? Может вместо "золотых парашютов" нужна "золотая гильотина"?
– Нужно повышать прозрачность деятельности госкомпаний. Но об этом, пока значительная часть госбюджета закрыта, можно только мечтать. Говорят, это затрагивает вопросы национальной обороны. На самом деле все идет под распил. Если закрытую часть проверит Счетная палата, то доклада не будет.
"СП": – Насколько связаны социальная справедливость и экономический рост?
– Экономика и мораль неразделимы. Когда люди видят, что их труд справедливо оценивается обществом и направлен ему во благо, у них появляется дополнительный немонетарный стимул. И совсем другое дело, когда в обществе появляются "первые среди равных". Возникает своего рода "каста неприкасаемых". Какой-нибудь менеджер ничего не смыслит в управлении, но получает в тысячи раз больше, чем мастер, от которого зависит реальный процесс производства. О чем здесь говорить?! Это создает антимотивацию. Стоимость труда менеджеров неадекватно завышена во много раз.
Повторюсь, места в госкорпорациях (как и в силовых структурах) стоят огромных денег. Их приходится отбивать. А как это можно сделать? Только воруя. А раз места продаются, значит, на более высоких этажах власти заинтересованы в сохранении этой схемы. На всех есть компромат. Если кто-то начинает себя "плохо вести", не производит "откат", то из специальной папки поднимается соответствующая информация.
"СП": – Внесенный правительством законопроект не затрагивает негосударственные компании. Насколько это справедливо, учитывая происхождение российского частного капитала из общенародной собственности?
– Памятуя о генезисе этих капиталов, можно с полным основанием говорить о том, что это условно частные компании. Конечно, есть производства, которые создавались с нуля. Но это, как правило, касается несырьевого сектора. В эпоху приватизации эти активы скупались за смешные деньги. Достаточно вспомнить, как начинал свою бизнес-карьеру, например, Потанин.
По мнению президента "Конфедерации Труда России" Бориса Кравченко, инициатива властей не решает, а лишь усугубляет проблему отсутствия социальной справедливости.
– Менеджеры госкорпораций фактически являются государственными чиновниками. Я вообще не очень понимаю, о каких "золотых парашютах" для госслужащих может идти речь. В отношении всех наемных работников действует Трудовой кодекс. Этим документом устанавливается размер выплат при увольнении. В противном случае мы получаем странную смесь жлобства с капиталистической хищностью. На каких основаниях эти люди вообще претендуют на дополнительные выплаты при увольнении? Видимо, они так "успешно" руководят госкорпорациями, что их приходится увольнять. Идеология "золотых парашютов" противоречит здравому смыслу.
"СП": – Почему бы властям не установить потолок на фонд оплаты труда для "ударников" из сферы управления?
– Потому что это не соответствует вышеназванной идеологии. Предложенный законопроект не решает проблему сверхвыплат при увольнении топ-менеджеров госкорпораций. Эти выплаты будут производиться по соглашению сторон в другой форме. Например, в виде депозитов, премий и так далее. В результате чего социальное неравенство будет только углубляться.
"СП": – Сокращаемым в этом году работникам АвтоВаЗа такие выходные бонусы, наверняка, не светят…
– Там это будет далеко не первое сокращение. В ходе предшествовавшей острой фазы кризиса речь шла об увольнении 11 тысяч человек. Причем планы менеджмента по сокращению были гораздо жестче. Но работники АвтоВАЗа оказали сопротивление. Кстати, на этом предприятии действует альтернативная профсоюзная организация. В отличии от официальной, ее руководитель не входит в совет директоров компании. Поскольку трудовой коллектив оказал сопротивление, планы по сокращению были существенно скорректированы, а работники получили все причитающиеся выплаты. Многие из них были трудоустроены. Надеюсь, и на этот раз нам удастся отстоять права работников, защитив их от увольнения без компенсационных выплат.
"СП": – Однако далеко не во всех отраслях есть такая "боевая" профсоюзная ячейка
– И это не может не вызывать тревогу в преддверии волны массовых увольнений, которая ожидается на фоне ухудшения базовых макроэкономических показателей. Нетрудно заметить, что экономический кризис набирает обороты. Даже официальные органы статистики фиксируют сокращение производства. В свою очередь наша организация отмечает увеличение количества случаев невыплаты заработной платы. В ряде регионов и секторов работники переводятся на неполную рабочую неделю или отправляются в неоплачиваемые отпуска. В ряде регионов наблюдается рост безработицы.
Заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев (КПРФ):
– Наша фракция еще два года назад разработала и внесла на рассмотрение Думы законопроект, который "подрезает стропы" таким "парашютистам" и несколько умеряет их финансовые аппетиты. Мы предложили не просто ограничить размер отступных, но и увязать его с эффективностью деятельности менеджеров.
Видимо, поэтому кабинет Медведева решил сыграть на опережение и внес свой законопроект, который представляет собой полумеру. Во многих госкорпорациях зарплата топ-менеджеров доходит до двух миллионов. В то время как установленный минимальный размер оплаты труда едва превышает пять тысяч рублей. Мы убеждены, такой разницы не может быть по определению. Адекватная мотивация - это когда заработная плата привязана к реально рассчитанному уровню МРОТ и эффективности труда. Иначе получается, что реальные труженики, которые стоят у станка, имеют мизерную зарплату и кучу штрафов. Зато тот, кто присваивает себе результаты их труда и "сплавляет страну", расписываются под астрономическими суммами в платежной ведомости. Не говоря уже о бешенных отпускных и туго набитом соцпакете.
Приведу такой пример. Наша железная дорога за последние годы в пять раз уменьшила чистую прибыль. Зато в три раза увеличила дивиденды, которые выплачивает своим руководителям. Это не лезет ни в какие ворота. А как в Ростелекоме уволили человека, выписав ему чек на 200 с лишним миллионов. Да у нас жители целых городов вместе столько не зарабатывают!
"СП": – Какие механизмы стоит задействовать, чтобы перераспределение общественного богатства было более справедливым и равномерным?
– Главная проблема в том, что минимальный размер оплаты труда не позволяет человеку элементарно выживать. Министру, который "изобрел" эту сумму, я предложил провести эксперимент с личным участием. По принципу, вот вам 5500 рублей, напишите список, что вам потребуется на месяц. После чего мы закроем вас в кабинете и попробуйте прожить на эти деньги. Только не забудьте, что вы еще должны заплатить за услуги ЖКХ, приобрести билеты на транспорт, купить лекарства и так далее. Естественно, эксперимент не состоялся.
Кстати говоря, на Западе упомянутый уровень МРОТ это, можно сказать, основной двигатель экономики. Если есть платежеспособный спрос, то и производство работать будет. У нас же, как происходит – нефть и газ продаем за границу, а в Россию завозим ширпотреб за нефтедоллары. В итоге у самих реального производства практически не осталось. При этом министры Медведева рассказывают людям сказки про макроэкономику. Хотя проблема решается элементарно.
Уровень заработной платы должен зависеть от экономических показателей. Отработали эффективно - получите больше, если хуже - то меньше. В первую очередь это должно касаться руководителей. Покажите мне хоть одну процветающую западную компанию, доходы руководства которой увеличиваются в случае падения ее рентабельности. Весь мир ограничил доходы банкиров еще в ходе первой волны кризиса, которая началась в 2008 году. Российские власти не спешат учить этот урок. Не исключено, что именно поэтому мы и ждем второй кризисной волны, в то время как в экономике США и ЕС наметилось оживление.
"СП": – Почему наше руководство не запрещает элитарный спорт - прыжки с "золотыми парашютами", если он чреват экономическими и социальными потрясениями?
– А потому что в нашей стране продолжается "гайдаровщина". Посмотрите, кого назначает Путин на ключевые посты в экономической сфере. Голикова, Улюкаев, Набиуллина - это все "дети гнезда Чубайса". А деятельница, которая в гайдаровском правительстве снижала пенсии, урезала социальные гарантии, теперь будет защищать права человека. Это же нонсенс. Власти только говорят о том, что у нас нет доминирующей государственной идеологии. На самом деле у нас процветает внедренная еще в ельцинские времена праволиберальная трескотня и безответственность.
Комментарии 0