Настоятель храма Иоанна Богослова в Барнауле рассказал об ангелах и целительной силе колокольного звона
07 января 2015, 14:10, ИА Амител
В чем особенность колокольного звона и его целительная сила? Болеют ли звонари простудными болезнями? Cколько на Алтае было подземных церквей, как строился храм Иоанна Богослова в Барнауле? И почему у мощного крана перед подъемом главного купола вдруг перегорел двигатель? Об этом, и о многом другом, шеф-редактор газеты "Алтайская правда" Олег Купчинский беседовал накануне Рождества Христова с отцом Георгием Крейдуном, настоятелем храма, протоиереем, проректором по научной работе Алтайской духовной семинарии. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с материалом нашего коллеги:
- В начале разговора настоятель приглашает меня в своеобразный музей и показывает старинные, удивительные вещи, археологические находки. Вот икона. Когда-то она висела дома у какой-то бабушки, видны неумелые попытки ее отреставрировать... Вот кованая (кованая!) лопата 18 века. Упряжь конская, чугунные умывальнички, крупорушки. Колыванские камни. Детям воскресной школы интересно знакомиться с культурой и бытом предков. "А вот станочек, можно учиться звонарному делу, попробуйте!", - настоятель выкатывает небольшой тренажер с рядом колоколов.
Пробую. Непростая это наука – натянуть трос так, чтобы поочередно били колокола, выводя простой перезвон, да еще с "фигурами". Это рабочее место звонаря, - объясняет отец Георгий. - Очень удобно обучаться, разрабатывать ритмику руки, слышать звоны. А когда-то мы начинали обучение звонарному искусству так – на деревянном каркасике были натянуты тросики. Звонари нарабатывали ритмы, а перезвон колоколов был лишь в их воображении…
Вспоминаю Диму Прокопьева, 15-летнего звонаря Иоанно-Богословского храма. Несколько лет назад мы с этим талантливым пареньком стояли на звоннице, он говорил о своей вере, бил в колокола и мечтал привести в храм своих одноклассников. Сейчас Дима учится в Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры.
- А колокольный звон лечит? - cпрашиваю настоятеля.
- Вон в иных источниках пишут, что звонари вообще не болеют простудными заболеваниями…
Отец Георгий обстоятельно рассказывает об инфразвуке 2. Меньшие частоты, большая длина волны, чем ультразвук. А насчет лечебности... Мир нашего тела, металла и прочих природных веществ объединены одним законом физического вещества. Связующее звено-вибрация, электомагнитное излучение, либо звуковое, либо рентгеновское. Вибрация от колокольного звона так или иначе отражается на человеческом организме, как и микроромассаж. Это с точки зрения физиологии. "Так что лечебный характер колокольного звона не исключен. Но нельзя возводить это в особую отрасль медицины с реальным воздействием. Это как БАДы, любой врач вам скажет, хоть горстями их пей, эффект от БАДов в лечении,10- 15 процентов. Колокол – он больше на духовное здоровье воздействует. Ведь он находится на храме, на возвышении, он освящен, звонарь все делает с молитвой. И что еще более важно, колокольный звон вплетен в круг богослужений. А все это как раз и служит духовному оздоровлению людей, которые с верой все воспринимают. Человек становится соучастником процесса церковного богослужения, его духовная природа очищается и обогащается", - резюмировал отец Георгий.
- В пасхальную неделю всем желающим дают возможность бить в колокола. В чем смысл этого действия?
- В неделю после Воскресения Христа открываются Царские Врата. И все время они открыты. Это значит, Царство Небесное приблизилось к человеку. И всем доступно позвонить, все прощается, и ты не просто слушаешь и молишься, а сам - активный участник этого процесса. Это большая честь и глубокое духовное переживание. А кроме того, звонари находились рядом и выбирали способных ребят, предлагали им обучиться звонарному делу…
- Что нужно для этого? Музыкальный слух, чувство ритма?
- Слух не особо нужен. Самое главное - владение собой, ритмом. Большинство могут стать звонарями. Важно усердие, труд, постоянство. И вера, конечно.
- А что звучит на Рождество?
- Есть будничный звон, праздничный. Есть особые звоны. Но если звонарь не очень подготовленный, не освоил особый звон, он на Рождество будет звонить праздничным, более длительным звоном...
