Минфин отказывается прощать регионам долги

17 октября 2012, 11:48, ИА Амител

Простить долги, накопленные субъектами федерации после кризиса, публично предложили правительству члены Совета Федерации и глава Счетной палаты Сергей Степашин. То, что верхняя палата парламента обращается в Минфин по этому вопросу, говорит о критичности ситуации, отмечают эксперты. Но Минфин непреклонен: он не будет списывать регионам задолженность по бюджетным кредитам, сообщили "Известиям" в министерстве.

Во время обсуждения проекта федерального бюджета сенаторы не раз публично обращались к министру финансов Антону Силуанову с просьбой списать долги по выданным субъектам бюджетным кредитам, ссылаясь на тяжелое финансовое положение регионов. Например, с такой инициативой на парламентских слушаниях в Совете Федерации 2 октября выступил зампред комитета верхней палаты парламента по экономполитике Юрий Росляк. По его словам, субъектам вернуть эти кредиты невозможно.

Зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков на прошлой неделе публично высказал Силуанову недовольство тем, что "затраты на здравоохранение и образование растут и все они перекладываются на субъекты федерации". И тоже указал на бюджетные кредиты как на источник частичного решения проблемы. Просьба рассмотреть вопрос о возможности списания бюджетных кредитов содержалась в заключениях Совета Федерации к проекту бюджета, сказала "Известиям" руководитель аппарата бюджетного комитета Совета Федерации Юлия Проскурякова.

"То были не кредиты, а скрытые субсидии"

По оценкам ведущего научного сотрудника Центра развития Высшей школы экономики Андрея Чернявского, в связи с необходимостью повышать зарплаты бюджетникам в сфере образования нагрузка на региональные бюджеты возрастет на 0,3-0,4% ВВП, по здравоохранению — на 0,2% ВВП. Как ранее говорил сам Антон Силуанов, на выполнение указов президента субъекты дополнительно потратят 228 млрд рублей в 2013 году, 479 млрд рублей в 2014 году и 673 млрд рублей в 2015 году.

Как рассказал "Известиям" Вячеслав Новиков, регионы предлагают списать не всю сумму выданных бюджетных кредитов, а их часть, например, кредиты, выданные на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

— Рассмотрение индивидуальное по регионам. Речь идет о принципе, о том, что бюджетные кредиты большей своей частью были скрытыми субсидиями, — говорит Новиков.

Ходатаем за регионы перед Антоном Силуановым выступил даже глава Счетной палаты Сергей Степашин. На проблему существенного увеличения дефицита консолидированных бюджетов регионов — с учетом дополнительных обязательств по зарплатам, прогнозируемый дефицит региональных бюджетов возрастет с 32 млрд рублей в 2012 году до 120,8 млрд рублей в 2013-м. На это Степашин указал главному финансисту России на прошедшем 10 октября заседании бюджетного комитета Госдумы. И тоже попросил министра рассмотреть возможность реструктуризации или даже списания части задолженности проблемных регионов по бюджетным кредитам.

Минфин, может быть, реструктуризует

Вместе с тем ситуация с долгами в регионах только ухудшается. По данным Минфина, на 1 августа 2012 года в структуре госдолга субъектов РФ наибольший удельный вес занимают долговые обязательства именно по бюджетным кредитам в сумме 412,6 млрд рублей (37,1%).

По бюджетным кредитам больше всего задолжали Приволжский и Центральный федеральные округа — согласно статистике Минфина, на 1 августа 2012 года долг ПФО составляет почти 133 млрд рублей, долг ЦФО — почти 114,1 млрд рублей (в основном за счет Москвы и Московской области). На третьем месте со значительным отрывом — Южный федеральный округ (47,5 млрд рублей). С начала года субъекты погасили бюджетных кредитов на сумму 54 млрд рублей.

По словам председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгения Бушмина, предусмотренные проектом закона о федеральном бюджете дополнительные 100 млрд рублей на финансовую поддержку регионов (из них 60 млрд рублей будут распределены уже по принятии бюджета на 2013 год), хотя и составляют 1/4 всего фонда финансовой поддержки, но явно недостаточны — и трети регионов придется очень тяжело. Многие не в состоянии увеличить свои доходы — например, высокодотационные Ингушетия, Тыва, Дагестан, Алтай.

На вопрос "Известий" о списаниях в Минфине ответили, что списывать долги по бюджетным кредитам не собираются, а вопрос целесообразности реструктуризации кредитов прорабатывается.

Частные походы губернаторов в Минфин неуместны

Завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Владимир Назаров считает, что раз в этом году изменился привычный ход вещей и не главы регионов в частном порядке пытаются решить свои проблемы, а Совет Федерации обращается с просьбой к министру финансов, это явный признак масштабности проблемы.

В аппарате бюджетного комитета Совета Федерации припомнили, что в последний раз верхняя палата парламента обращалась с просьбой списать задолженность по кредитам субъектам РФ еще в 1990-е годы.

— После кризиса накопился большой объем кредитов, сейчас подходит время их погашения, в 2012 году пик выплат этих долгов, — пояснил Владимир Назаров. — Списание кредитов нивелирует их сущность, это подрывает финансовую дисциплину, поэтому если Минфин идет навстречу регионам, то, как правило, использует другие каналы — пролонгацию, дополнительные дотации на сбалансированность, предоставление других видов межбюджетных трансфертов. Чтобы Минфин пошел навстречу, исполнение бюджета в регионе должно быть плохим, но не безобразным.

Дефицит бюджета-2013 повиснет на регионах

По словам директора департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева, логично, что при сегодняшней напряженной ситуации с бюджетом Минфин не хочет списывать долги, то есть увеличивать недополученные доходы.

— Странно, что Совет Федерации обращается с такой просьбой к Минфину, когда проект бюджета уже в Госдуме, не помешало бы более тесное взаимодействие палат парламента, — удивляется Игорь Николаев.

По словам Николаева, недофинансирование регионов — одна из ключевых проблем бюджета на 2013 год: их нагрузили обязательствами, недогрузили доходными источниками и явно переоценивают объемы региональных бюджетов, потому что экономика не будет так расти, как сказано в проекте бюджета. По оценке ФБК, прогнозные показатели по росту ВВП в 3,7% в 2013 году, на основе которых рассчитан бюджет, вызывают большие сомнения. В ФБК считают, что в следующем году рост экономики будет в лучшем случае нулевым.

В Минфине же, напротив, рассчитывают, что собственные доходы субъектов федерации прирастут в 2013 году на 1 трлн рублей, в 2014-м — на 800 млрд рублей, а в 2015 году — чуть больше чем на 1 трлн рублей. И проблема дефицита, таким образом, рассосется сама собой.

— В богатых регионах, таких как Московская область, тяжелая ситуация возникает либо из-за воровства, либо из-за крайней неэффективности расходования бюджетных средств. В регионах, которые проводили нормальную политику, например, в Пермском крае, все было хорошо и до, и после кризиса, — указывает Владимир Назаров.

На слушаниях 8 октября в Общественной палате по проекту федерального бюджета Антон Силуанов отверг предложения по увеличению дефицита бюджета на 1 п.п. (15 октября он вообще заявил, что предусмотренного проектом дефицита в 0,2% не будет, бюджет будет бездефицитным). Он отметил, что федерации денег тоже не хватает, в том числе на оборонку. Уступать регионам Минфин явно не намерен. То есть несмотря на консолидированную позицию субъектов Федерации в отстаивании своих прав на федеральные деньги, губернаторам, скорее всего, придется, как и прежде, решать вопрос задолженности в индивидуальном порядке. И при этом оглядываться на предложение Антона Силуанова, которое он сделал в сентябре в Совете Федерации, ужесточить ответственность глав регионов, проводящих безответственную финансовую политику и допускающих неисполнение своих обязательств.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров