"Первый канал" расскажет о противостоянии Евтушенко и Бродского
20 октября 2013, 11:28, ИА Амител
22, 23 и 24 октября в 23.30 в эфире "Первого" появится фильм,
смонтированный из 50 часов разговоров, которые вели между собой Евгений
Евтушенко и
Соломон Волков — живущий ныне в Нью-Йорке музыковед, историк литературы,
автор
известных "Диалогов с Иосифом Бродским". Об этом проекте пишут "Известия".
Соломон
Волков и Константин Эрнст опробовали проект на собравшихся в кинотеатре
"Пионер" представителях политического, художественного и финансового
истеблишмента.
Народу, впрочем, собралось немного: зал мог вместить не более 100
человек, в том числе Михаила Барщевского, Евгения Рейна, Николая
Картозию, Александра Будберга, Петра Авена, Сергея Нарышкина. Последним
прибыл министр культуры
Мединский.
Эрнст объяснил, что "Первый" решил не делать шумной гала-премьеры,
а показать фильм узкому кругу лиц, чье мнение каналу особенно важно.
Сначала хотели сделать монтаж из всех трех серий, но затем решили, что
лучше показать одну, но целиком. И выбрали заключительную, посвященную
непростым отношениям Евтушенко с Иосифом Бродским.
Можно заключать пари: большинство далекой от литературы публики об отношениях двух больших поэтов знают по
реплике Бродского, растиражированной Сергеем Довлатовым: "Если Евтушенко против
колхозов, я — за". В фильме Соломона Волкова подробно рассказывается, что
именно сделало Бродского поборником коллективных хозяйств.
Историю этих отношений мы
узнаем от самих поэтов: Евтушенко говорит в камеру, голос Бродского звучит с
магнитофонной пленки.
Сначала были
завершившиеся успехом хлопоты Евтушенко об освобождении поэта-"тунеядца".
После возвращения Бродского из ссылки — период их "не разлей вода" общения.
Затем, в момент, когда Бродского уже приговорили к выдворению из страны, их
случайное столкновение в коридорах КГБ.
Евтушенко, по его версии, пришел вызволять
свой багаж — "антисоветского" содержания книги, отобранные на таможне при возвращении из Америки. Но
Бродский заподозрил, что Евтушенко вызвали как "консультанта" по его делу, и что в
решении об его изгнании автор "Братской ГЭС" сыграл не последнюю роль.
Позже Евтушенко будет хлопотать, чтобы опального поэта взяли
преподавателем в Квинс-колледж, и искать
возможности объясниться с самим Бродским. Объяснение состоялось,
примирение —
нет. А уже после смерти Бродского (на похороны которого Евтушенко,
кстати,
приехал) Евгению Александровичу передали письмо Бродского руководству
того же Квинс-колледжа с требованием не брать на работу Евтушенко как
"человека
антиамериканских взглядов".
Одни и те же события Бродский и Евтушенко, естественно,
излагают по-разному — не то чтобы сильно противореча друг
другу, но фокусируясь на разных деталях. Поскольку Евтушенко говорит в
камеру — крупным планом, видно, что вся эта история — одна из самых
трагических
в его жизни. Он заявляет, что всегда считал Бродского очень большим
поэтом, и всё время обращается к его стихам. В одном из диалогов
мелькнет признание, что Бродский помнил наизусть примерно 300
евтушенковских
строк. Но в этой земной ипостаси человеческое оказалось для них важнее
поэтического.
Соломон Волков, про которого известно, что он всегда
заступался перед Бродским за Евтушенко, явно симпатизирует обоим своим
собеседникам: и тому, кто перед камерой, и тому, чей голос записан на пленке.
"Правда яблони не отменяет правды кипариса", — цитирует он нью-йоркского художника
Гришу Брускина, тоже, кстати, присутствовавшего на показе в Москве.
Уже после просмотра фильма в "Пионере" устроили сеанс
скайп-связи с Евтушенко, который вновь пытался отыскать объяснение этому, с его точки зрения, величайшему недоразумению.
Сейчас главная причина видится ему в том, что окололитературная тусовка, равно как и политически ангажированные граждане,
пыталась рассорить их с Бродским, вкладывая в уши одного наветы на другого.
Наверняка всё так, но есть и еще одна причина, которая
именно на этом "пионерском" просмотре, перед этим составом аудитории
выявилась особенно очевидно. Конфликт Бродского и Евтушенко — это
противоречие
двух типов "жизнеустройста" больших художников: умение ладить с властью —
у одного
и органичная неспособность к этому — у другого.
"Громовые раскаты, но я их не страшусь, я ведь быстро
раскаюсь, если вдруг ошибусь", — писал Леонид Филатов в своей пародии на "Белые
снеги". Действительно, способность быть бунтарем и конформистом одновременно
поражала не одно поколение читателей и почитателей Евтушенко.
Умение ладить с властью, оставаясь вроде бы приличным
человеком, — своего рода талант и, как всякий талант, встречается редко. Аудитория
первых зрителей "Диалогов с Евтушенко" подобралась таким образом,
что некоторая ее часть этим талантом обладает сполна, и очень личное восприятие
зала придавало происходящему на экране особенный драматизм и абсолютную
актуальность.
Комментарии 0