Алтайский губернатор Александр Карлин: «Люди должны получить четкий ответ, почему, за что и в каком объеме они платят за услуги ЖКХ»

21 марта 2013, 11:08, ИА Амител

Вопрос о введении нового порядка расчетов оплаты коммунальных услуг был подробно рассмотрен вчера, 20 марта, на заседании Совета Администрации края.

К этой значимой теме участники мероприятия обратились при рассмотрении итогов тарифного регулирования в крае в 2012 году и основных направлениях тарифной политики на плановый период 2013 года. Подробности сообщает официальный сайт региона.

Как отметил губернатор Алтайского края Александр Карлин, вопрос тарифного регулирования имеет громадное экономическое и социально-политическое значение. "В крае эта тема традиционно сложно решалась в связи с рядом факторов объективного и субъективного характера. Экономика и социальная сфера нашего региона находятся в условиях энергодефицитности, в зависимости от внешних поставщиков электроэнергии. Наша структура генерации электроэнергии традиционно тесно зависит от генерации тепла. Это влияет на объемы произведенной и отпущенной энергии, на себестоимость и не может, в том числе, не сказаться на тарифах. В нашей энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве большое количество объектов тарифного регулирования, предприятий, которые производят и оказывают услуги населению и субъектам экономической деятельности. Жилищно-коммунальная сфера чрезвычайно фрагментирована по географическим признакам, видам собственности и по целому ряду других составляющих. Это все оказывает определенное влияние на вопросы тарифного регулирования", - сказал глава региона.

Александр Карлин напомнил, что в крае до 2010 года даже не было отдельного органа, который бы занимался вопросами тарифного регулирования. "Такой специализированный орган создан, выстроены многие сегменты большой и важной работы с нуля. Мы с некоторым опозданием подошли к созданию единой информационно-аналитической системы ЕИАС. Сегодня региональный сегмент в целом функционирует нормально. Считаю, что за три года мы проделали большую содержательную работу по тарифному регулированию", - отметил Губернатор.

Глава региона сравнил Управление по государственному регулированию цен и тарифов с конвейером. "Существующие проблемы обусловлены тем, что очень часто наш регулятор, занимающийся вопросами тарифов, как последнее звено на конвейере - получает на свой рабочий стол все недоработки тех, кто в этой цепи до него находится. Он должен на последнем этапе собрать из фрагментов и компонентов, далеко не всегда стыкующихся, рабочий механизм, который бы решал главную задачу – удовлетворял всех, участвующих в этом совместном производстве. Это очень сложно. При этом мы имеем огромное количество тех, кто производит услуги и не отдает себе отчета в том, какие последствия наступают от их недобросовестной деятельности", - подчеркнул он.

Основные итоги тарифного регулирования в 2012 году проанализировал в своем выступлении первый заместитель Губернатора Сергей Локтев. По его оценке, среди основных тарифообразующих параметров были выделены стоимость топливно-энергетических ресурсов и уровень оплаты труда. Тарифы на коммунальные услуги сформированы в рамках предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам для регионов России. "Тарифная политика региона не является самостоятельной областью государственного управления и формируется в соответствии с целями и приоритетами экономической и социальной политики государства. Регулятору приходится работать на пересечении взаимоисключающих интересов ресурсоснабжающих организаций и населения. Нередко решения, принимаемые органами регулирования, обусловлены не только экономическими потребностями коммунальных предприятий, но и законодательными и политическими ограничителями", - отметил первый заместитель Губернатора.

Сергей Локтев сообщил, что в 2013 году в период с 1 января по 30 июня тарифы на услуги ЖКХ в крае останутся на уровне декабря 2012 года. А подорожают услуги с 1 июля: стоимость тепловой энергии увеличится в среднем на 9,6%, услуг водоснабжения – на 5,6%, централизованного водоотведения – на 9%. Сжиженный газ подорожает на 15%, а электроэнергия для населения и приравненных к нему категорий потребителей – на 13,5%.

По оценке Сергея Локтева, управление по тарифам выполнило данное Губернатором края поручение об организации контрольной деятельности в сфере государственного тарифного регулирования. Функция контроля за применением установленных государством цен и тарифов стала одной из основных. "Привлечение к контрольной деятельности квалифицированных специалистов позволило в короткие сроки существенно расширить диапазон исследуемой хозяйственной деятельности ресурсоснабжающих организаций и повысило качество проводимых контрольных мероприятий. В 2012 году проведено 118 плановых и внеплановых проверок. В 2013 году основной акцент сделан на территориях с большей концентрацией регулируемых организаций - это города Бийск, Заринск, Барнаул, Камень-на-Оби", - отметил первый заместитель Губернатора. В том числе в этом году будет усилен контроль за наличием у предприятий программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их соответствием установленным требованиям. Инструментарием для работы станет не только проведение плановых контрольных мероприятий, но и анализ поступающих по Единой информационно-аналитической системе сведений от регулируемых организаций.

В целом Сергей Локтев отметил, что применение информационных технологий в сфере тарифного регулирования является необходимым условием эффективной работы регулятора. Внедрение и развитие Единой информационно-аналитической системы ФСТ России, использование ее в качестве основного инструмента сбора и обработки информации  является приоритетной задачей управления по ценам и тарифам на ближайшую перспективу.

"Систему в Алтайском крае только начинают осваивать, но понятно, что она делает сферу регулирования тарифов все более прозрачной, обнажая и выявляя накопившиеся проблемы и недоработки. При внедрении регионального сегмента ЕИАС Алтайский край не только находится в русле современных тенденций развития системы государственного тарифного регулирования и контроля, но и в некоторых вопросах выступает в авангарде этих тенденций", - заметил Сергей Локтев.

Особое внимание в 2012 году было уделено формированию нормативов потребления коммунальных услуг в связи со вступлением в действие утвержденных Правительством России Правил предоставления коммунальных услуг.

"Отличительная особенность Алтайского края от других регионов – наличие большого количества муниципальных образований. Сегодня их 677, и в каждом были свои нормативы потребления, которые могли различаться в 2-4 раза по районам края на одну и ту же услугу при равной степени благоустройства многоквартирного дома. Норматив был в большей степени политической величиной, нежели физической", - подчеркнул Сергей Локтев.

Поэтому в 2012 году все действовавшие в крае нормативы были пересчитаны и стали едиными для всех муниципальных образований. Это привело к обоснованному росту нормативной величины для одних граждан и снижению для других.

"Переход на новый порядок оплаты коммунальных услуг с 1 января 2013 года стал серьезным испытанием как для жителей, так и для органов власти нашего региона. Потребители оказались не готовы воспринять новшества коммунального законодательства, а главы администраций муниципальных образований не уделили ситуации должного внимания и контроля", - сказал Сергей Локтев. Он отметил, что ситуацию не спасло и обсуждение новых Правил предоставления коммунальных услуг в СМИ, проведение масштабной информационно-разъяснительной работы с населением, ресурсоснабжающими и управляющими организациями, органами местного самоуправления. Были изданы и распространены информационно-разъясняющие брошюры по данной тематике с наглядными примерами расчета платы. Однако потребители осознали предостережения о необходимости установки приборов учета и появление новых строк в квитанции только после получения их в январе.

С 15 января в крае работает "горячая линия" по вопросам тарифов ЖКХ. "Анализ обращений показал, что более всего граждане возмущены появлением дополнительных строк в квитанциях. В силу того, что общий платеж в январе, как правило, превосходит остальные месяцы года, потребители воспринимают строки ОДН как появление дополнительных начислений. Обстоятельства осложнены тем, что в муниципальных образованиях края при начислении платы за январь были зафиксированы множественные нарушения со стороны управляющих и ресурсоснабжающих организаций, что повлекло резкий, необоснованный рост платежей и всплеск социальной напряженности", - признал первый заместитель Губернатора края.

В этой ситуации было принято радикальное решение Губернатора Алтайского края. 27 февраля 2013 года он подписал распоряжение о приостановлении взимания платы за общедомовые нужды по всем видам коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета. Большая часть потребителей Алтайского края ощутила действие моратория и увидела снижение начисленных сумм уже в февральских квитанциях.

Главам муниципальных образований Губернатор дал дополнительные поручения: в том числе, в короткие сроки организовать проверку правильности начисления платы в домах с общедомовыми приборами учета, провести дополнительную разъяснительную работу с населением, подготовить планы мероприятий по снижению социальной напряженности среди жителей ветхих и аварийных домов.

Первый заместитель Губернатора напомнил, что 4 февраля Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал перечень поручений по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Правительству Российской Федерации поручено внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс РФ, провести анализ объективности и обоснованности утвержденного порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, совместно с органами власти регионов провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра. Коррективы в федеральные нормативные акты необходимо внести до 1 мая 2013 года.

По словам Сергея Локтева, Алтайский край одним из первых направил свои предложения в ФСТ России, Министерство регионального развития РФ и Правительство РФ. В том числе отмечается, что главным недостатком новых правил является отсутствие у исполнителя коммунальных услуг экономической мотивации в уменьшении расходов на ОДН. Кроме того, не определено в Правилах понятие "Площадь помещений, входящих в состав общего имущества собственников", на основании которого производится начисление платы за ОДН.

Еще одно поручение дано 1 марта 2013 года заместителем Председателя Правительства Дмитрием Козаком руководителям органов исполнительной власти регионов. В срок не позднее 25 марта необходимо принять решение о недопущении в 2013 году роста платы граждан за коммунальные услуги более чем на 6% по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года. Увеличение платы граждан допускается только во втором полугодии 2013 года не более чем на 12% при условии отсутствия роста в первом полугодии.

В целях исполнения поручений руководства страны 14 марта 2012 года Губернатор края подписал распоряжение о переносе сроков введения в действие решения управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов о нормативах потребления по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению в жилых помещениях. Данная вынужденная мера была принята с целью стабилизации ситуации в сфере оплаты коммунальных услуг. Оплата будет производиться по нормативам, которые действовали в крае до 31 декабря 2012 года. Ресурсоснабжающим организациями в срок до 15 апреля рекомендовано сделать перерасчет оплаты коммунальных услуг.

Глава региона отметил: "Решения Президента и Правительства по переносу сроков введения нормативов – это огромная поддержка для нас. Нам еще раз дана возможность глубоко, обстоятельно вникнуть в сложившиеся проблемы. Обращаюсь к главам муниципалитетов, у вас должно быть понимание - другой такой возможности нам никто не даст. Один раз напрягли население и даже не удосужились разъяснить в процессе. Работу необходимо вести параллельно. Процесс очень болезненный, но на самом деле мы выходим на цивилизованный этап взаимоотношений производителей и потребителей услуг, государства как структуры, регулирующей и контролирующей в этих сферах. Логика экономическая и социальная: люди должны иметь четкий ответ, почему, за что и в каком объеме они платят за услуги ЖКХ. Население имеет право получать ответ".

Опрос на ИА "Амител":

Готовы ли вы активно протестовать против роста тарифов на услуги ЖКХ?
да 438 чел.
нет 30 чел.
не знаю 20 чел.
Всего проголосовало: 488 чел.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров