Отменить заградительную пошлину на экспорт бензина правительство не может: эксперт
Крупные российские нефтяные компании России обратились к правительственной комиссии по ТЭК с предложением о снижении заградительной пошлины на экспорт бензина.
12 февраля 2013, 14:27, ИА Амител
По мнению нефтяников, если пошлина сохраниться на нынешнем уровне, это в перспективе может привести к возникновению дефицита бензина на внутреннем топливном рынке РФ. Обращение было подписано всеми крупнейшими нефтяными компаниями РФ, за исключением государственной Роснефти.
Общероссийская общественная организация "Российский союз
инженеров" (РСИ) считает, что действовать необходимо аккуратнее, поскольку
отмена заградительной пошлины на бензин может изменить положение не в лучшую
сторону. Как сообщили "АвтоАмику" в аналитической
службе РСИ, наиболее оптимальным решением проблемы является совместная работа
правительства и нефтяных компаний по разработке механизма постепенного снижения
экспортной пошлины на бензин в соответствии с ходом реализации программы по модернизации
отечественных НПЗ.
В частности, первый вице-президент "Российского союза
инженеров" Иван Андриевский пояснил,
заградительная экспортная пошлина на бензин сейчас находится на уровне 90%,
была введена в мае 2011 года, в рамках борьбы с топливным кризисом на
внутреннем рынке. В итоге проблема дефицита топлива, в том числе и за счет
заградительной пошлины, была преодолена. Однако это является лишь локальным
успехом.
По его словам, на самом деле проблема производства топлива в
России гораздо глубже. Прежде всего это инфраструктурная проблема. Средняя
глубина переработки топлива на российских НПЗ не высока - около 70%. Для
сравнения, в Европе этот показатель составляет 85-93%. В итоге более дешевый и
менее качественный российский бензин востребован европейскими НПЗ. Российский
бензин практически вдвое дешевле европейского, затраты на его переработку не
большие, а отходы минимальны. Эти факторы и обусловили высокий спрос на
российский бензин со стороны Европы. Заградительные пошлины сделали экспорт
топлива в Европу низкорентабельным, однако пока не решили ключевой проблемы –
низкой глубины переработки топлива на российских НПЗ.
"Более того, поскольку
баланс спроса-предложения на внутреннем рынке восстановлен, а экспорт топлива
малоинтересен, нефтяные компании не имеют стимула для инвестирования в
модернизацию НПЗ. То есть, игроков рынка полностью устраивает соотношение
производственных и сбытовых мощностей. Рост глубины переработки нефти на НПЗ
приведет к увеличению объема производства топлива, которое будет некуда девать.
Об этом и предупреждают нефтяные компании, сообщая о возможном сокращении
инвестиционной программы по модернизации НПЗ, что в будущем может привести к
дисбалансу спроса-предложения на топливном рынке, то есть к дефициту", -
считает эксперт.
Иван Андриевский особо подчеркнул: "В то же время пойти на отмену заградительной пошлины правительство не
может. Во-первых, это приведет к снижению поступлений в бюджет. Во-вторых,
отмена заградительных пошлин снова сделает экспорт топлива в Европу более
выгодным, чем реализация продукции на внутреннем рынке, что опять же грозит
дефицитом".
Как уже сообщал АвтоАмик,
все
крупные нефтяные компании, кроме "Роснефти", предлагают правительственной
комиссии по ТЭК снизить заградительную пошлину на бензин. В противном случае, по их мнению, в
перспективе на пять — семь лет возникнет дефицит топлива. Но Минфин выступает
против: мало того что бюджет может потерять 1 млрд долл., цена бензина вырастет
еще на 2,5 руб.
Комментарии 0