"Не бросай меня, мамочка!": о работе мобильной бригады Краевого кризисного центра для женщин

23 марта 2013, 12:18, ИА Амител

Опытные врачи роддомов беду за версту чуют. Когда новоявленная мамочка и смотреть не хочет в сторону ребенка, а вместо света в ее глазах - слезы, тревога и страх, значит, есть риск, что откажется она от малыша, и пора вызывать мобильную бригаду Краевого кризисного центра для женщин. Ее работе посвящен очередной выход публикации в рамках проекта "ВБ" "Дорога к дому" о реализации в Алтайском крае проекта партии "Единая Россия" "России важен каждый ребенок".

Еще несколько лет назад медики роддомов оставались один на один с проблемой, если хватало у них такта, слов и терпения переубедить мамочку, решившую отказаться от малыша, - везло крохе. А нет - становилось в России одним детдомовцем больше. Ситуация стала меняться с появлением в Центре мобильной бригады по оказанию экстренной социальной помощи в ситуации отказа от новорожденного. За эти годы ее специалисты успели подружиться с главврачами роддомов. Кстати, самый рисковый, по статистике отказов, - роддом горбольницы № 11 г. Барнаула. Обсервационный по сути, он принимает всех рожениц - без документов, избегавших врачебного ведения беременности и так далее, не удивительно, что на его долю приходится до 85% вызовов мобильной бригады. Ее руководитель, психолог Ирина Семочкина за годы работы даже умудрилась создать унифицированный классификатор ситуаций, которые могут заставить женщину принять решение, всегда для нее фатальное. Самая распространенная - неготовность к материнству, по разным поводам: "Я молодая и хочу погулять", "Не успела сделать аборт", "Он меня бросил", "Мне не на что его растить". Согласитесь, при тактичном подходе эти ситуации не кажутся столь уж неразрешимыми, для мобильной бригады не они - самые тяжелые. Совсем другое дело - смерть близкого человека, которую женщина пережила накануне родов. Ирина рассказала о череде случаев, когда все менялось в женской судьбе с уходом из жизни близкого человека:

- Родив, она просто не может испытать эмоций, обычных для мам по отношению к своим малышам. Какая уж тут радость, если некому после смерти кормильца заботиться о ней и младенце, трудно оправиться от утраты, нет сил думать и любить маленького. Мы не торопим женщину. В ее ситуации важно, чтобы рядом оказался кто-то, кому бы она могла доверять. Такой мамочке я даю свой номер сотового телефона, и когда она начинает выговаривать свою боль и по полночи плачет в трубку, я, как ни странно, радуюсь. Это значит, контакт есть.

"НЕ БРОСАЙ МЕНЯ, МАМОЧКА!"

Каждый раз, отправляя мобильную бригаду на очередной вызов в роддом, директор Центра Ольга Казанцева, участник рабочей группы по реализации проекта партии "Единая Россия" "России важен каждый ребенок", переживает об одном: "Хоть бы получилось!".

- Ольга Александровна, а как специалисты узнают о женщинах, решивших отказаться от малышей?

- Врачи роддомов нам сообщают. С этого момента и начинается на практике алгоритм оказания помощи. В идеале надо бы еще раньше выявлять такие случаи, но не получается. Как правило, отказницы - это женщины с нежеланной беременностью, они не встают на учет в женской консультации, сам риск отказа обозначается уже в роддоме. Причем не всегда роженица заявляет о нем открыто. Чаще врачи видят его в скрытых признаках и вызывают мобильную бригаду, если женщина поступает без обменной карты и других документов; вещей, необходимых роженице; она не подходит к малышу, не интересуется его здоровьем, не берет его на руки, плачет и ни с кем не разговаривает; ее никто не навещает и не звонит. Мысль напрашивается сама: "А знает ли кто-то из ее близких о рождении ребенка?".

- Как специалисты находят нужные слова для каждой такой несчастной? Ведь если женщина решила - ее мало кто может отговорить…

- Это и есть профессионализм - умение вовремя встроиться в состояние женщины. Когда она закрыта и весь мир для нее враждебен, первая позиция, которую озвучивают специалисты, - "Мы поддержим вас в любом вашем решении". Нравоучения - ни в коем случае, поначалу важно дать женщине знать, что ее понимают и уважают. К разговору о ребенке удается подойти мягко, постепенно. Контакт состоялся, если женщина начинает сильно плакать, это хороший сигнал, означающий, что она нам доверяет. Понимаете, многие думают, будто бросают своих детей лишь кукушки- маргинальные женщины с неразвитыми материнскими чувствами. Это неправда. По данным Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, нередки случаи отказов от третьих, четвертых и последующих детей - из-за невозможности их содержать, при том что старшие ребятишки вполне благополучно живут с мамой. Хватает сложностей в сфере отношений с родными. Когда нет поддержки родителей, партнера или мужа, маме просто не на кого опереться в воспитании ребенка. Как обеспечить ему хорошие условия жизни, если нет источника дохода?

- Мы сейчас говорим не о сохранении семьи для ребенка любой ценой, а о помощи женщинам, способным стать хорошими мамочками?

- Да, верно. У каждой семьи есть некий реабилитационный потенциал, но немало и сложных для сопровождения случаев алкоголизма, наркомании, прежних лишений женщины родительских прав в отношении старших детей. Во избежание повторных отказов и жестокого обращения с малышом мы внимательно изучаем историю семьи и ее возможности.

С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ

- Понятно, когда "Единая Россия" курирует модернизацию медицины или ремонт дорог, проекты технологичные, переводимые на язык цифр. А как партии работать, если речь идет о тонких настройках женской души?

- Лично для меня участие в рабочей группе - это возможность тесного межведомственного взаимодействия, организации информационного пространства, когда, работая бок о бок с врачами на профилактику отказов от детей, мы соединяем наши технологии с инновациями в лечении врожденных пороков развития, например. "Единая Россия" в этом случае выступает координатором деятельности каждого участника пространства через его озабоченность проблемой. Благодаря этому удается сохранить многие семьи.

- Не верю, что в такой сложной сфере все так гладко. Какие вопросы собираетесь выносить на заседания рабочих групп в первую очередь?

- Если речь идет о профилактике отказов от новорожденных, то самая горячая тема - жизнеустройство женщины после выписки из роддома. Большинство из них уходит в родные семьи, в ближайшее социальное окружение, но есть и такие, кому идти просто некуда. Первые три месяца они проводят у нас, в отделении временного проживания, учатся ухаживать за малышом, решают первоочередные вопросы с оформлением документов. Чтобы растить ребенка с открытым сердцем. Все это время мы работаем, и обязательно мама и ребенок уходят от нас либо к родственникам, либо в приобретенный для них дом. При этом мы передаем ее под опеку Территориального центра социальной помощи, чтобы ей проще было встать на ноги.

- "Приобретенный дом" - звучит фантастически. Неужели это возможно?

- Вполне, ведь многие наши подопечные готовы ехать в село, где жилье не такое дорогое, как в Барнауле, использовать для его покупки материнский капитал. Чтобы потратить деньги максимально эффективно, надо поездить по краю, выбрать дом на крепком фундаменте, с исправным отоплением и не требующий серьезного ремонта. Маме с месячным ребенком сложно это делать одной, и наши специалисты ездят сами, смотрят, подыскивают приемлемый вариант, ведь туда из наших хороших условий привезут малыша. В прошлом году глава одного из сел предложил двум нашим подопечным и жилье, поселив их в служебном доме для рабочих лесозаготовительного предприятия, и работу, причем по женской специальности. Сейчас у них все хорошо. Хотя, в целом, проблема с социальным жильем есть.

- Какой, на ваш взгляд, после реализации проекта "России важен каждый ребенок" должна стать модернизированная система поддержки семей?

- Думаю, она будет основываться на работе кураторов сопровождения, когда за каждой сохраненной семьей, полной или состоящей из мамы и ребенка, закрепляется наставник, хорошо знающий социальную инфраструктуру своей территории - потенциал лечебных учреждений и детских садов, систему льгот. Свои права человеку ведь часто еще отстоять надо, наличие такого помощника в условиях межведомственной разобщенности, на мой взгляд, облегчило бы жизнь мамы и малыша. Лучше, если это будет специалист по социальной работе, координирующий действия служб, призванных помогать семьям, оказавшимся в сложной ситуации. Таким образом, и мы всегда будем в курсе дел своих подопечных.

СПРАВКА "ВБ"

Услуга "Экстренная социальная помощь в ситуации отказа от новорожденного ребенка" включена в Программу социального патронажа семьи, реализуемую на базе Центра с 2007 года. Если в 2008 году под патронажем мобильной бригады находилось 12 семей (26 человек), то в 2012-м - уже 29 семей (58 человек). Мобильная междисциплинарная бригада, оказывающая экстренную помощь в случае отказов от новорожденных в родильных домах, - одна из самых эффективных и малозатратных мер оказания помощи женщинам, попавшим в кризисную ситуацию. В 50-60% вызовов удается сохранить тандем "мама - малыш" , это высокий по сравнению со среднероссийским, не превышающим 40%, показатель. В бригаду, возглавляемую психологом Краевого кризисного центра для женщин Ириной Семочкиной, входят специалист по социальной работе Ирина Приходченко, юрисконсульт Екатерина Перевалова. Эффективность организации межведомственного взаимодействия оценивается количеством вызовов специалистов мобильных бригад. Так, в 2012 году главврачи роддомов Барнаула вызывали их 39 раз, после работы со специалистами мамы 27 малышей аннулировали свои отказы, еще двух крох под патронажем бригады они забрали из Дома ребенка. Вызвать мобильную бригаду можно по телефону (3852) 34-22-55.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров