Чиновники и эксперты озаботились дорожной безопасностью в стране
26 июня 2015, 12:35, ИА Амител
29 марта Председатель Правительства России Дмитрий Медведев
провел встречу с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного
движения.
"Не буду сейчас давать
оценку тому, что делалось в последнее время, плюсов и минусов: хочу вас
послушать – в этом смысл общения с экспертами, с теми, кто заинтересованно
относится к соответствующей теме. В любом случае законодательство мы
совершенствуем, как всегда, есть люди довольные, есть недовольные. Есть те, кто
считает, что это правильное направление, и те, кто считает, что ни в коем
случае этого делать нельзя. Наверное, так и должно быть, потому что всегда
будет набор разных мнений", - отметил Дмитрий Медведев.
Также он подчеркнул: "Законодательство,
ещё раз повторю, совершенствуется. На дорогах устанавливаются средства
видеофиксации, формируются подходы для принятия основополагающих документов в
Государственной Думе, включая такую резонансную тему, как ужесточение
ответственности за вождение в пьяном виде, и ряд других вопросов".
Согласно официальному сообщению Правительства России, с 2006
года в России фиксировалось сокращение роста аварий приблизительно на 7% в год.
Тем не менее, в 2012 году наблюдается, к сожалению, небольшой, но все-таки рост
ДТП, включая количество погибших и раненых.
"Эта статистика, к
сожалению, весьма грустная, за каждой из этих цифр стоит здоровье и жизнь
человека, причём очень часто молодого человека, ребёнка. Совсем недавно была
очень тяжелая очередная резонансная авария, страшная авария в Вологодской
области – столкнулся автобус и шесть человек погибли, больше 20 человек
пострадало, среди них много детей, это воспитанники Cанкт-петербургского
детского дома. К сожалению, это показывает, что в этом смысле мы пока еще
далеко не во всём на высоте", - пояснил Дмитрий Медведев.
По его словам, "нужны новые способы повлиять на
соответствующую ситуацию, помимо нормального исполнения правил". "Есть и другие причины, нам хорошо известные.
У нас около 30 тыс. человеческих жизней в год уносят "дорожные войны". Это,
конечно, очень тяжёлая статистика. Общая статистика также неблагоприятна,
потому что у нас на 100 тыс. человек, к сожалению, гибнет гораздо больше людей,
в несколько раз больше людей, чем в европейских странах. Притом что автомобилей
у нас всё-таки меньше, чем в Европе", - заметил премьер.
Он подчеркнул, что причин такого положения дел много. Это и
качество дорог, и уровень организации дорожного движения. "По всем этим направлениям мы работаем, но, наверное, не так быстро
здесь ситуация меняется, как бы мы все того хотели. Ответственность, её
неотвратимость безотносительно к тем, кто совершает дорожно-транспортные
нарушения, причём, естественно, не только на бумаге, но и на деле. Вопросы
штрафов – пока лишь каждый второй выписанный штраф оплачивается. Есть мнение,
что нужно упростить оплату таких квитанций, в том числе и с использованием
интернета, мобильной связи", - отметил Медведев
Также он подчеркнул: "Ну
и конечно, вопрос, связанный с образованием, объяснением того, что можно и нельзя
на дороге, воспитанием – всё то, что обычно связано со школой и с первичными
навыками поведения на дороге. Мы с вами встречаемся в специализированном
учреждении – ГИБДД. Здесь как раз происходит обучение. Очевидно, что не везде
так хорошо, как здесь. В любом случае материальная база, учебно-методическая
база нуждаются в совершенствовании. Нужен и строгий контроль за обучением
водителя и контроль за экзаменационными процедурами, кроме того, открытые
данные статистики по дорожно-транспортным происшествиям, которые совершены по
вине разных категорий водителей, включая начинающих".
В свою очередь, член Совета Федерации Владимир Федоров
предложил вернуться к лишению водительских прав за грубое систематическое
нарушение Правил дорожного движения. По его словам Владимира Федорова, он
считает необходимым дальнейшее совершенствование законодательство в области
безопасности дорожного движения.
"Надо повышать
ответственность и водителей, и пешеходов за нарушение требований безопасности
дорожного движения, причём в первую очередь за те нарушения, которые влекут за
собой возникновение дорожно-транспортных происшествий. На мой взгляд, было бы
целесообразно вернуться к лишению права на управление транспортным средством за
грубое систематическое нарушение Правил дорожного движения, ведь именно такое
поведение водителя и является общественно опасным", - приводятся его слова
в официальном стенограмме с заседания.
Член Совета Федерации Владимир Федоров подчеркнул: "Сегодня много говорится, и ЛДПР даже вносила
соответствующие предложения по опасному вождению, но я считаю, что это
практически умышленные, а не неосторожные действия, когда человек в течение
года систематически нарушает правила дорожного движения. Практика такого
воздействия существует во многих странах, и, кстати, у нас в стране она себя
хорошо характеризовала: снижение погибших до 27 тыс. зарегистрировано именно в
1993–1997 годах, когда существовала такая ответственность".
На вопрос Дмитрия Медведева, в какой период это было, Федоров
напомнил, что подобная практика существовала с 1993 по 1997 год, так называемая,
- балльная система. "Был отдельный
административный состав. Причем в течение года лишалось из общего числа
нарушителей (тогда их было порядка 35 млн) около 100 тыс. водителей. Это был
именно тот состав, который действительно создавал опасность своим опасным
поведением для остальных участников движения", - заметил член Совета
Федерации.
"Конечно, одним
повышением ответственности, я целиком согласен, проблему безопасности не
решить, нужны меры и организационного, и экономического воздействия, здесь
сомнений нет. И, конечно, надо совершенствовать законодательство, которое
определяет вопросы безопасности движения в целом. На мой взгляд,
безотлагательно требуется пересмотр или вообще создание новой редакции
федерального закона о дорожном движении. Предыдущий принят в 1995 году, были
совершенно другие экономические условия, он своё отработал. В него внесено уже
порядка 20 дополнений и изменений, я думаю, что пора создавать новую редакцию",
- считает Федоров.
По его мнению, необходима разработка законов, которые
определили бы порядок допуска гражданина России к управлению транспортным
средством, начиная с медицинских показателей, обучения, в том числе и допуск
его после лишения права на управление и так далее.
"Думаю, может быть,
вообще замахнуться на закон о дорожном движении, потому что понятия
"организация движения", "дорожное движение" у нас пока не разъединены. И
неприятно, что в то же время в проекте программы на 2013–2020 годы целый раздел
посвящён созданию нормативно-правовой базы, но в результате на выходе нет ни
одного даже проекта постановления, я уже не говорю про законы. Всё
заканчивается фразами: "Провести научное исследование, выработать очередные
предложения", поэтому, я считаю, этот раздел очень желательно посмотреть",
- особо заметил политик.
По его данным, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом
количество происшествий увеличилось почти на 2%, число погибших ненамного выросло,
но тем не менее на 38 человек погибло больше, чем в 2011 году, число раненых
увеличилось почти на треть процента. Подавляющее число происшествий – 87% –
связаны с нарушением правил дорожного движения со стороны водителей. Удельный
вес погибших по этой причине практически такой же – 86% – это 24 тыс. человек.
Основными причинами смертности в 2012 году на дорогах стали
в первую очередь неправильный выбор скорости или несоответствие выбранной
скорости условиям движения – это 44% смертельных случаев, 10,5 тыс. погибших.
Второй момент – выезд на полосы встречного движения – 25% или 5 тыс. с лишним
погибших. Следом идут нарушения правил проезда перекрёстков – порядка 1,5 тыс.
погибших.
Из 8266 погибших пассажиров более чем в каждом шестом случае
эти пассажиры не были пристёгнуты ремнями безопасности. В каждом пятом случае
гибель несовершеннолетнего пассажира была связана с тем, что он перевозился без
детского кресла или удерживающего устройства.
С нарушениями, которые допустили водители со стажем до трёх
лет, связана каждая восьмая авария на дорогах страны – 12% с лишним. "Единственное светлое пятно по прошлому году
– это всё-таки определённое повышение дисциплины пешеходов, по вине которых и
число происшествий, и число погибших, и число раненых уменьшилось, грубо
говоря, на 8%", - заметил политик.
"Конечно, очень бы
хотелось всё-таки какими-то мерами, всеми средствами повышать культуру на
дороге. Очень приятно, что со мной рядом находятся представители общественных
организаций. Нужно формировать у всех участников движения правосознание,
создавать в обществе нетерпимость к фактам пренебрежения социально-правовыми
нормами именно на дорогах", - пояснил Федеров.
По его мнению, здесь большую роль должны играть средства
массовой информации. "Здесь, может быть,
административным кулаком это не удастся, но прививать надо всё-таки навыки
терпимости на дорогах и, наоборот, нетерпимости к нарушителям. Это, конечно,
надо. Я не предлагаю вернуться к партийной ответственности уважаемых
чиновников, хотя, может быть, есть смысл посмотреть и на эту сторону нашей
жизни", - резюмировал член Совета Федерации Владимир Федоров.
Как сообщили в отделении пропаганды Госавтоинспекции России,
сейчас в обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по
обеспечению безопасности на дорогах. Среди подобных инициатив названы
ужесточение наказаний за повторное нарушение и агрессивную езду, установка
видеонаблюдения, фиксирующего действия водителя и все его коммуникации с
инспекторами ГИБДД, в том числе оснащение видеорегистраторами всего
ведомственного автотранспорта, введение жёстких санкций за использование
служебного положения в случае нарушения правил дорожного движения.
Обсуждая возможные меры по улучшению дорожной ситуации,
эксперты выделили два основных вектора в решении данной проблематики – это
необходимость развития дорожной инфраструктуры и совершенствование организации
дорожного движения, а также повышение культуры на дорогах, создание в обществе
неприятия нарушений ПДД. В частности, эксперты высказались о необходимости
введения такого правового понятия как "опасное вождение" и соответствующей
ответственности за это.
В ходе встречи были озвучены данные исследования ВЦИОМ: 86%
россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 38%
заявили о том, что среди их близких или знакомых есть люди, пострадавшие либо
погибшие в автокатастрофах. Недисциплинированность водителей 66% назвали
основной причиной ДТП, в которых гибнут люди.
Среди причин нарушений ПДД 50% населения назвали низкий культурный уровень участников дорожного движения, посчитав это самой главной проблемой. На втором уровне – недостаточно жёсткие санкции за нарушение правил дорожного движения, далее идут неэффективная организация дорожного движения и наличие привилегий у отдельных водителей.
Комментарии 0