Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Вопрос дня



Бороться стоит. Как вернуть деньги за туры, которые отменили из-за коронавируса

, ИА "Амител"
Без отдыха, но с проблемами
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Из-за пандемии коронавируса туристы остались не только без долгожданного отдыха за границей, но и без денег за путевки. Некоторые туроператоры попросту отказываются их возвращать и настаивают перенести отпуск на 2021 год и заморозить уплаченную сумму, чтобы позже ей воспользоваться. Стоит ли на это соглашаться, как все-таки вернуть деньги и кто может с этим помочь? За ответами amic.ru обратился к специалистам в коллегию юристов "Эгида".

1
1. Хочу вернуть все деньги за путевку. Что делать?

Если не хотите ждать следующего года, чтобы отправиться в заветное путешествие, просите деньги. Для этого нужно обратиться с заявлением о расторжении договора на юридический адрес туроператора, чтобы он вернул уплаченную за тур сумму. Сделать это можно как напрямую, так и через турагентство, где купили путевку.

"Там должны принять это заявление и перенаправить туроператору. Потому что вся ответственность, согласно действующему законодательству, лежит на нем, так как он деньги получил, но услугу не оказал. Согласно статье 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", если в стране временного пребывания есть угроза безопасности жизни и здоровью и поездка не состоялась, турист вправе потребовать расторжения договора о реализации турпродукта, а туроператор обязан вернуть деньги в полном объеме (а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг)", – пояснил amic.ru юрист Артем Куликов.

Обратиться к туроператору, в первую очередь, следует еще и для того, чтобы претензионный порядок был соблюден. "Потом можно будет штрафные санкции просить в суде, если туроператор не вернет деньги", – пояснил юрист.

2
Туроператор отказался вернуть деньги. Как быть?

Получили отказ и не готовы перебронировать тур на более поздние даты – обратитесь в суд за взысканием уплаченной суммы.

"Следует написать исковое заявление и подать его в суд. За составлением документа можно обратиться  к юристам. В исковом производстве можно не только вернуть деньги, уплаченные за путевку, но и взыскивать моральный вред, штрафные санкции за отказ туроператора от добровольного удовлетворения требований о возврате денежных средств туроператора", – пояснил Артем Куликов.

Сколько продлится судебное разбирательство, неизвестно. Ведь из-за коронавируса суды почти два месяца не работали, хоть и принимали исковые заявления. "Средняя продолжительность рассмотрения судом такого дела – два месяца. Если сейчас подать исковое заявление, то, думаю, первое судебное заседание назначат на начало июня, а в июле уже все разрешится", – поясняет юрист.

Но это в ситуации, если туроператор не станет обжаловать решение суда. Тогда весь этот процесс займет еще на 1,5-2 месяца. В основном оспаривают штрафные санкции и моральный вред.

3
А деньги-то я хоть все верну?

Деньги за тур вам должны вернуть в полном объеме. Но что касается штрафных санкций и возмещения морального вреда – то здесь все индивидуально. Гражданским кодексом предусмотрено, что сумму пеней и штрафов может снизить судья на свое усмотрение. 

По словам юриста, сумма морального вреда в основном – от 5 до 20 тыс. рублей. В некоторых судах семья получала по 5 тыс. на каждого, в других судах решали выплатить 10 тыс. на всю семью. Также турист имеет право на взыскание неустойки, рассчитанной от суммы, которую туроператор отказался вернуть, однако и тут судья вправе уменьшить размер выплаты. Плюс штраф в размере 50% от взысканной суммы.

Вернуть деньги туроператор может и досрочно, во время судебного процесса. Если же такого не произошло, то как только судебное решение вступает в законную силу и выдают исполнительный лист, выплата должна произойти незамедлительно.

4
Перенести тур или заморозить деньги. Стоит ли это делать и чем это опасно?

Здесь каждый турист решает сам, как ему лучше поступить. Единого совета для всех нет. Если нужны деньги – нужно требовать их возврата. Но если хотите перенести даты отпуска на 2021 год, это тоже можно сделать. "Конечно, риски есть, потому что за год с туроператором может произойти все что угодно: обанкротится, ликвидируют организацию и так далее. Поэтому многие и решают, что лучше вернуть деньги", – отметил юрист.

5
Тур перенес, но документов не дали. А должны были? 

Если турагент вносит изменения в ваш тур, то удостоверьтесь, что все это было зафиксировано в виде дополнительного соглашения к договору. Не договаривайтесь на словах – любое изменение должно быть подтверждено документально.

"Конечно, можно дополнительно взять соглашение, либо обязательство. Но то, что турист заплатил за путевку, фиксируется в кассовых чеках. Это и подтверждает, что он отдал деньги агентству. А у того, в свою очередь, есть платежное поручение о переводе суммы туроператору. Эти документы и будут доказательством, что туроператор получил сумму. Если он не предоставит на следующий год тур, ему также можно будет предъявить эти претензии и взыскать дополнительно проценты на сумму долга за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса", – пояснил Артем Куликов.

