Роскосмос будет отправлять к МКС меньше кораблей
Космическое ведомство намерено уменьшить объем производства транспортных беспилотных космических кораблей серии «Прогресс»
21 апреля 2015, 10:44, ИА Амител
В рамках новой федеральной космической
программы на 2016–2025 годы (ФКП) Роскосмос собирается уменьшить объем
производства транспортных беспилотных космических кораблей серии
"Прогресс". Вместо четырех кораблей в год их производителю — королёвской
РКК "Энергия" — будут заказывать по три "Прогресса" в год. По словам
собеседника "Известий" в Роскосмосе, главная причина — снижение спроса
на транспортировку грузов к МКС со стороны партнеров по проекту.
В
2011–2012 годах к МКС запускали по 5–6 "Прогрессов" в год — к тому
времени программа Space Shuttle была уже свернута, а программа
"Коммерческая орбитальная транспортировка" (COTS), в рамках которой NASA
поощряла частных перевозчиков, еще не дала результатов. Сейчас грузы на
космическую станцию регулярно возят корабли Dragon компании SpaceX, а
также Cygnus компании Orbital Sciences. Соответственно спрос на
"Прогрессы" уменьшился. В то же время в Роскосмосе утверждают, что три
корабля в год — это минимум, ниже которого заказ не опустится: только
"Прогрессы" сегодня способны выполнять роль бензовозов, снабжая МКС
топливом, — каждый корабль способен доставить на орбиту порядка 1 т
горючего.
В РКК "Энергия" от комментариев воздержались.
—
Американцы совершенствуют свою систему доставки с каждым пуском, и,
соответственно, нагрузка на российские корабли падает, — констатирует
Юрий Коптев, глава научно-технического совета Роскосмоса. — Можно
надеяться, что в скором времени они смогут обеспечивать на регулярной
основе не только доставку, но и возвращение на Землю достаточно больших
объемов грузов.
Возможность
возвращать грузы на Землю в специальной капсуле — уникальная
конструктивная особенность корабля Dragon: ни российский "Прогресс", ни
американский Cygnus не могут доставлять грузы в оба конца.
Спустя
несколько лет схожая ситуация возникнет в сфере пилотируемых полетов к
МКС, где пока Россия пользуется монопольным положением. В планах NASA —
доверить частным перевозчикам доставку астронавтов к МКС начиная с 2018
года. Для этого будет использоваться пилотируемая версия корабля Dragon,
которая сейчас разрабатывается, а также корабль CST-100,
разрабатываемый корпорацией Boeing.
"В
связи с реализуемыми планами американских коммерческих компаний по
созданию пилотируемых кораблей монополия России на рынке пилотируемых
космических полетов прогнозируется недолговечной, — говорится в отчете
РКК "Энергия" за IV квартал 2014 года. — Компенсировать падение спроса
на пилотируемые транспортные корабли типа "Союз" после 2018 года
предполагается за счет возобновления кратковременных экспедиций на
российский сегмент МКС на коммерческой основе".
В
прежние годы Роскосмос имел дело с космическими туристами время от
времени — с 2001 по 2009 год на "Союзах" к МКС летали восемь человек.
Затем туристическая программа была свернута, так как на станцию стали
возить астронавтов. Место для певицы Сары Брайтман, очередной
космической туристки, нашлось благодаря тому, что стартующие к МКС 27
марта Михаил Корниенко и Скотт Келли проведут на станции год вместо
обычных шести месяцев, поэтому в "Союзе", который будет менять экипаж в
августе этого года, будет свободное место.
По данным компании
Space Adventures, занимающейся маркетингом туристических полетов в
космос, полет Сары Брайтман обойдется ее спонсорам в $52 млн. Летавший
перед ней к МКС туристом основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте в 2009
году платил $35 млн.
По мнению экспертов полностью компенсировать потери от грузовых перевозок на МКС за счет туристов России не удастся.
— Спрос на такого рода туры к МКС вряд ли будет устойчивым, — отмечают они.
Комментарии 0