Сырьевому олигархическому бизнесу удалось отстоять свои ключевые позиции
22 ноября 2014, 16:31, ИА Амител
Как сообщалось,
Совет Федерации одобрил изменения в Налоговый кодекс, направленные на
деоффшоризацию российской экономики, одобрив Федеральный закон "О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации". Законопроект комментирует в интервью "Русской народной линии" экономист, консультант Владислав Жуковский:
Рассматриваемый
законопроект претерпел серьезные изменения, поэтому это уже не тот
изначальный закон, который разрабатывался в правительстве и в экспертных
кругах. Под нажимом т.н. профсоюза олигархов – Российского союза
промышленников и предпринимателей (РСПП) - в законопроект внесено
множество поправок, поэтому здравые идеи были выхолощены, сроки
сдвинуты, а тезисы убраны.
Крупному
оффшоризованному сырьевому олигархическому бизнесу удалось отстоять свои
ключевые позиции, выступив мощным консолидированным ядром, а Минфин был
вынужден пойти на весьма серьезные уступки и послабления. Этот
законопроект является компромиссом, ведь важные тезисы из него были
убраны, в том числе в области т.н. контролируемых компаний, сроков
возврата и репатриации капиталов из-за рубежа в российскую налоговую
юрисдикцию. Поэтому все равно сохраняется огромное количество налоговых и
правовых лазеек, позволяющих крупным компаниям осуществлять львиную
долю операций за рубежом, платя по остаточному принципу налоги в России.
Большая доля операций заточены на оффшоры, а компании предпримут меры
по законному и незаконному вывозу капитала.
Бегство
капитала из России – это хороший показатель по оффшоризации. По
официальным данным Центробанка, за 5 лет банки и компании вывезли из
страны 490 миллиардов долларов или 20 триллионов рублей. Это треть ВВП
(27%) или больше годового бюджета! Капитал из страны продолжает утекать,
при этом бюджет терпит огромные налоговые потери. По моим оценкам,
благодаря оффшоризации, бюджет недополучит в этом году 2-3 триллиона
рублей.
Рассматриваемый законопроект – это шаг в
верном направлении, но он ударит, прежде всего, по малому и среднему
бизнесу, пытающемуся работать за рубежом в оффшорах с целью защиты
своего капитала и сокрытия конечных бенефициаров. Ибо оффшоризация
бизнеса в России была обусловлена далеко не налоговыми фискальными
моментами и интересами. Весьма часто вывозят деньги за рубеж на правах
собственности с целью защиты от российских судов, криминала, силового
рэкета. Это нередко делают наши силовики, правоохранители при поддержке
депутатов, высокопоставленных чиновников на региональном, муниципальном и
даже федеральном уровнях.
Рассматриваемый
законопроект не больно ударит по крупному олигархическому капиталу, ведь
олигархи вывезли за рубеж крупные объекты собственности, которые там
оставят навсегда. По моим оценкам, речь идет о 2,5-3 триллионов
долларов! Это деньги российского капитала, заложенные в иностранные
кредитные учреждения, в банки по новым кредитным займам. Эти деньги
приносят доход, который в Россию вообще не поступает!
Проблему
оффшоризации отдельными законами не решить! Необходимо изменить всю
макроэкономическую политику, отказаться от "гайдаровщины",
"Вашингтонского консенсуса", навязанных в 90-ые годы псевдорыночных
реформ. Крупному олигархическому и сырьевому оффшоризованному капиталу
на руку принимаемые законы по деоффшоризации. Нельзя говорить ни о каких
законах по деоффшоризации, когда одной рукой принимают красивые законы,
издают благие указы, а другой рукой проводят макроэкономическую
политику, направленную на демонтаж страны, уничтожение реального сектора
экономики и разрушение всей созидательной деятельности в стране.
Ныне
идет обсуждение проблем импортозамещения, деоффшоризации, новой
индустриализации, однако правительство продолжает финансировать
зарубежные государства. Только с начала текущего года объем
неиспользованных правительственных средств в Минфине, в Федеральном
казначействе вырос на 2,5 триллиона рублей, превышает на 9 триллионов
рублей финансовые средства, размещенные за рубежом и финансируемые
бюджетные дефициты США и Европы. Идет оффшоризация государственных
резервов в валюте наших стратегических конкурентов и геополитических
противников, которые вводят против России санкции. Треть наших резервов
вложено во Францию, Германию, Америку. В итоге более 98% государственных
резервов находятся на территории стран НАТО.
Макроэкономическая
политика, при которой Центробанк поднимает ключевую процентную ставку
до 9,5%, делая неподъемными ставки по кредитам, приводит к тому, что у
нас идет процесс демонетизации, процесс кредитно-денежного сжатия.
Денежная масса в реальном выражении за последние 4 месяца упала на 1,5
триллиона рублей. Впервые с 1998 и 2008 гг. денежная масса не растет, а
сокращается.
О какой деоффшоризации может идти
речь, когда монетарными и фискальными властями делается все, чтобы
заниматься бизнесом было нерентабельно и убыточно?! А налоговый маневр
перебрасывает налоговую нагрузку с внешних потребителей российского
бензина, нефти и нефтепродуктов на российских граждан. Цена налогового
маневра равна примерно 1,3 триллиона рублей, из них 700-800 миллиардов
рублей заплатят рядовые граждане и бизнес в виде роста цен на
горюче-смазочные материалы и топливо. Как с деоффшоризацией согласуется
политика по ускоренному повышению тарифов естественных монополий?!
Газпром, РЖД, Транснефть, электроэнергетики и жилищно-коммунальная сфера
берут реванш, в следующем году они собираются поднять цены на 10-15%,
хотя в этом году им заморозили тарифы для промышленных предприятий. Это
очередной удар по бизнесу.
Какая может быть
деоффшоризация, когда в России не создают равных условий для конкуренции
с другими странами для ведения предпринимательской деятельности?!
Последняя инициатива Минфина – ввести непонятные налоги на право
заниматься предпринимательской деятельностью. Во всем мире вначале дают
стимул для предпринимателя малого и среднего бизнеса, дают налоговые
каникулы, льготы, а потом собирают налоги с прибыли. У нас решили
обложить малый бизнес налогами в 600 тысяч рублей, до миллиона рублей в
квартал или в год, если будут смещены эти условия. Это подорвет на корню
деоффшоризацию.
Заниматься бизнесом будет
просто нерентабельно, тем более, что рентабельность нашей экономики
падает уже шестой год подряд. С тех пор она упала в 2 раза с 13 до 5%
годовых, это по большому счету ниже в 2 раза, чем ключевая процентная
ставка и в 3-4 раза ниже, чем ставка по кредитам в коммерческих банках.
Поэтому вопрос деоффшоризации должен сопровождаться созданием
благоприятных условий для развития предпринимательства, частной
инициативы, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Нужно чтобы
реальные капиталы из России не утекали, чтобы компании не были основными
каналами вывоза этого капитала, ведь именно частный сектор, именно
компании, а не финансовые институты, являются ключевым каналом вывоза
денег за рубеж.
Ежегодно они вывозят за границу
примерно по 50-80 миллиардов долларов. Это 2-3 триллиона рублей, иначе
4-5% ВВП. С учетом мультипликатора мы ежегодно теряем до 10% роста ВВП,
только за счет того, что капиталы из страны вымываются, налоги не
платятся. Поэтому одной рукой пытаются работать в интересах государства,
якобы заниматься деоффшоризацией, а другой рукой проводят политику
"кудринизма", высоких процентных ставок, устанавливая непонятные
разрушительные качели спекулятивной атаки на российский рубль,
расшатывающие финансовую систему, и делая кредиты непозволительной
роскошью.
Центробанк проводит политику
дефицита денег, зажимает денежное предложение, проводит секвестр бюджета
и все меньше денег остается на инвестиции, инфраструктуру, экономику,
поддержку реального сектора, а все большее количество денег тратится на
проедание нефтедолларов без реального развития. При этом открываем свои
рынки в рамках ВТО не только США и Европе, но и азиатским странам с
динамично развивающейся экономикой. Ныне имеем засилье товаров из
Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Что
делать? Вопрос кадров – ключевой в стране. Пока вопросами деоффшоризации
занимаются силуановы, улюкаевы, набиуллины, дворковичи и прочие ребята
из 90-х годов, ученики Гайдара и Чубайса, доведшие страну до ручки,
социально-экономической катастрофы, тотальной оффшоризации, до тех пор
вся деоффшоризация будет показной и неполноценной. Львиная доля бизнеса
будет выводить деньги из страны, прятать свои права собственности и
пытаться не платить налоги в бюджет.
Источник
Источник
Комментарии 0