Власти Чеченской республики нашли новый источник денег для своих строительных проектов
12 сентября 2013, 11:57, ИА Амител
Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Чеченским властям с 2008 года никак не удается привлечь инвесторов к этому проекту. Сначала в качестве генподрядчика строительства Аргунских ГЭС прочили единственного владельца всех гидроэлектростанций в России – компанию "РусГидро". Чеченская сторона не скрывала желания впоследствии стать "дочкой" монополиста. Но "РусГидро" так и не заинтересовалось предложением. Как отмечали независимые эксперты, скорее всего из-за больших рисков: окупаемость таких затратных проектов в гидроэнергетике достигает порой 20 лет.
Но Министерство промышленности и энергетики Чечни было настойчиво в желании построить каскад ГЭС в Аргунском ущелье. Поэтому в мае 2008 года генподрядчиком проекта была выбрана словенская компания Riko Group. Зарубежные специалисты предоставили материалы эскизных решений будущих станций каскада ГЭС на реке Аргун и два проекта по Чири-Юртовской и Дуба-Юртовской ГЭС, но до дела так и не дошло. Потом не раз были разговоры, что идея поддержана правительством РФ, представители Чечни заявляли, что ждут со дня на день госгарантий на привлечение 86 млрд инвестиций для реализации проекта. Но опять, что называется, не срослось: приезжали и хорватские, и бельгийские инвесторы. Вот теперь приехали корейские.
На официальной странице в "Живом журнале" пресс-служба компании "РусГидро" еще в 2012 году размещала пост о чеченских ГЭС с иллюстрациями. "Будут ли реализованы эти идеи, и в каком виде – время покажет", - такими словами заканчивалась публикация. Как пояснили "СП" в "РусГидро", на сегодняшний момент планы у компании в отношении строительства Аргунских ГЭС не поменялись.
Генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский говорит, что "раз госгарантий нет, то иностранцы убегают из Чечни автоматически".
- Строительство электростанций – мероприятие не из дешевых. "РусГидро" это не нужно просто потому, что там есть более интересные проекты. Иностранцам нужны госгарантии, сама республика их дать не в состоянии. Потому что она и так супердефицитная плюс получает постоянные дотации из федерального бюджета. Специалисты "РусГидро" смотрят на аналогичные проекты и понимают, что это не самый окупаемый проект, который существует: и напор воды не очень большой, и зона затопления нужна, и отвод земельный надо оплачивать.
Директор департамента энергетики Чеченской Республики Абубакар Идрисов в разговоре с обозревателем "СП" отметил, что то, что южнокорейские бизнесмены осмотрели территорию и заключили соглашения, еще не значит, что они возьмутся за строительство каскада ГЭС.
- Сейчас на других реках мы своими силами и за свои деньги строим две малые гидроэлектростанции. Что касается корейцев, то они рассматривают возможность использования своих средств при строительстве каскада ГЭС. Помимо этого заинтересовались строительством Грозненской ТЭЦ. Но Минэнерго хочет привлечь для этого дела ярославскую компанию. В общем, такая ситуация.
"СП": – С 2008 года вы ведете поиск инвесторов для Аргунских ГЭС. Почему все-таки никого не удалось заинтересовать? Тех же словенцев?
- Все инвестиционные дела упираются в госгарантии. И стоимости, которые мы должны заложить в тарифы для возвратности капитала, очень большие. К тому же Словения не совсем оригинальна в строительстве ГЭС, если сравнивать ее с другими мировыми странами. В конце концов, им дали деньги, на 400 миллионов рублей была разработана схема каскада ГЭС на реке Аргун. На этом работы со Словенией закончились. Остальным инвесторам нужны госгарантии, но это тоже было возможно , если бы не были завышены инвестиционные вложения. А так это не рентабельно, увеличивается срок их возвратности в капитал. А если сроки сужать, то увеличится нагрузка на тариф. Поэтому мы на сегодняшний день в таком положении.
"СП": - Все гидроэлектростанции в России контролирует "РусГидро". С ними никак нельзя было договориться?
- У нас, если честно, большая обида на эту организацию. В Дагестане да и вообще на всем Северном Кавказе "РусГидро" присутствует. Везде, кроме Чечни. Мы им отправляли два соглашения от имени Республики. Никакой реакции не последовало. Поэтому мы решили своими силами хоть что-то сделать. Регион развивается, объекты строятся, а электроэнергетика отстает. Всю электроэнергию мы получаем со стороны. И не надо забывать о том, что мы граничим с Грузией, здесь находятся пограничники и другие силовые структуры. И им же нужна стабильная электрическая энергия. Поэтому мы и хотели в горных районах построить ГЭС. Люди только тогда будут жить в высокогорье, если поймут, что там есть условия, А сейчас они видят, что на равнине живется лучше. А если никто не идет жить в горы, то не будет развития и Республики. Со Словенией мы не стали сотрудничать, потому что они слишком много закладывали средств для строительства, которые должны были возвращаться через тарифную политику. Это лишним бременем ложилось на потребителей, на что мы пойти не могли. И второе – их специалисты ставили слишком большие сроки выполнения работ.
"СП": - Но оправданно ли строительство ГЭС на Аргуне? Если они будут построены, то хватит ли у них мощности, чтобы отбить долг Чечни по электроэнергии? И вообще – экология не пострадает?
- Посудите сами. Все ГЭС малые. К тому же, Аргун – горная река, там достаточный перепад, чтобы создать соответствующий напор на лопасти машины. И это будет на определенных участках, водохранилища созданы не будут. Только на крупных ГЭС должны быть водохранилища. В Дагестане такие станции есть, в Кабардино-Балкарии тоже. И ведь ничего же не случилось? Я – житель Республики, неужели я буду специально разрушать экологию? Когда словенцы проводили свои предварительные исследования, Москва и Санкт-Петербург проводили экспертизы, и в целом заключение было такое: при соблюдении норм все реально сделать. Не собирается никто ничего затапливать. Мы не будем разрушать свою Республику и уникальную речную природу. Но мы без энергии жить не можем.
"СП": - Все гидроэлектростанции приравнены к стратегическим объектам и контролируются федеральным центром. Неужели можно сохранить самостоятельность?
- В любом случае придется создать или чеченскую гидроэнергетическую компанию или что-то в этом роде. Так как ГЭС эти малые, то закон разрешает сделать следующее: мы заключаем договор с энергокомпанией, которая является гарантирующим поставщиком на территории Республики, продаем мощность и работаем. Но беда нашего Северо-кавказского региона в том, что у нас есть гидроэлектростанции, но они зимой "садятся". Поэтому Минэнерго считает, что сперва надо построить Грозненскую ТЭЦ, а уже потом заниматься другими делами.
"СП": - Корейцы-то почему заинтересовались проектом? Обе стороны устраивают условия?
- Удивительно, но у них имеется много информации по нашим рекам. Их специалисты просчитают все досконально. Это вовсе не значит, что они приехали, соглашения подписали и все – завтра строить. Они проверят возможность вложения своих инвестиций и их возвратность. А республика не имеет госгарантий и может покрыть только 10 процентов тех инвестиций, которые будут вкладываться.
Таким образом, весьма вероятно, что корейцы – это не последние иностранные инвесторы, осматривающие территорию Аргунского ущелья. Кстати, не только "РусГидро" не заинтересовано в строительстве каскада ГЭС на реке Аргун. Среди населения Чечни тоже есть скептики. Они говорят, что после строительства ГРЭС в Дагестане землетрясения все же были и из-за того, что поток воды стал давить на горный массив. Что при работающих ГЭС произойдет заболачивание местности, а водяное зеркало, которое образуется в высокогорье, изменит климат и могут начать таять ледники. Да и, в конце концов, окажется затопленной уникальная историческая территория Аргунского ущелья. Так что пока Чечня вряд ли может рассчитывать на воплощение своего энергетического проекта в жизнь.
Комментарии 0