Минфин отказывается прощать регионам долги
17 октября 2012, 11:48, ИА Амител
Во время обсуждения проекта федерального бюджета
сенаторы не раз публично обращались к министру финансов Антону
Силуанову с просьбой списать долги по выданным субъектам бюджетным
кредитам, ссылаясь на тяжелое финансовое положение регионов. Например, с
такой инициативой на парламентских слушаниях в Совете Федерации 2
октября выступил зампред комитета верхней палаты парламента по
экономполитике Юрий Росляк. По его словам, субъектам вернуть эти кредиты
невозможно.
Зампредседателя комитета Совета Федерации по
бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков на прошлой неделе публично
высказал Силуанову недовольство тем, что "затраты на здравоохранение и
образование растут и все они перекладываются на субъекты федерации". И
тоже указал на бюджетные кредиты как на источник частичного решения
проблемы. Просьба рассмотреть вопрос о возможности списания бюджетных
кредитов содержалась в заключениях Совета Федерации к проекту бюджета,
сказала "Известиям" руководитель аппарата бюджетного комитета Совета
Федерации Юлия Проскурякова.
"То были не кредиты, а скрытые субсидии"
По
оценкам ведущего научного сотрудника Центра развития Высшей школы
экономики Андрея Чернявского, в связи с необходимостью повышать зарплаты
бюджетникам в сфере образования нагрузка на региональные бюджеты
возрастет на 0,3-0,4% ВВП, по здравоохранению — на 0,2% ВВП. Как ранее
говорил сам Антон Силуанов, на выполнение указов президента субъекты
дополнительно потратят 228 млрд рублей в 2013 году, 479 млрд рублей в
2014 году и 673 млрд рублей в 2015 году.
Как рассказал
"Известиям" Вячеслав Новиков, регионы предлагают списать не всю сумму
выданных бюджетных кредитов, а их часть, например, кредиты, выданные на
ликвидацию последствий стихийных бедствий.
— Рассмотрение индивидуальное по регионам. Речь идет о принципе, о том, что бюджетные кредиты большей своей частью были скрытыми субсидиями, — говорит Новиков.
Ходатаем за регионы перед Антоном Силуановым выступил
даже глава Счетной палаты Сергей Степашин. На проблему существенного
увеличения дефицита консолидированных бюджетов регионов — с учетом
дополнительных обязательств по зарплатам, прогнозируемый дефицит
региональных бюджетов возрастет с 32 млрд рублей в 2012 году до 120,8
млрд рублей в 2013-м. На это Степашин указал главному финансисту России
на прошедшем 10 октября заседании бюджетного комитета Госдумы. И тоже
попросил министра рассмотреть возможность реструктуризации или даже
списания части задолженности проблемных регионов по бюджетным кредитам.
Минфин, может быть, реструктуризует
Вместе
с тем ситуация с долгами в регионах только ухудшается. По данным
Минфина, на 1 августа 2012 года в структуре госдолга субъектов РФ
наибольший удельный вес занимают долговые обязательства именно по
бюджетным кредитам в сумме 412,6 млрд рублей (37,1%).
По
бюджетным кредитам больше всего задолжали Приволжский и Центральный
федеральные округа — согласно статистике Минфина, на 1 августа 2012 года
долг ПФО составляет почти 133 млрд рублей, долг ЦФО — почти 114,1 млрд
рублей (в основном за счет Москвы и Московской области). На третьем
месте со значительным отрывом — Южный федеральный округ (47,5 млрд
рублей). С начала года субъекты погасили бюджетных кредитов на сумму 54
млрд рублей.
По словам председателя комитета Совета Федерации
по бюджету и финансовым рынкам Евгения Бушмина, предусмотренные проектом
закона о федеральном бюджете дополнительные 100 млрд рублей на
финансовую поддержку регионов (из них 60 млрд рублей будут распределены
уже по принятии бюджета на 2013 год), хотя и составляют 1/4 всего фонда
финансовой поддержки, но явно недостаточны — и трети регионов придется
очень тяжело. Многие не в состоянии увеличить свои доходы — например,
высокодотационные Ингушетия, Тыва, Дагестан, Алтай.
На вопрос
"Известий" о списаниях в Минфине ответили, что списывать долги по
бюджетным кредитам не собираются, а вопрос целесообразности
реструктуризации кредитов прорабатывается.
Частные походы губернаторов в Минфин неуместны
Завлабораторией
бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.
Гайдара Владимир Назаров считает, что раз в этом году изменился
привычный ход вещей и не главы регионов в частном порядке пытаются
решить свои проблемы, а Совет Федерации обращается с просьбой к министру
финансов, это явный признак масштабности проблемы.
В аппарате
бюджетного комитета Совета Федерации припомнили, что в последний раз
верхняя палата парламента обращалась с просьбой списать задолженность по
кредитам субъектам РФ еще в 1990-е годы.
— После кризиса
накопился большой объем кредитов, сейчас подходит время их погашения, в
2012 году пик выплат этих долгов, — пояснил Владимир Назаров. — Списание
кредитов нивелирует их сущность, это подрывает финансовую дисциплину,
поэтому если Минфин идет навстречу регионам, то, как правило, использует
другие каналы — пролонгацию, дополнительные дотации на
сбалансированность, предоставление других видов межбюджетных
трансфертов. Чтобы Минфин пошел навстречу, исполнение бюджета в регионе
должно быть плохим, но не безобразным.
Дефицит бюджета-2013 повиснет на регионах
По словам директора департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева, логично, что при сегодняшней напряженной ситуации с бюджетом Минфин не хочет списывать долги, то есть увеличивать недополученные доходы.
— Странно, что
Совет Федерации обращается с такой просьбой к Минфину, когда проект
бюджета уже в Госдуме, не помешало бы более тесное взаимодействие палат
парламента, — удивляется Игорь Николаев.
По словам Николаева,
недофинансирование регионов — одна из ключевых проблем бюджета на 2013
год: их нагрузили обязательствами, недогрузили доходными источниками и
явно переоценивают объемы региональных бюджетов, потому что экономика не
будет так расти, как сказано в проекте бюджета. По оценке ФБК,
прогнозные показатели по росту ВВП в 3,7% в 2013 году, на основе которых
рассчитан бюджет, вызывают большие сомнения. В ФБК считают, что в
следующем году рост экономики будет в лучшем случае нулевым.
В
Минфине же, напротив, рассчитывают, что собственные доходы субъектов
федерации прирастут в 2013 году на 1 трлн рублей, в 2014-м — на 800 млрд
рублей, а в 2015 году — чуть больше чем на 1 трлн рублей. И проблема
дефицита, таким образом, рассосется сама собой.
— В богатых
регионах, таких как Московская область, тяжелая ситуация возникает либо
из-за воровства, либо из-за крайней неэффективности расходования
бюджетных средств. В регионах, которые проводили нормальную политику,
например, в Пермском крае, все было хорошо и до, и после кризиса, —
указывает Владимир Назаров.
На слушаниях 8 октября в
Общественной палате по проекту федерального бюджета Антон Силуанов
отверг предложения по увеличению дефицита бюджета на 1 п.п. (15 октября
он вообще заявил, что предусмотренного проектом дефицита в 0,2% не
будет, бюджет будет бездефицитным). Он отметил, что федерации денег тоже
не хватает, в том числе на оборонку. Уступать регионам Минфин явно не
намерен. То есть несмотря на консолидированную позицию субъектов
Федерации в отстаивании своих прав на федеральные деньги, губернаторам,
скорее всего, придется, как и прежде, решать вопрос задолженности в
индивидуальном порядке. И при
этом оглядываться на предложение Антона Силуанова, которое он сделал в
сентябре в Совете Федерации, ужесточить ответственность глав регионов,
проводящих безответственную финансовую политику и допускающих
неисполнение своих обязательств.
Комментарии 0