В Национальный финансовый совет хотят делегировать банкиров
06 февраля 2015, 12:15, ИА Амител
— К сожалению, решения Центробанка часто непрозрачны, непонятны для участников рынка, — рассказал "Известиям" Сергей Гаврилов. — Это зачатую приводит к печальным последствиям: внезапным скачкам валютных курсов, удешевлению российских активов, кредитным рискам для реального сектора. Бизнес должен иметь влияние на решения Центробанка и понимать их. Самый лучший вариант — введение представителей банков в органы управления Центробанка, в Национальный финансовый совет, в котором сейчас преобладают чиновники. То есть явно недостаточно независимых профессионалов.
По словам Сергея Гаврилова, три кандидатуры могли бы предложить Российская академия наук и существующие банковские ассоциации — Ассоциация российских банков (АРБ) и Ассоциация региональных банков России (АРБР). В планах депутатов — открыто обсудить механизм выбора и утверждения кандидатур в обновленный состав НФС, подчеркивает Гаврилов.
Согласно закону "О Центральном банке", в компетенцию НФС входят рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка и банковской системы, основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, утверждение объема расходов на содержание служащих Банка России, годового отчета и аудитора ЦБ, а также подготовка проектов нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка. В состав совета входят по три представителя от президента, правительства и Госдумы, а также двое представителей от Совета Федерации и председатель Банка России.
Ранее депутаты Госдумы возмущались, что ЦБ в своей денежной политике пользуется своеобразным иммунитетом — даже Генпрокуратура не имеет правовых рычагов для проверок законности его действий и соблюдения обязательств, что способствует значительному снижению его ответственности за свои действия. До этого депутаты обвиняли Банк России в нарушении ст. 75.2 Конституции России, которая гласит, что "защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ", а также ст. 3 закона о Банке России, согласно которой "основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля".
Пресс-служба ЦБ не ответила на запрос "Известий". Сами банкиры отнеслись к предложению депутатов настороженно.
— Я к такому предложению отношусь нейтрально, — говорит председатель АРБР, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Вряд ли это будет панацеей, тем более что некоторое взаимодействие с Банком России есть, через существующий консультативный совет.
— Все-таки Центробанк — это государственный орган, — соглашается председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. — Поэтому безусловно банкиры должны участвовать — и мы участвуем — в консультативных органах при Центробанке, но решение он должен принимать сам.
Даже профессор Высшей школы экономики Алексей Саватюгин, часто критикующий политику регулятора, сомневается в целесообразности предложения депутата.
— Я давно критикую Центробанк за его закрытость и непрозрачность при принятии решений, нежелание разъяснять участникам рынка причины тех или иных действий, — говорит Саватюгин. — Однако введение "независимых директоров" в коллегиальный орган управления ЦБ может повлечь конфликт интересов и открыть доступ к инсайдерской информации. Все-таки, на мой взгляд, проблему непрозрачности действий Центробанка нужно решать через совершенствование механизма консультаций с экспертным сообществом.
Комментарии 0