6
А если туроператор начнет банкротиться. Вернут ли деньги за туры?
В этом случае в силу вступает закон о банкротстве. Эта процедура довольно долгая. Здесь уже общую сумму с имущества и счетов компании поделят на пострадавших туристов. И в этой ситуации не факт, что деньги за путевку вернут в полном объеме.
7
Досрочно вернули с отдыха. Положены ли мне деньги за остаток путевки?

Да. Если вернули досрочно, то услуга в полном объеме не была оказана. За неоказанную услугу деньги должны вернуть.

"Хотя и были такие ситуации, когда люди прилетели на курорт, а им пришлось две недели сидеть в отеле на карантине. То есть летели отдыхать, а фактически просидели в одном номере и никуда не выходили. Здесь, конечно, сложная ситуация, улететь – улетели, расходы и они понесли, и туроператор, который оплатил билеты и гостиницу. Если же вернули досрочно, то деньги должны быть возвращены в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. Но если прожили в отеле все дни путевки, то здесь придется разбираться дольше", – пояснил юрист.

В этой ситуации, чтобы возместить хоть какие-то деньги, туристу нужно доказать в суде, что условия отдыха были плохими, что его не выпускали из номера и т.д. "Для этого, во-первых, нужно обратиться к оператору, чтобы тот вернул часть денег за ненадлежащее оказание услуг, и посмотреть, что он на это ответит. А во-вторых, нужно собрать доказательства. К примеру, свидетельские показания других туристов, видео, как не выпускали из номеров. Здесь можно побороться и попытаться взыскать. А если нет ни видео, ни свидетельских показаний – тут будет сложнее", – пояснил Артем Куликов.

8
Не уверен, что смогу сам вернуть деньги. Кто может в этом помочь?

Тогда обратитесь к юристам. Написать исковое заявление довольно непросто, так как нужно вникать во все нюансы законодательства. Да и быть уверенным, что этот процесс пройдет просто, не стоит. Всегда может все измениться.

"Поэтому для правильного составления заявления и в дальнейшем для сбора доказательств лучше обратитесь к юристу, который все грамотно объяснит судье и представителям сторон. Иной раз кажется, что ситуация проста и понятна, а потом, когда начинаешь вникать, все не так радужно, как представлял себе тот же истец. Во время судебного процесса нужно по ходу вникать и корректировать исковые требования. Человеку, который с юриспруденцией не знаком, будет тяжело протащить все это на своих плечах", – отметил юрист.

Коллегия юристов "Эгида"
(3852) 25-27-24
(3852) 25-04-56
+7 905 084 54 56
+7 903 947 77 24
egida22@yandex.ru
Барнаул, ул. Папанинцев, 111, офис 10


Автор:
Евгения Родочинская Корреспондент

Комментарии

20.05.2020 08:21
- гость -

Норм реклама - отменная)))

20.05.2020 09:14
- гость -

Точно, реклама юристов. Обращайтесь к нам, все сделаем, суд выиграем. И ни слова о том, что туроператор будет настаивать на своих понесесенных расходах - оплаченных чартерах, бронь гостиниц. В итоге по суду вернут процентов 5. К тому же, если все массово ломанутся судится, туроператору будет проще обанкротится, тогда пострадают все, кто денег добивался, останется ни с чем, кто тур перенес - никуда не поедет.

20.05.2020 09:34
М.Ю.

Ну так-то перенос и заморозка денежных средств туроператора разрешена законодательно недавно принятыми поправками, выездной туризм туда также вошёл. Но, есть ещё момент: суд может признать всё это дело форс-мажором и тогда что? Да всё, досвидос! Нашли на чём пиариться!

20.05.2020 10:08
- гость -

Это обстоятельство (карантин) не зависящее от воли сторон, т. е. Форс мажор и никто ничего возмещать не обязан

20.05.2020 10:15
- гость -

Согласно статье 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", если в стране временного пребывания есть угроза безопасности жизни и здоровью и поездка не состоялась, турист вправе потребовать расторжения договора о реализации турпродукта, а туроператор обязан вернуть деньги в полном объеме

Но стуция сейчас иная. Многие страны уже открываются на въезд. В них эпидем.ситуация лучше, чем у нас. Отмена туров связана с запретом на выезд из страны, а это уже совсем другое кино!

20.05.2020 12:52
- гость -

20.05.2020 09:34
М.Ю.
Ну так-то перенос и заморозка денежных средств туроператора разрешена законодательно недавно принятыми поправками, выездной туризм туда также вошёл. Но, есть ещё момент: суд может признать всё это дело форс-мажором и тогда что? Да всё, досвидос! Нашли на чём пиариться!

Вы, видимо, из турагентства? причем, подозреваю, из "старого" агентства. Так вот, уважаемая, слышавшая звон.., Закон не принят. Прошли только два чтения. Какой будет итог неизвестно. А уж про форс мажор...не признал ВС ситуацию форс мажорной. Опохмелитесь пойдите.

Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей
Loading...