Минобрнауки изменит схему проведения мониторинга вузов
16 января 2014, 09:58, ИА Амител
Министерство образования и науки РФ внесет изменения в процедуру проведения оценки эффективности деятельности высших учебных заведений России. Как пояснили "Известиям" в министерстве, решение об изменениях будет принято в феврале на заседании Межведомственной комиссии (МВК) по мониторингу вузов. Одним из нововведений станет выделение педагогических вузов в отдельную группу со своими признаками эффективности. Подобная мера была применена ранее для шести групп университетов: военной и силовой направленности, медицинских, творческих, спортивных, транспортных и сельскохозяйственных вузов. Ранее Минобрнауки выступало против выведения педагогических вузов в отдельную группу, но МВК настояла на этом.
— Критерии к мониторингу будут меняться, и у МВК есть ряд предложений, которые мы обсудим во время заседания. Вопрос вынесения педагогических вузов в отдельную категорию при проведении мониторинга неоднократно обсуждался межведомственной комиссией. В прошлый раз предложение было отклонено. Сейчас у нас совершенно открытая процедура проведения межведомственных комиссий, так что можно снова поставить этот вопрос на голосование во время следующего заседания, — говорит заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.
Участники межведомственной рабочей комиссии единогласно высказываются за выделение педвузов в отдельную когорту.
— Мы предложили выделить педагогические вузы в отдельную группу при проведении мониторинга эффективности, хотя ранее Минобрнауки возражало. Пожалуй, это будет самое весомое изменений в следующем мониторинге, — говорит председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.
Глава профильного комитета предлагает использовать действующие показали как "маячки" неполадок в вузе, но при обнаружении проблемы заставлять вуз предоставлять обширную информацию более чем по 100 показателям.
Еще один член МВК, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн отметил дополнительное нововведение.
— Мы c коллегами настаивали на этих подходах. Необходимо выделить в отдельную отраслевую группу педагогические вузы, где берется не средний показатель по всем вузам, а только по отрасли, — говорит Хинштейн. — Также мы предлагаем, если сейчас МВК принимает решение о выделении вуза в определенную "группу риска", то вуз либо закрывается, либо региональные власти и вуз думают, как реорганизовать деятельность учебного заведения. Мы предлагаем, чтобы после решения МВК Рособрнадзор проводил проверку таких вузов и далее лишал их лицензии на ведение образовательной деятельности до момента решения проблемы.
В Российском союзе ректоров под руководством ректора МГУ Виктора Садовничего также считают необходимым выделение педагогических вузов в отдельную группу.
— В рамках МВК Российский союз ректоров настаивал и настаивает на выделение педвузов в отдельную группу, основываясь на очевидности специфики предмета. Нельзя допустить, чтобы формализованные процедуры мониторинга привели к ликвидации педвузов, уменьшению их финансирования и т.д., — говорит генеральный секретарь РСР Ольга Каширина.
Директор института развития образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина также считает такой шаг необходимым.
— Часть показателей, которые используются, неприменимы к педвузам. Например, "число иностранных студентов". Педагогика — работа на национальный рынок. Получив диплом учителя в России, нельзя работать в США, и наоборот. Каждый педвуз готовит учителей школ и детских садов на внутренний рынок, — поясняет Абанкина. — Если мы возьмем показатель объема научных исследований, то "педагоги" никогда не сравнятся с государственными заказами экономических или технических вузов. Этот показатель не работает.
Напомним, что первый мониторинг был проведен в 2012 году и вызвал ряд скандалов. Тогда в список неэффективных вузов вошли РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького, МАМИ, Государственная академия театрального искусства и многие другие, что вызвало недоумение не только у общественности, но и у ректорского сообщества. Тогда Минобрнауки приняло решение по выделению ряда вузов в отдельные группы, когда критерии определяются исходя их специфики деятельности учебных заведений.
Комментарии 0