За угон машины предлагают сажать на срок от 5 до 15 лет
12 февраля 2013, 08:58, ИА Амител
Депутаты Госдумы готовят законопроект, исключающий термин "угон" из Уголовного кодекса. Хищение машины предлагается приравнять к тяжким преступлениям и наказывать соответственно. В частности, документ устанавливает нижнюю планку тюремного срока. И максимальное наказание – 15 лет тюрьмы. Об этом пишут АвтоВестиРу.
Согласно законопроекту, текст которого оказался в распоряжении "Газеты.Ru",
автоворы не смогут отделаться условным сроком. Один из авторов проекта,
депутат от "Единой России" Вячеслав Лысаков, известный своим рвением в
процессе возврата разрешенных промилле, уже вносил в Госдуму поправки об
ужесточении наказаний за угон машин, но сам же отозвал этот проект,
посчитав его недоработанным.
"Две предыдущие попытки прежних созывов в Думе по ужесточению наказания
за угон, к сожалению, оказались неудачными. Были попытки со стороны МВД,
страховщиков, но по разным причинам поправки не прошли. Не так давно
Дмитрий Медведев высказался по поводу необходимости определения нижних
пределов наказания в статьях УК РФ. Раз это было сказано премьером, а
слово не воробей, мы, используя момент, предлагаем нижний предел
санкций", - прокомментировал Лысаков изданию.
Депутат предлагает изменить формулировки статьи 166 УК РФ
("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством
без цели хищения") и установить новые сроки. В настоящий момент
наказание по данной статье предусматривает штраф в размере до 120 тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до одного года. Альтернативное наказание – ограничение свободы на
срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на
срок до 5 лет.
Сейчас пойманные угонщики зачастую настаивалют на том, что взяли машину "покататься" и отделывалются условными сроками. "Угон без цели хищения – абсолютный бред: я считаю, что если машину угнали, то ее похитили, поэтому нужны новые формулировки и новые санкции. Эта статья в УК появилась в 1965 году, и тогда было совсем другое время: тогда было так мало машин, что действительно могли угонять, чтобы просто поездить и бросить. А сейчас это отлаженный многомиллиардный криминальный бизнес: машины почти всегда угоняют с корыстной целью. Нередко для этого специально привлекают молодежь или подростков, которые знают, что, угоняя машину, они почти ничем не рискуют", - заявил Лысаков, отмечая, что количество угонов постоянно растет, а вот раскрываемость этих преступлений оставляет желать лучшего.
В случае принятия нового законопроекта из статьи
166 будет исключена фраза "без цели хищения", соответственно угон будет
приравниваться к краже. Минимальное наказание составит от 5 до 7 лет (по
части 1 статьи 166). Нынешнее наказание по этой части указано выше.
"Оно теперь будет считаться уже тяжким преступлением, а раз тяжкое, то и
нельзя будет так легко получить условный срок, не будет уже никаких
штрафов. Сейчас 52% приговоров по данной статье предусматривают именно
условное наказание. Я считают, что это ведет к прямому пополнению
кадрового резерва преступных группировок", - указывает Лысаков.
За угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору или с
применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой
применения такого насилия, предлагается сажать на 6-10 лет (часть 2
статьи 166). Сейчас за это деяние грозит штраф до 200 тысяч рублей либо
лишение свободы на срок до 7 лет. "Фактически эта статья будет
приравнена к грабежу", - отмечает Лысаков.
Часть 3 этой же статьи, под которую подпадают организованные преступные
группы или преступники, причинившие особо крупный ущерб, в настоящее
время предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. Проект меняет
это наказание на 7-12 лет лишения свободы.
И, наконец, часть 4, которая предусматривает наказание за деяния,
описанные в предыдущих частях статьи, но сопряженное с насилием, опасным
для жизни и здоровья граждан, будет караться лишением свободы на срок
от 8 до 15 лет. В настоящее время - лишением свободы на срок до 12 лет.
"Деяния по последним частям, по сути, буду приравнены к разбою", -
добавил депутат.
Лысаков также отмечает, что угонщик готов пойти и на другие
преступления, пытаясь скрыться от погони, например. Он может выехать на
встречку, проехать на красный сигнал светофора, тем самым угрожая
безопасности других участников дорожного движения. "И когда критики
говорят, что у нас за ДТП со смертельным исходом дают меньше, чем
предлагается за угон, то я отвечаю: в таких ДТП нет умысла: как правило,
это несчастный случай. А здесь деяние абсолютно умышленное", -
подчеркнул единоросс. По данным издания, средняя раскрываемость угонов в
России составляет 19%.
Текст законопроекта практически готов и в ближайшее время будет
обсуждаться в рабочей группе, после чего проект внесут на рассмотрение
Госдумы. Ожидается, что в парламент документы поступят до конца февраля.
Директор по развитию группы компаний "Цезарь Сателлит" Игорь Хереш
считает, что вместо того, чтобы ужесточать наказание, лучше повышать
раскрываемость подобных преступлений. "Мы здесь в городе живем, но не
представляем, что творится в селах и маленьких городах, где машину порой
берут просто без спроса - покататься. Это, конечно, ненормально, но это
не значит, что такого человека надо изолировать от общества на 5-15
лет. Проблема в том, что полиции тяжело доказать, была ли цель наживы:
не хватает сил и умений. Поэтому пусть всё будет просто: раз сел за
руль, значит сразу пять лет. Это, конечно, облегчит работу полиции, но
не повод вводить такую статью. Надо просто хорошо расследовать дела", -
прокомментировал изданию эксперт.
Комментарии 0