Но единых, как бы канонических звонов нет. У каждого звонаря своя исполнительская интонация, "фигурки" свои. И таких импровизаций множество. Есть праздничный трезвон - он более продолжителен и содержателен. Звоны обогащаюся, дополняются. Технологии совершенствуются, крепеж, педали. Специалисты по акустике пришли в церковь, они привносят что-то новое. Когда-то в старых церквях в колокола звонили три монаха. Сейчас установки позволяют одному звонарю управляться с тремя группами колоколов. И одним нажатием педали приводится в действие 1200 килограммовый колокол…
"Но если храм небогатый, и колокола висят на деревянной арке, там тоже будет звон, не очень богатый, далеко его не слышно. Но его слышат в церкви и вокруг нее, и это дополняет богослужение. А где то било используется. Это металлическая доска, по которой бьют палкой. На Афоне монахи собираются на богослужение, и било бьет с особым интересным ритмом. Это сигнал к началу или завершению молитвы, или к началу ее ответственного этапа.
О составе колоколов
До 85 процентов - медь, добавляют туда олово, немного серебра. Олово влияет на прочность. Серебро помогает сформировать структуру металла, чтобы был чистый звук. Веками мастера искали сплавы, экспериментировали. Но все устно передавалось, какие - то секреты сейчас утрачены. Вылить колокол, по сути, можно из медного лома, обрезков проводов. Но звучать он будет далеко не так, как вылитый из цельного куска руды… Важны также температурные режимы плавки и скорость остывания.
Служба по интернету
Послушать колокольный звон или посмотреть всю службу можно, конечно, по телевизору или по интернету. Но это не заменит личное присутствие в храме, - говорит Отец Георгий. – Хотя, конечно, лучше по телевизору церковную службу посмотреть, чем развлекательную программу…
Из поколения в поколение
По итогам IX открытого конкурса изданий "Просвещение через книгу" священник Барнаульской епархии, руководитель отдела по канонизации святых, настоятель барнаульского храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова, протоиерей Георгий Крейдун в номинации "Лучшая иллюстрированная книга" занял третье место со своей книгой "Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии: чертежи, панорамы, 3D-модели".
- Впервые нами собраны материалы об утраченных храмах, мы исследовали фундаменты. По Алтайской миссии это примерно сто храмов, а всего по Алтаю- 400 - 500. Это и молитвенные дома, и часовенки. В какую деревню бы мы не приезжали, был у них когда-то молитный дом. А для людей это церковь. Мы находили тех, кто помнит, либо нам показывали место храма их дети, внуки. Эта информация передавалась из поколения в поколение. Это было свято и для тех кто утратил веру.
О пещерных храмах
В Заринском районе есть наиболее известный, рукотворный. Есть определенная схожесть с Киево - Печерской Лаврой. Там тоже рукотворные пещеры, в таком же глиняном грунте. На высоком склоне в пойме реки монахи врезались в склон и создавали себе место для молитв и уединения.
- А в чем смысл, отец Георгий? Церковь тогда, в 19 веке процветала…
- А монашество началось тогда, когда прекратились гонения на церковь, в IV веке. Это внутри человека, а не вешний обряд. И удалялись многие от суеты. Главное - общаться с Богом наиболее удобным способом, а в пещере ничего не отвлекает. Даже находясь в пещере, я сам это чувствовал не раз – ничего не фонит, не отвлекает. В этом уединении истинные подвижники сохранили любовь к людям. Они с радостью встречали приходящих.
Настоятель-прораб
- Я знаю, что вы сам активно участвовали во всех этапах создания этого храма – начиная с проекта и завершая непосредственно строительством.
- Да, здесь, на Взлетной-Балтийской, десять лет был небольшой приход. Я уже тогда был настоятелем. И решил во все вникнуть. Часто светские архитекторы не имеют опыта проектирования храма, не соприкасаются с богослужениями. Когда еще появится плеяда церковных архитекторов… А потом начинаются в новых храмах проблемы: окно слишком низкое, уровни не соблюдены, либо место для алтаря небольшое или наоборот... Я понимал, что если сам не буду в этом активно участвовать, будем постоянно потом спотыкаться.
Замысел привез из Москвы, план и фасад нынешнего храма мне церковный реставратор дала Ирина Тимофеева. Это старомосковский стиль. Архитектор Кирилл Храбрых чертил проект, потом мы вместе у компьютера его дорабатывали. Ну и в процессе строительства по ходу вносили корректировки...
Непросто было найти специалистов. Каменщики, привыкшие к типовым объектам, озадаченные сложностью проекта, подолгу не задерживались. Еще сложнее было отыскать правильных кровельщиков на купола. Пошел перерасход материала, а настоятель, кроме прочих забот и обязательств, на себя брал и полную финансовую ответственность - перед спонсорами, благотворителями и подрядчиками.
Так что от идеи сэкономить и нанять местных пришлось отказаться - пригласили челябинских специалистов-кровельщиков. Они на купол наносили чешуйки с титановым напылением. А сами купола согласились сделать на предприятии "Барнаулметаллургмонтаж". Все рассчитали, сварили, недорого взяли, по –минимуму, только на зарплату рабочим.
Отдельная история - подъем 8-тонного купола. Непросто было найти кран. Башенные были рядом, но это - пути монтировать, разрешение получать. Выходом был мобильный мощнейший "РДК 100". В крае в тот момент их было два: один стоял сломанный, а второй в тот момент как раз через Барнаул перебрасывали на другой объект. Настоятель договорился. "Выгрузили с платформы. Пока он ехал к храму, такое было ощущение, что земля содрогалась - такая мощь!"
Но самое интересное - за день до монтажа не выдержала электропроводка и сгорел кабель. Заводчане и тут помогли - пригнали генератор. Потом, прямо накануне торжественного подъема купола, сгорел ходовой двигатель крана в 40 квт. И тут помогли добрые люди. Быстро нашли двигатель в 26 квт.
Божий промысел
Вот сложность исполнения – крану надо было максимально близко подъехать к фундаменту храма. 48 метров - высота храма до вершины креста. А у крана как раз 50 метров вылет стрелы. А еще надо на максимальном вылете наклониться и установить на чашу 8-тонный купол, он ходил с запасом в полметра. "Тика в тику срослось...Слава Богу!.. Когда огромный блестящий купол пошел вверх, стало тихо-тихо. Я подумал – как будто ангелы поднимают купол!", - вспоминает отец Георгий.
Сторонним наблюдателям казалось, все идет четко. Но на грани срыва был каждый шаг. Благо, все помогали. Шли навстречу - металлисты, монтажники, а потом и деревообработчики. Они до этого двери красивые вырезали, а иконостас- впервые. Было много копий сломано,спорили, договаривались. Церковная резьба отличается от обычно светской. Те же полы – тут тоже важен определенный замысел, характер дорожек тональность своя…
Алтарь в алтарь
А отец Георгий приглашает меня в еще один уникальный храм, рядом с действующим. Когда храм Иоанна Богослова был построен, нужно было сносить временный ветхий молитвенный дом из ДСП и опилок, стоявший рядом. Но место было намоленное, здесь 10 лет совершалась Божественная литургия… И настоятель решил на этом месте, алтарь в алтарь, строить еще один. Храм Четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных - из красного кирпича. А внутри – светлый мрамор, гранит, камни. Там будут проходить заказные службы – литургии, венчания, панихиды.
Храм строится в византийских архитектурных традициях.
– При его строительстве мы стараемся воплотить традиции искусства древности, – рассказывает отец Георгий. – К примеру, крест, который венчает купол, возвращает к древним христианским образам. В основании креста дуга – как образ лодки, корабля, в котором верующие находят спасение в пучине волнующегося житейского моря. Другой символ, связанный с этой формой креста, – якорь. Ни один корабль не сможет достичь конечной цели своего плавания без якоря. Корабль должен пришвартоваться, иначе на камни наскочит.
Повсюду станки, упаковки камня, стоят коробки с эксклюзивными светильниками, сделанными по особому заказу в Республике Беларусь. В новом храме встречаю еще одного талантливого мастера. И вдруг понимаю, что от судьбы не уйдешь.
Рассказывает художник Андрей Воронин:
- Когда-то на этом месте был аэродром, начальником которого много лет работал мой отец. Потом я купил неподалеку квартиру, услышал о строительстве храма, и вот я здесь…
С утра до позднего вечера Андрей делает мозаичный Иконостас, выкладывает из разных камушков двух святых для главного иконостаса – Спасителя и Богоматерь. Использует оникс,гранит,мрамор, малахит,колыванский камень.
Показывает тоненький кусочек мрамора:
"Микроны ловил, чтобы не рассыпался! Но получилось. Выложил канву… Это не смальта, а природный камень. Кропотливая, сложная работа. Каждый камушек должен аккуратно и точно встать. Уникальная работа… Когда управлюсь? – Провокационный вопрос! –улыбается Андрей. Так вопрос не стоит. Как получится, но хотелось бы, конечно, побыстрее…".
В завершении стены храма тоже украсят ликами Святых. И появится мозаичный пол. Впрочем, уже сейчас к недостроенному храму приходят женщины, замаливать грех абортов…
Детей потом на экскурсии сюда будем водить, рассказывать им об истории христианского искусства, - мечтает настоятель.
- Отец Георгий, да вы строитель, - говорю я. – Точнее, созидатель…
- Да, это правильнее будет… Строят дома. Храмы – созидают. Это для Бога. И не задаешь вопроса, можешь или нет. Делаешь - и все… Ищешь нужных специалистов, просишь помочь. Кого-то работой. Кого-то – финансово. И они идут навстречу. И ничего не требуют взамен…Потому что тоже с верою в душе…
Комментарии 0