Психологи предлагают рыбалку и охоту на МКС
15 июня 2012, 10:48, ИА Амител
— Создание виртуальных моделей земной природы — это
пионерская разработка, аналогов которой не существует. Будет
интерактивная среда, наполненная знакомыми каждому члену экипажа
образами нестатичной, изменяющейся природы, — заявил ведущий научный
сотрудник отдела "Психофизиология и оптимизация профессиональной
деятельности операторов" ИМБП Вадим Гущин.
Система будет представлять собой специальное программное и
техническое обеспечение (компьютеры МКС не рассчитаны на работу с
3D-системами), а также 3D-очки. Надев их, космонавт перенесется в
природную атмосферу, к которой привык на Земле. Предполагается, что он
сможет порыбачить, собрать корзину грибов или поохотиться в лесу.
— Человек будет сидеть на берегу реки, вокруг будут летать
птички, в речке — плескаться рыба. Он будет закидывать виртуальную
удочку и вылавливать виртуальную рыбу. Причем важно, чтобы среда была
такая, чтобы не скучно было в нее играть: допустим, можно идти на речку
ловить карасей, но несколько раз подряд ничего не поймать, а потом
неожиданно вытащить большую щуку, — описывает проект Гущин.
Авторы идеи утверждают, что это будет не просто развлекательный девайс, как игровая приставка со шлемом виртуальной реальности, а ключевой элемент в системе психологической поддержки членов команды.
— Космос — это пустота, и заполнить ее
крайне необходимо для гуманизации процесса пребывания в нем. Иначе у
человека возникает феномен отрыва. Мой любимый пример с пиратами: люди
уплывали совершать великие географические открытия, а потом, потеряв
привычную обстановку, они забывали семью, моральные ценности и начинали
грабить, — говорит Гущин.
По словам ученого, для космонавта феномен
отрыва может проявиться в бурной бессмысленной деятельности — например,
он напишет никому не нужный трактат о циркуляции пыли в барокамере.
Может случиться апатия — космонавт перестанет проявлять инициативу. В крайних случаях не
исключены и галлюцинации — не заполняемый осмысленной информацией мозг
начнет заполняться причудливым образом.
Сейчас с возможными проявлениями феномена отрыва
космонавты и психологи борются традиционными методами: книжками,
планшетными компьютерами с фотографиями, фильмами и музыкой. На сеансы
связи в Центр управления полетами приходят не только родные и близкие,
но и знаменитости.
— Это всё хорошо работает для
психологической поддержки космонавтов. Но на длительные сроки таких мер
недостаточно. Космонавтам нужны средства виртуальной реальности, которые
могли бы купировать негативные эффекты длительного пребывания в
замкнутом пространстве, — объясняет Вадим Гущин.
Кто именно будет выполнять заказ ИМБП по созданию системы,
пока неясно, не исключено, что исполнителя выберут на конкурсе. В
институте считают, что прототипом системы может стать виртуальная модель
парка, которая была успешно апробирована в рамках проекта МАРС-500
(международный научный проект по имитации полета на Марс экипажа из
шести человек). Эксперимент под названием "Земля" с погружением
участников в 3D-реальность проводили испанские ученые, применяющие
инновационные методики для лечения фобий. В частности, 3D-симуляторы
широко применяются для лечения аэрофобии. По словам Гущина, эксперимент
"Земля" дал положительный результат: подопытные ощущали психологический
комфорт, лучше справлялись со стрессом. Но у системы, которую предложили
испанские ученые, недостаточно интерактивности и увлекательности для
настоящих полетов в космос, считает Гущин.
В идеале новая система должна учитывать и местность, в
которой вырос космонавт, и его культурные, национальные особенности. Не
исключено, что дополнительно к прогулкам на природе, космонавтам
предложат виртуальные экскурсии по музеям и другие земные радости.
Единственная проблема, к которой в ИМБП даже не знают, как
подступиться, — это специфичные земные ароматы. Добиться ощущения
полного присутствия на Земле можно только воссоздав соответствующие
запахи. Но система жизнеобеспечения МКС моментально убирает примеси из
воздуха.
В Роскосмосе не стали комментировать
перспективы устройств трехмерной реальности, посоветовав обратиться с
соответствующим запросом в Центр подготовки космонавтов (ЦПК).
Начальник ЦПК Сергей Крикалёв рассказал "Известиям", что никаких договоренностей с ИМБП о применении 3D-симуляторов космонавтами на станции пока нет.
— При решении таких вопросов много будет зависеть от того, какими средствами это всё будет реализовано. Честно говоря, я не вижу большого
смысла в обустройстве на МКС виртуальной реальности. Но это мнение
навскидку, а все дальнейшее будет зависеть от многих технических
деталей, о которых мы пока ничего не знаем, — резюмировал Крикалёв.
Комментарии 0