Психологи рекомендуют давать детям деньги со школьного возраста
04 сентября 2012, 14:28, ИА Амител
КОШЕЛЕК ДЛЯ ШКОЛЬНИКА
У Марины Акимовой в этом году дочь пошла в первый класс. На вопрос, будет ли она давать карманные деньги Катюше, ответила категорически: "Нет".
- В школе комплексный обед, дом находится в 10 метрах, более того, ее еще долго встречать и провожать будет бабушка, поэтому деньги ей ни к чему, - считает женщина. – Мне кажется, дочка может потратить их на чипсы, газировку, которые я ей употреблять запрещаю. Она аллергик. И боюсь, что у нее их отнимут старшие дети, тогда у ребенка будет еще больший стресс.
Мама 9-летнего Кирилла уже пожалела, что сразу не давала карманных денег сыну.
- Недавно обнаружила, что в кошельке не хватает 138 рублей, - говорит Ирина. – Сумма небольшая, но меня беспокоит, что сын взял деньги без спросу. Проанализировав ситуацию, задалась вопросом, а правильно ли делала, что не давала карманных денег ребенку. Он уже второй класс закончил, и, как выяснилось, все его сверстники имеют свои средства, а нашему – ни булочку купить, ни чай. Решили, что пока будем на два-три дня давать по 50 рублей и учить ими пользоваться.
Ситуации и дети бывают разными, но психологи и педагоги однозначно рекомендуют давать школьникам деньги на карманные расходы.
- Это поможет сформировать навыки обращения с деньгами, ведь многим приходится пользоваться услугами транспорта, общественного питания, - считает замдиректора по воспитательной работе гимназии № 42 Наталья Екшибарова. – Я придерживаюсь мнения, что сумма на эти цели должна быть дифференцирована в зависимости от возраста. Если первокласснику дать на неделю тысячу рублей, а такие случаи бывают, то ребенок не сможет понять, для чего они предназначены. Следует поэтапно формировать умение обращаться с деньгами. Сначала давать понемногу на два- три дня, чтобы хватило на проезд и питание, обычно оно необходимо в случае наличия дополнительных занятий. И уже в старших классах, когда дети способны контролировать себя, выделять определенную сумму на одну-две недели или даже месяц. Тогда, выйдя во взрослую жизнь, они сумеют планировать свои расходы.
НАЧАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Умение планировать расходы – жизненно необходимо в студенческой жизни. Племянница-первокурсница рассказывала про иногороднюю подругу, которая может быстро израсходовать всю сумму, отправленную родителями на две недели. Она тратит их не на пиво и сигареты, а на торты, колбасу, ужинает в кафе, покупает наряды. Теперь вот захотела переехать из общежития на квартиру, а родители, школьные учителя, вместо того чтобы объяснить, как им тяжело обеспечивать ей учебу в вузе, берут очередной кредит, чтобы угодить чаду. 18-летняя девушка не знает цену деньгам, ей и в голову не приходит, что они тяжело достаются.
Психологи рекомендуют давать детям деньги со школьного возраста. Но не стоит знакомить ребенка с деньгами, прежде чем он научится считать и немного ориентироваться в ценах, а также складывать и вычитать.
- Чтобы уберечь ребенка от необдуманных трат, следует объяснить ему ответственность за покупки, - советует психолог Елена Корытина. – В доступной форме можно рассказать о доходах семьи, о том, сколько усилий прилагают родители для обеспечения достатка. Неплохо будет рассказать о возможностях накопления.
Возраст ребенка является наиболее важным фактором в определении суммы карманных расходов. Потребности могут увеличиваться в геометрической прогрессии в течение нескольких лет. Не следует полагать, что 10-20 рублей, достаточные для 10-летнего ребенка, удовлетворяют потребности 15-летнего подростка. В этом возрасте появляется много новых нужд с учетом изменения образа жизни. Дети в семье с разницей в возрасте два-три года могут получать различные суммы на карманные расходы. Следует заранее подобрать объяснения такому различию, чтобы они знали, почему получают разные суммы.
- Следует сразу оговорить условия выдачи карманных средств: частоту (например, каждый понедельник) и сумму, - продолжает Елена Николаевна. - Придерживайтесь этой договоренности, чтобы и ребенок также добросовестно выполнял установленные правила. Объясните, что деньги в его полном распоряжении и тратить он их может, как ему удобнее. Вот только если под конец срока у него ничего не останется, аванса или увеличения получаемой суммы не будет. Пусть учится умело расходовать свой бюджет.
Сразу правильно обращаться с карманными деньгами малыш вряд ли научится и вначале скорее всего потратит все в ближайшем киоске. Не ругайте его за это, а обсудите, почему так вышло и как можно было бы с пользой распорядиться выданной суммой. В дальнейшем интересуйтесь покупками малыша, давайте дружеские советы, но ни в коем случае не требуйте подробного отчета. Без доверия с вашей стороны смысл обучения сведется к минимуму.
Самая большая ошибка, которую совершают родители в финансовых отношениях с детьми, – поощрение деньгами хороших оценок или работы по дому. В первом случае ребенок может перестать делать это бесплатно, превратив учебу в коммерческое предприятие. Вознаграждать же за работу по дому нежелательно, поскольку дети –те же члены семьи и должны делать все на равных, если, конечно, вы не платите мужу за вымытую посуду.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
В финансовых вопросах с детьми следует помнить и о безопасности. Ребенок должен четко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Вот несколько наиболее распространенных правил, которые следует соблюдать:
- нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам);
- нельзя брать в долг у чужих дядей и тетей;
- нельзя давать чужим свои деньги, даже если они обещают их отдать;
- нельзя оставлять свои деньги в карманах одежды (в раздевалке);
- нельзя носить все накопления с собой (можно потерять).
Комментарии 0