Швейцарский антрополог восстановил облик амазонки-воительницы с плато Укок
15 января 2015, 15:52, ИА Амител
Стоит отметить, пишут "Новости Горного Алтая", реконструкция была проведена еще осенью 2010 года, однако известно об этом стало на днях благодаря барнаульскому экологу и фотографу Алексею Эбелю, который написал о ней в своем блоге. "Внешний вид неудивителен — это еще дотюркский период в истории Алтая", — отметил Эбель.
Сам Марсель Ниффенеггер на своем сайте пишет, что его метод основан на последних научных разработках, использует новейшие технологии и знания, что позволяет ему почти со стопроцентной точностью воссоздавать облик человека по его черепу. В активе Марселя – реконструкции неандертальца, кроманьонца, мужчины и женщины из Перу, гуннов и т. д.
"С помощью моего метода я добиваюсь точности в реконструкции на 75%. Остальные 25% приходится на интерпретацию, в случае с алтайской женщиной – это нос, который не удалось восстановить в связи с отсутствием костей". Кроме того, к вопросам относительно вольных интерпретаций относится цвет волос, глаз и кожи.
Реконструкцией облика женщины с плато Укок швейцарский исследователь занимался в течение двух месяцев осенью 2010 года. Лицо воссоздавалось с помощью силикона, очень трудоемким был процесс воссоздания ресниц, бровей и волос на голове – понадобилось более 100 тысяч "донорских" волосинок для того, чтобы сделать это.
На плечо девушки он добавил тату, поскольку, как показали исследования, пазырыкцы украшали свои тела татуировками. Однако, отмечает Марсель, эта татуировка – копия татуировки с мумии принцессы Укока; какие именно рисунки были на коже у девушки из могильника Ак-Алаха I, неизвестно.
Могильник Ак-Алаха I был исследован в 1990 году экспедицией под руководством Натальи Полосьмак. Он состоит из шести курганов и поминального комплекса. В одном из раскопанных археологами курганов обнаружено захоронение 16-летней девушки. Она лежала на правом боку. Войлочная часть ее головного убора не сохранилась, однако его удалось восстановить благодаря сохранившимся составным частям (навершие в виде головы птицы в золотой фольге, фигурки оленя и коней). На ее шее была сложносоставная гривна, деревянная часть которой украшена деревянными изображениями двух волков, покрытых золотой фольгой, а задняя бронзовая часть была зашита в кожаный чехол.
В районе грудной клетки найдено пять красных шнурков с "балабошками". В области таза — россыпь раковин каури (34 штуки) и две деревянные пуговицы. Вдоль костей правой ноги лежал железный чекан на деревянной ручке. У пояса находились круглое бронзовое зеркало с петелькой в кожаном футляре и кожаная сумочка. На правом бедре обнаружен железный кинжал в деревянных ножнах с остатками кожаных ремней. Вдоль левого бедра лежала деревянная основа колчана, на которой были вырезаны сцены терзания кабанов барсами. Рядом найдено семь костяных наконечников стрел, древки от них и части сложносоставного лука. Девушка была одета в штаны из красной грубой ткани. Две деревянные пряжки с обкладкой из золотой фольги лежали в районе пояса, там же найдено круглое железное изделие, инкрустированное золотом. Сохранились меховые и войлочные фрагменты одежды и обуви.
Как отмечает Наталья Полосьмак в книге "Стерегущие золото грифы", войлочные и кожаные шлемы были принадлежностью не всего мужского населения, а, возможно, только определенной его категории — воинов-всадников — основы пазырыкского общества. В этой связи погребение молодой девушки, одетой по-мужски и прекрасно вооруженной, — явление уникальное для пазырыкской культуры. На Алтае археологам не встречались погребения столь ярко выраженной амазонки. Возможно, на Ак-Алахе было открыто захоронение представителей до сих пор малоизвестного элитного слоя пазырыкского общества, женщинам которого более, чем другим, в силу социальных и экономических причин была позволена или доступна такая воинственность.
Как показывают данные этнографии, воинственностью отличались женщины из привилегированных сословий. Другое объяснение исключительности подобных захоронений можно предложить, исходя из наблюдений Гиппократа о савроматах. "Женщины их, — писал он, — ездят верхом на лошадях, стреляют из лука, мечут копья с коня и ведут войну. Все это они делают, пока остаются девушками и не прежде вступают в брак, как убьют трех неприятелей". Как видно из приведенного отрывка, воинственность проявляли молодые девушки до замужества, то есть они были амазонками очень короткий период своей жизни, поэтому погребения вооруженных женщин встречаются очень редко и должны принадлежать очень молодым девушкам, жизнь которых была прервана трагической случайностью, предполагает исследователь.
Марсель Ниффенеггер за работой
Исходный материал — череп девушки, погребенной на плато Укок
Первые этапы работы
Итог – реконструкция облика алтайской амазонки
Реконструкция облика алтайской амазонки
Фото: praeparator.ch
Комментарии 0