Парадоксы отечественной экономики: в нефтяной стране бензин дорожает, потому что его не хватает

22 августа 2013, 00:17, ИА Амител

Правительство пытается справиться с ростом цен на топливо, уговаривая нефтяников снизить продажи горючки за границу, - об этом пишет КП.

Прогнозы по росту цен на бензин сбываются. За минувшую неделю горючее подорожало почти на 1,5%. И это, как говорят эксперты, только начало. Вице-премьер Аркадий Дворкович ждет от Мин­энерго, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы решения, как усмирить цены. Если бензин на заправках подорожает так же, как и бензин на оптовом рынке, инфляция в этом году может стать двухзначной.

МИССИЯ ПРОВАЛЕНА?

Дефицит бензина в России возникает каждый год в конце лета. И каждый раз все возмущаются: как может в нефтедобывающей стране не хватать топлива? Это действительно с трудом поддается логическому объяснению. Тем не менее давайте разберемся, что же происходит и почему у нас такое дорогое горючее.

За последний месяц цены на оптовом рынке бензина выросли более чем на 20%. Такой стремительный взлет невозможно объяснить ни удорожанием нефти на мировых рынках, ни сезонным фактором.

- Зимой и весной цены на бензин практически не росли, - комментирует Андрей Гордеев, аналитик консалтинговой компании "Верген Ойл Групп". - И все потому, что на наш рынок пришел белорусский бензин (его, к слову, делают тоже из российской нефти). То есть топлива было достаточно для того, чтобы благодаря конкуренции цены держались. Но летом наши нефтяные компании решили подзаработать и увеличили экспорт бензина в Европу, там цены выше. Белорусы сделали то же самое. В результате в России бензина стало мало. Дефицит накапливался, и цены росли. Именно этим объясняется удорожание на 20% за какой-то месяц.

Цены подстегнуло еще одно обстоятельство: на одном из российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) устанавливали новое оборудование. В результате объемы продукции снизились и дефицит усилился еще больше.

Розничные цены идут за оптовыми, как состав за паровозом. Ничего не поделаешь. Это, конечно, не означает, что по всей стране бензин на заправках должен подорожать на 20%. Это чревато социальными и экономическими потрясениями. Поэтому нефтяникам приходится выкручиваться - резко повышать цены нельзя, но и держать на прежнем уровне тоже невыгодно.

Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.
Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.

ВСЕ ОСТАВИМ СЕБЕ

Когда оптовые цены на горючку поперли вверх - правительство забило тревогу. Кстати, это тоже наша традиция - вызывать нефтяников на ковер и просить заморозить цены, когда те уже выросли.

На этот раз нефтяникам рекомендовали не продавать бензин за границу, а оставлять его на внутреннем рынке.

- Минэнерго, Минэкономики и ФАС должны представить вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложения, как остановить рост цен на бензин, - рассказывает Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. - Посмотрим, что они придумают. Хотя выбор здесь невелик. На мой взгляд, нужно заставить наших нефтяников вернуться на российский рынок, заодно следует заставить белорусов исполнять свои обязательства и поставлять бензин все-таки в Россию, а не в Европу.

Что за обязательства такие? Дело в том, что Россия продает Беларуси дешевую нефть с учетом союзных отношений. Но для собственных нужд этой стране необходимо 8 млн. тонн нефти. А покупать они хотят 20 млн. тонн. Излишки нефти они перерабатывают и продают странам ЕС. Собственно, на это и живут. У нас же нет резона продавать им большие объемы со скидкой. И обычно этот вопрос становится камнем преткновения в политических спорах Москвы и Минска. Но в прошлом году удалось договориться: мы продаем белорусам нефти столько, сколько им нужно, но их производители поставляют бензин нам.

- По этим условиям белорусы должны поставить нам 3 млн. тонн бензина, а поставили пока только 600 тысяч тонн, - говорит Сергиенко.

 

ЛОГИКА МОНОПОЛИСТА

Конечно, проще с помощью административного ресурса заставить белорусов, а не собственных нефтяников продавать бензин в Россию по ценам более низким, чем в Европу. Но это же временное решение проблемы, к тому же очень ненадежное. Повздорит Минск с Москвой - и у нас опять дефицит.

Но если верить элементарным законам экономики, чтобы снизить цены, надо увеличить предложение.

Например, если бы наши нефтяники производили больше бензина, они могли бы и страну заправлять, и на загранице зарабатывать.

- Но это невыгодно самим нефтяникам, - объясняет Гордеев. - Если предложения будет больше, цены действительно перестанут расти, но акцизы-то все равно повышаются. В результате маржа упадет. 50% стоимости бензина - это налоги. Хотите более дешевое топливо, снижайте сборы.

При этом государство не может не повышать акцизы и прочие налоги, потому что бюджет живет на нефти. С другой стороны, нельзя дать нефтяникам полную волю. Высокие цены на бензин тормозят развитие экономики и разгоняют инфляцию. В след за горючкой дорожает все: от проезда в общественном транспорте до хлеба и яиц.

 

Напрашивается еще один вариант. А что если сократить себестоимость производства бензина? Ведь белорусы как-то умудряются это делать из нашей же нефти?

- С точки зрения модернизации НПЗ Беларусь впереди России - они давно переоборудованы под европейские стандарты, - объясняет Сергиенко. - У нас тоже идет переоборудование производства, но довольно медленно. За последние 15 лет в России построили всего один завод. А представьте, насколько выросло потребление! Самим нефтяникам строить новый завод невыгодно, им проще продавать сырую нефть за границу. Государство формально на этот рынок не влезает. Но даже если появится человек с деньгами и скажет: "Я хочу построить современный нефтеперерабатывающий завод" - кто ему даст это сделать? Никто! У нас нет внутреннего рынка нефти. Нефтяники не будут продавать ему сырую нефть, им это невыгодно. Вот и все.

В общем, замкнутый круг. И дефицит бензина в нефтяной стране - явление традиционное.

Пока же, по прогнозам экспертов, цены на бензин на заправках продолжат расти. Если правительству удастся уговорить белорусов и собственных нефтяников вернуться на наш рынок, топливо подорожает максимум на 2 процента, а если нет, то на все 3 - 5 процентов.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров