Верховный суд против "такой" борьбы с пьянством на дорогах

Верховный суд РФ дал отрицательный отзыв на законопроект по ужесточению ответственности нетрезвых водителей.

18 января 2013, 11:23, ИА Амител

Верховный суд дал отрицательный отзыв на законопроект Ирины Яровой, ужесточающий наказание для пьяных водителей. Суд посчитал, что инициатива не снизит аварийность, но приведет к появлению в стране сотен тысяч новых уголовников. Однако депутаты вовсе не обязаны следовать рекомендациям ВС – для соблюдения процедуры принятия законопроекта им необходимо получить от судей сам отзыв.

Как уже ранее сообщал "АвтоАмик", на традиционном совещании с вице-премьерами, которое прошло 14 января, председатель правительства России Дмитрий Медведев четко дал понять, что никакого возвращения минимального порога уровня промилле автолюбителям ожидать не стоит. А вот ужесточение наказание – вещь вполне реальная, и это должно произойти уже в самом скором времени.

Медведев напомнил, что широко обсуждаемые в минувшем году поправки в законодательство об ужесточении наказания за "пьяное" вождения приобрели форму вполне конкретного законопроекта. "Это в створе тех предложений, которые были мной сформулированы и которые мы обсуждали во время неоднократно проводимых совещаний на эту тему, пора воплощать их в жизнь. Я, естественно, поговорю на эту тему и с руководством партии "Единая Россия", фракции в Государственной Думе, я имею в виду - для того чтобы ускорить продвижение этого законопроекта", - заявил он.

По данным "Газеты.Ru", несмотря на то, что соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Вячеславом Лысаковым еще в октябре, в правительстве в последнее время явно делают ставку на другой проект, инициатором которого выступает коллега Лысакова по фракции "Единая Россия" Ирина Яровая. Поправки, предложенные ею, предлагает только ужесточение за езду в нетрезвом состоянии и за ее последствия и не касается проблемы отмены так называемого "нулевого промилле", когда пьяным считается водитель, в крови которого присутствует любое, даже незначительно содержание алкоголя.

Именно по этому принципиальному вопросу депутатЛысаков, чей законопроект помимо ужесточения ответственности, предлагает и ряд других новшеств в этой сфере, разошелся с позицией Дмитрия Медведева и других высших чиновников и депутатов.Пока законопроект Лысакова уже четвертый месяц ждет отзыва от правительства (документ был направлен туда 15 октября, хотя по закону ответ на него должен быть дан в течение месяца. — "Газета.Ru"), на внесенный 10 декабря в Госдуму законопроект Яровой кабинет министров дал положительный отзыв уже спустя неделю. 

Для соблюдений дальнейшей процедуры документу необходимо было заручиться и отзывом от Верховного суда. Таковой был составлен 11 января за подписью зампреда председателя ВС Анатолия Толкаченко, однако вопреки ожиданию мнение судей стало для сторонников законопроекта неприятным сюрпризом - ВС посчитал документ недоработанным и отказался его поддерживать.

Яровая предлагает наказывать пьяных водителей, впервые допустивших такой проступок, лишением прав на два года и штрафом в 50 тыс. рублей (сейчас для всех нарушителей предусмотрено лишение прав на срок от полутора до двух лет. – "Газета.Ru"). Для тех, кто попадется на пьяной езде вторично, Яровая предлагает ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное правонарушение, будут наказывать штрафом в 200 тыс. рублей или принудительными работами до двух лет либо арестом на шесть месяцев.

Также законопроектом предлагается ужесточить наказание для пьяных автомобилистов, спровоцировавших ДТП. В случае гибели одного человека пьяный водитель должен быть лишен свободы на срок от 2 до 10 лет (сейчас наказание за это предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. – "Газета.Ru"), а если жертв было несколько — от 5 до 15 лет (в настоящее время — до 9 лет колонии). Существующую сейчас форму наказания за эти нарушения в виде исправительных работ Яровая предложила упразднить. Кроме того, для пьяных водителей, у которых вообще нет водительских прав, она предложила ввести наказание в виде ареста на срок до 15 суток или штраф в размере 30 тыс. рублей.

Ознакомившись с законопроектом, в Верховном суде посчитали его узконаправленным. По мнению авторов отзыва, снижению количества ДТП с участием пьяных водителей "может способствовать только системный подход к совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения", а также усиление мер, позволяющих сделать наказание неотвратимым.

"Однако законопроект не предусматривает внесения изменений в действующее законодательство, которые обеспечивали бы комплексное решение обозначенной проблемы", — говорится в отзыве.

Предложение Яровой увеличить максимальный размер наказания по ч. 6 ст. 264 УК РФ до 15 лет лишения свободы в ВС сочли противоречащим ч. 5 ст. 15 УК РФ. В случае ужесточения наказания данное преступление будет соответствовать категории особо тяжких, к которым по закону относятся только умышленные преступления.

Кроме того, в ВС посчитали, что необходимость введения новой уголовной статьи 264 прим. 1 "требует дополнительной аргументации". По мнению Яровой, необходимость введения данной статьи обусловлена тем, что лишенный водительских прав пьяный водитель "изначально совершает умышленное противоправное деяние против общественной безопасности, находясь в состоянии опьянения". 

Вместе с тем судьи считают, что схожие деяния вполне могут совершить и те граждане, у которых водительского удостоверения нет и никогда не было. "Однако привлечение таких лиц к уголовной ответственности законопроектом не предусматривается", — пишет в отзыве Толкаченко.

Одним из главных недостатков законопроекта, по мнению судьи ВС, является то, что его принятие повлечет "значительный рост судимости в стране". В частности, речь идет о переводе в уголовную плоскость ч. 3 ст. 12.8 КоАП, по которой сейчас несут административную ответственность лишенные или не имеющие водительских прав пьяные водители (предусматривает арест до 15 суток или штраф в размере пяти тысяч рублей. – "Газета.Ru"): Яровая предлагает внести эту часть в 264-ю статью УК.

Нашлись к тексту и претензии юридико-технического характера, связанные с неточностями в терминологии и расплывчатостью формулировок. Поспешность при разработке закона проявила себя и в том, что наказание по ст. 264 прим. 1 УК предусматривает лишение права управления ТС, что не относится ни к одному из видов наказаний, перечисленных в статье 44 УК, регламентирующей виды уголовной ответственности. То есть, этой статьей такого отдельного уголовного наказания, как лишение прав, не предусмотрено.

"С учетом изложенного проект федерального закона в части внесения изменений в УК РФ в представленной редакции не поддерживается", - резюмирует Толкаченко. 

Вместе с тем позиция ВС остается лишь его собственной позицией и вовсе не обязательно, что депутаты примут ее во внимание. "Это просто мнение, и оно никак не влияет на позицию Госдумы, — заявил "Газете.Ru" адвокат Лев Воропаев, нередко отстаивающий в судах высшей юрисдикции права автомобилистов. – Для принятия закона нужно иметь сам отзыв, а каким он будет — вопрос, по сути, второстепенный. Мнение высказано, его услышали, но дальше уже все на усмотрение депутатов, которые и принимают законы".

Отметим, 17 января Советом Государственной Думы был рассмотрен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения".

Данные поправки направлены на ужесточение наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, что повлекло за собой ДТП. Ответственным за проект федерального закона был назначен проект федерального закона комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству .

В свою очередь, комитет, рассмотрев законопроект, охарактеризовал его как "соответствующий части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы". До 17 февраля будут приниматься отзывы, предложения и замечания в проект, а уже в конце февраля "нашумевший" законопроект планируется принять в первом чтении.

Опрос на ИА "Амител":


Пьете ли Вы за рулем?
никогда 582 чел.
очень редко 80 чел.
иногда позволяю себе 0,5 л. пива 47 чел.
могу выпить 100-200 гр. водки 32 чел.
часто сажусь за руль пьяным 81 чел.
Всего проголосовало: 822 чел.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров