Стенограмма с пресс-конференции В. Путина (часть 3-я)
01 февраля 2007, 17:59, ИА Амител
На официальном сайте Президента РФ обновилась стенограмма пресс-конференции, которая проходит сегодня в Кремле. Глава государства Владимир Путин общается с представителями российских и иностранных СМИ с 12 часов мск.
Предлагаем вашему вниманию "третью часть" стенограммы:
М.СОЛОВЬЕНКО (газета "Народное вече", Владивосток): Кто про что, а я про коррупцию опять. Я здесь несогласованная, как и мой вопрос. Поэтому прошу простить коллег, если немножко длинновато будет, но я постараюсь быстро.
Вы очень хорошо поработали, Владимир Владимирович, на международной арене. Сейчас Вы придумали вместе с Правительством замечательный проект по Владивостоку: у нас будет и казино, у нас будет океанариум, я очень надеюсь, и 50 самолетов в день, и мост на Русский, и такая райская-райская жизнь у нас, наверное, начнется.
Но Вы знаете, Вы только улетели недавно из Владивостока, а масса всяких референтов, помощников, бывшие сенаторы, депутаты-контрабандисты, бывшие вице-губернаторы, которые разворовали наш бюджет, - они уже делят эти сто миллиардов, которые Правительство нам пообещало.
Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович - Вы же все знаете, все умеете - как Вы будете нас защищать от этих воров, бандитов? И хотя Вы говорите, что Вы работаете, а не правите, - но, может быть, ввести во Владивостоке и в Приморье президентское правление?
В.ПУТИН: Думаю, что мы все-таки должны - если мы хотим, чтобы граждане страны в целом и население отдельных регионов чувствовало, что оно причастно к жизни своей страны, своей области, края или города, - мы все-таки должны делать это вместе. Помните, когда шла дискуссия о новом способе приведения к власти руководителей регионов, говорили о назначении? Это все-таки не назначение. Ведь за предлагаемую кандидатуру губернатора должны проголосовать депутаты местного собрания. И я уже говорил, могу повторить еще раз, были уже случаи, когда мне пришлось изменить свое первоначальное мнение, когда депутаты законодательного собрания сказали: мы Вас уважаем и, как сейчас Вы выразились, даже любим, но мы за возможную кандидатуру, которую Вы хотите предложить, не проголосуем. И Вы знаете, я даже рад этому. Мы добиваемся того, чего я хотел, а именно: чтобы у руководителя региона были кровные связи с интересами общенационального характера и понимание и зависимости от местных проблем и от людей, которые живут в регионе, в данном случае, через напрямую избранных депутатов законодательного собрания. Поэтому, думаю, что у нас нет необходимости вводить прямое президентское правление, а нужно просто вместе выявлять проблемы, которые мешают развиваться стране и регионам в целом, и бороться с ними совместно.
Что касается коррупции, то здесь много способов. Мы очень часто возвращаемся к этой проблеме, к этим вопросам. Один из них, конечно, это развитие средств массовой информации. И мы знаем, что власти часто поругивают за то, что они ограничивают свободу средств массовой информации. Общество поругивает сами средства массовой информации за то, что они по содержанию и по стилю своей работы часто не отвечают чаяниям населения. И нас правильно критикуют, и вас правильно. Но другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, - другого эффективного способа все-таки нет.
Конечно, мы должны усиливать и будем усиливать различные инструменты контроля, преследования, уголовного в том числе преследования, за противоправные действия. Но этого всегда будет недостаточно, если мы с вами не поймем, не направим на борьбу с этим злом само общество. Вот в этом смысле, конечно, очень многое зависит от вас.
Что касается тех средств, которые мы предусмотрели на развитие Владивостока и Приморского края, - уверен, что это правильные решения. Мы знаем о проблемах Дальнего Востока, и, прежде всего, это связано с тарифами - на транспорт, на электроэнергию. Очень рассчитываю на то - а Правительство давало такие поручения, - что Правительство будет напряженно думать и придет к определенным решениям, даже не очень рыночного характера. Но сегодня мы, думаю, должны пойти на некоторые, даже нерыночные решения для того, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, ничем не отличалась по уровню, по качеству, от качества жизни тех, кто проживает в Европейской части. Мы можем и должны это сделать. Но такие инвестиционные проекты, такие толчки в развитии, использование такого повода, как проведение саммита АТЭС, - мне кажется, это удачная находка. Как я уже говорил, это будет около ста миллиардов рублей. Это и развлекательные зоны, и рекреационные зоны на острове Русский, развитие водоснабжения, канализации, энергетики, аэропорта, дорожного строительства. Все это вместе, на мой взгляд, в том числе в бухте известной Вам, на берегу океана (Патрокл, по-моему она называется) планируем осуществить жилищное строительство, обеспечив полностью потребности Владивостокского гарнизона и, может быть, даже военнослужащих всего Приморья, и частично отдать, конечно, городу под застройку (там 248 гектаров уже освобожденных военными территорий). Конечно, это нужно будет делать обязательно с соблюдением экологических требований, потому что место уникальное. Я посмотрел, там много леса и океан, очень красивое можно сделать место, новый, красивый микрорайон города.
В.ТЕРЕХОВ ("Интерфакс"): Здравствуйте. Вопрос очень наболевший - по ипотеке. Но прежде, чем его задать, я хотел бы Вас попросить: Вы наверняка сегодня будете поздравлять Бориса Николаевича Ельцина с Днем рождения, передайте ему привет и здоровья от журналистов, по крайней мере тех, кто с ним работал все эти годы.
Мой вопрос вот какой. Знаете, есть такая пословица: "Я имею право?" - "Да, конечно." - "Значит, я могу?" - "Ни в коем случае!" Так происходит отчасти и с ипотекой. Это выстрадано на моих близких и на себе. Ипотеку можно взять, 11 процентов, только под готовую квартиру или под уже готовый основной договор. Это означает, что квартира уже очень дорогая. Невозможно вступить в ипотеку на нулевом цикле, где квартира в полтора-два раза дешевле, - банки ипотеку под них не дают. Говорят, что это неурегулированность в законодательстве. Это действительно неурегулированность в законодательстве или это просто чиновничья, не хотел бы сказать, коррупция, но, по крайней мере, недогляд, так будем говорить?
В.ПУТИН: Нет, это просто отражает реалии сегодняшней российской экономики. Во-первых, ипотечные кредиты были дороже некоторое время назад и более короткими, сегодня они стали дешевле и длиннее.
Вот Вы сказали, 11 процентов. Ну, прикиньте, если говорить просто о рыночной ситуации, может ли ипотека быть сейчас дешевле, если у нас инфляция 9 процентов в прошлом году? Инфляция 9 процентов - значит, ипотека не может быть меньше 10-11 процентов. И поэтому главный вывод какой? Укреплять экономику и подавлять инфляцию до того параметра, о котором я сказал, - 4-5 процентов, и тогда ипотека будет 5-6, и тогда она будет длиннее, и тогда деньги будут более длинными.
Какой выход сегодня? Для некоторых, не всех, но некоторых категорий граждан, - для молодых семей на селе, для военнослужащих, для некоторых других категорий создаются льготные ипотечные формы кредитования и на селе они уже работают достаточно эффективно, деньги выделяются как из федерального бюджета, так и из региональных бюджетов. Для военнослужащих, как вы знаете, тоже создана специальная ипотечная система, там она целиком оплачивается государством. Кстати говоря, в этом году первые 200 офицеров, 200 молодых лейтенантов, уже должны заселиться в предоставленные им в рамках ипотечной системы квартирах. Посмотрим, как это будет работать.
В.ТЕРЕХОВ: На нулевом этапе не дают ипотеку, просто квартиры дешевле. Я не говорю о процентах, просто дают под основной договор, то есть под готовую квартиру только…
В.ПУТИН: Это значит, что и банки хотят не только заработать, но и гарантировать себя от определенных рисков, связанных с возможным недостроем или долгостроем.
Н.СПАССКАЯ ("Телевидение глухих", Нижний Новгород): Уважаемый Владимир Владимирович! На прошлой пресс-конференции Вы смогли четко изложить свое мнение на наши вопросы о придании российскому жестовому языку статуса официального и о работе СМИ, таких, как телевидение, в отношении титрования телепрограмм. Спасибо.
А теперь, пожалуйста, ответьте на наши вопросы.
Этот год нам показал, что работы в отношении с титрованием телепрограмм и использованием сурдопереводных каналов проведено очень мало. Понятно, что коммерческим телеканалам - а их-то и больше всего - невыгодно вкладывать средства в такие нужды, чтобы обеспечить полностью все информации на жестовом языке и с титрами для неслышащих граждан. У государственных каналов закрытого типа совсем немного программ с субтитрами. Кроме того, для просмотра программ с субтитрами закрытого типа необходим телетекст. Не все имеют возможность приобрести телевизор с телетекстом.
Владимир Владимирович, только через создание отдельного телеканала для неслышащих граждан, где все программы транслировались бы с субтитрами открытого типа и на жестовом языке, можно решить информационный вопрос. Ваше мнение на этот счет?
В.ПУТИН: Вы знаете, мы практически на каждой встрече обсуждаем эту проблему. И на прошлой пресс-конференции мы об этом говорили, и на позапрошлой. И, видимо, зная, что такие вопросы могут быть и на этой пресс-конференции, мне уже вчера и даже сегодня некоторые руководители каналов говорили: "А мы делаем, мы делаем, мы делаем". Даже назвали время, когда новости, скажем, идут с субтитрами. И, кстати, наша сегодняшняя встреча вечером тоже будет транслироваться с субтитрами. Это причем и на Первом канале, и на государственном канале, на РТР. Наверное, этого, во-первых, еще мало, я с Вами согласен, а, во-вторых, про отдельный канал, буду откровенен, мы пока не думали. Но в принципе я готов обсудить это с руководством [телеканалов], во всяком случае, государственного телевидения. Хорошо, мы подумаем на этот счет.
А.ГРОМОВ: Александр Гамов, "Комсомольска правда", пожалуйста.
А.ГАМОВ: Владимир Владимирович, я хотел просто спросить, как у Вас сегодня настроение?
В.ПУТИН: Настроение боевое.
А.ГАМОВ: Это в принципе видно. У меня вопрос такой: часто ли у Вас бывает плохое настроение? Чем оно обычно бывает вызвано и как Вы с ним, то есть с плохим настроением, боретесь? И, если можно, еще одно уточнение. В некоторых западных средствах массовой информации, где президенты не проводят таких сногсшибательных пресс-конференций, время от времени появляются заметки о том, что человек, даже Путин, не может вместить в голове столько информации, сколько Вы здесь воспроизводите, и что Вы, когда отвечаете на наши вопросы, куда-то подглядываете и пользуетесь не только блокнотом, который, я заметил, Вы с собой принесли, но у Вас там что-то вмонтировано в столе. (С м е х в з а л е.) То ли суфлер, то ли компьютер, то ли еще какая-то электроника, и вот Вы время от времени туда поглядываете. Ничего нет там у Вас, да?
В.ПУТИН: Нет, у меня техники никакой нет.
И я думаю, что ваши коллеги, да, собственно, и Вы, особенно при проведении крупных мероприятий, связанных с работой в прямом эфире, часто видите, не можете не видеть, что там ничего нет.
А с этим фактическим материалом, с цифрами не так сложно работать, потому что я работаю с этими цифрами не от пресс-конференции к пресс-конференции, а каждый день, и поэтому здесь сложного-то, уверяю вас, ничего нет. Здесь не нужно особых каких-то данных и качеств.
Мы говорили сегодня, упоминали, об ипотеке, о пенсионной системе. О чем мы еще говорили? О ценах на энергоносители, на газ. Вы знаете, ведь это все то, что входит в мою повседневную работу. Я с Правительством это десятки раз обсуждал. Вот пока мы готовили демографическую программу, мы, ну, не знаю, раз пятнадцать собирались. И в конечном итоге все свелось к тому, что между ведомствами осталось два-три разногласия, когда они мне сказали: "Вот эти разногласия мы сами не решим. Нам нужно увидеться у Вас". Я говорю: "Приходите".
Понимаете, после всего этого озвучивать какие-то вещи в фрагментарном порядке не представляет труда. А что касается плохого настроения, то оно, конечно, бывает, как у каждого человека. Но я в этих случаях стараюсь проконсультироваться со своей собакой Кони, она мне дает хорошие советы. Жена недавно подарила книжку хорошую - стихи Омара Хайяма, там тоже много интересного есть, что может помочь в таких ситуациях. Рекомендую.
Е.ГЛУШАКОВА ("РИА-Новости"): Можно спросить о более, наверное, серьезных вещах? Какие, на Ваш взгляд, главные внешнеполитические итоги года? Некоторые аналитики полагают, что Россия создала вокруг себя некое кольцо недружественных государств. Вы согласны с этой точкой зрения или не согласны? И какие страны можем назвать партнерами России из сопредельных государств. Спасибо.
В.ПУТИН: Мы со всеми выстраиваем партнерские отношения, а с некоторыми странами у нас, конечно, они более близкие, например с СНГ в целом, хотя там не без проблем. Допустим, с Грузией мы никак не можем урегулировать наши отношения в последнее время. Но у нас есть ЕврАзЭС, в рамках которого активно развиваются интеграционные процессы, есть ОДКБ.
Что касается наших отношений с другими государствами, то мы в целом удовлетворены тем, как они развиваются. И знаете, хвалить или получать удовольствие от того, что тебя нахваливают, когда ты предаешь национальные интересы, очень просто, а выстраивать прагматичные отношения на деловой основе, защищая национальные интересы, не всегда удается без определенного напряжения и нервотрепки. Но я в таких случаях всегда вспоминаю одну известную старую мудрость: "Ты сердишься, значит, ты не прав". Мы ни с кем не хотим никаких осложнений. Когда я слышу, что мы окружаем себя, как Вы сказали, кольцом недоброжелательности, это не так.
У нас в прошлом году, в начале года, были напряженные отношения с нашими украинскими друзьями и партнерами из-за тех же энергоносителей, из-за того же транзита. Мне кто-то - не кто-то, я даже помню, но не буду сейчас говорить - из моих европейских партнеров сказал: "Смотрите, там произойдут изменения политического характера, Янукович там власти наберет, вы уж тогда не меняйте свою позицию по энергоносителям". Я говорю: Мы не собираемся. У нас было не политическое решение, а экономическое". В прошлом году Украина получала энергоносители и газ по 95, а в этом году - по 135 долларов, несмотря на то, что в Украине произошли известные политические сущностные изменения. Но хуже наши отношения от этого с Украиной не стали, они стали лучше, они стали крепче, они стали надежнее и для нас, и для Украины. Мы всегда готовы прийти на помощь и украинскому народу, и украинскому правительству, и украинскому президенту, если они попросят нас об этом, в данном случае - в энергетической сфере. И они знают об этом. Мы говорили: если потребуется, мы всегда готовы поддержать, даже где-то уйти от рынка. Но самое главное, что мы сделали, мы согласовали рыночный характер отношений на сегодня и на перспективу, мы подписали документы мягкого перехода к рынку со всеми нашими странами-транзитерами. Вот о чем идет речь. Это не зависит от наших отношений с этими странами в политической сфере. У нас, допустим, с Арменией очень устойчивые, не просто доверительные, стратегические отношения. Армения платит по рынку.
С Беларусью в этом году были известные сложности, но мы все-таки подписали соглашение и о транзите, и об изменении цен на энергоносители в перспективе - со стопроцентным выходом на рынок. И это, в конечном итоге, самое главное. Даже неважно, сколько платят сегодня, важно, что мы зафиксировали в документах этапы перехода к рынку, но сделали это мягко - в течение четырех лет - абсолютно в дружеском контексте. Ну, конечно, может быть, хотелось бы и дальше всего того, что было прежде, но невозможно же так. Это же невозможно, если мы разные государства. Понимаете? Мы с Беларусью намерены все-таки продолжать строительство Союзного государства, мы очень рады и приветствуем те изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю наших тарифов на нефть сырую и на нефтепродукты, и это реальный шаг к созданию полноценного Таможенного союза. Мы рассчитываем на то, что и в выходе на единую валюту тоже еще не все потеряно. Я уверен, что наши белорусские партнеры в состоянии проанализировать реалии, в состоянии понять надежность российской экономики и российской национальной валюты, может быть, выйти на единую, на общую валюту, не на российский рубль и не на белорусский, или, как мы и первоначально планировали, мы же это планировали сделать, выйти сначала на российский рубль. Это все возможно.
У нас очень близкие отношения с Казахстаном, развиваются очень успешно практически по всем направлениям. А что касается Европы, то, конечно, мы будем отстаивать свои интересы. Вы посмотрите, что происходит в сельском хозяйстве: субсидирование сельского хозяйства - миллиардное в Евросоюзе. Посмотрите, допустим, для примера, сколько Венгрия получила субсидий из Евросоюза в этом году. Там миллиард с лишним евро, даже больше. В процентном отношении к нашему сельскому хозяйству - огромные деньги. А товар-то к нам стараются все сбросить. Нас-то на эти рынки не пускают. Ведь это когда возникло? Когда мы были исключительно потребителями импортного продовольствия, у нас не было практически своего сельского хозяйства, оно было нулевое. А сейчас у нас экспортный потенциал появился. В прошлом году продали, по-моему, 12-14 млн.тонн зерна, и в этом году темп такой же, уже 6,5 продали. Там год считается, по-моему, от июля до июля, да? И в этом году будет 14 миллионов. Нас не очень-то ждут на традиционных рынках, никому это не нравится. Но мы терпеливо будем договариваться. Мы не действуем никогда конфронтационно. Мы провели в прошлом году "восьмерку" в Петербурге, и поэтому говорить о том, что у нас как-то особенно испортились отношения, - нет, я этого не вижу. Наоборот, мне кажется, что они становятся прагматичными, устойчивыми и надежными.
А.КОЛЕСНИКОВ (газета "Коммерсант"): Владимир Владимирович, после того, что Вы сделали за эти годы, после того, что пережили, после того, что Вам еще предстоит пережить, думая о том, что Вы сделали за эти годы, захотите ли Вы когда-нибудь вернуться в большую политику?
Я понимаю, что, наверное, есть некоторые соблазны сказать сразу, что Вы из нее никуда пока не уходите, и это будет, мягко говоря, правдой, но мне кажется, что Вы можете себе позволить быть искренним.
Спасибо.
Продолжение следует.
Комментарии 0