Показатели ввода жилья – «заколдованные»?: алтайский депутат
28 февраля 2014, 15:26, ИА Амител
Вчера, 27 февраля, на февральской сессии парламентарии заслушали ежегодный отчет губернатора Александра Карлина о результатах деятельности администрации Алтайского края за 2013 год. Руководитель фракции ЛДПР Елена Клюшникова поделилась своим мнением относительно представленного документа.
Либерал-демократ отметила, что губернатор должен был делать основной акцент не на констатации событий и фактов прошедшего года, а на целевых индикаторах, достижению которых посвящены Стратегия и Программы развития Алтайского края. Также Елена Клюшникова считает, что правильнее было бы оценивать не то, как далеко мы отступили от 2006 или 2012 годов, а то, насколько мы приблизились к заданной цели, сообщает пресс-служба АРО ПП ЛДПР.
- Доходы граждан растут приемлемыми темпами, в том числе с превышением средних по России, уровень зарплат, в принципе, соответствует заявленному в программных документах. В этом плане мы движемся абсолютно правильно (112,5% за год - выше, чем в СФО - 111,6%). Естественная убыль населения сократилась за год в 1,5 раза – и составила 1262 человека. Предполагалось, что мы получим положительный демографический тренд, начиная с 2012 года за счет снижения смертности, роста рождаемости, положительных показателей миграционного прироста. Однако пока спад преодолеть не удалось. Уровень официально зарегистрированной безработицы уже ниже того, что предусмотрен к 2017 году (1,6% против 1,9%).
Показатель роста ВРП хоть и превышают общероссийские темпы (4% против 1,4%), но отстает от заявленных в стратегии развития. Если посмотреть документы стратегического планирования, то в качестве основного нами был принят инновационный сценарий развития с заложенными темпами роста ВРП 5,9% в год. Достигнутые нами 4 % прироста отстают от базового сценария, но несколько превышают показатели консервативного сценария развития (3,3%), составленного исходя из неблагоприятных внутренних и внешних условий для региона. Существует риск скатывания к консервативному сценарию, итогом которого станет оттеснение края на периферию межрегиональной экономики.
Что касается инвестиций в основной капитал, то темпы их роста заметно снизились за последние несколько лет - со до 118% до 104,2%. Наш край всегда отличала высокая доля бюджетных средств в источниках инвестирования (31% в 2012 году), а также высокая доля кредитов - выше, чем в стране в 2 раза ( и предусматривается еще увеличение доли!). При существующих банковских ставках долговая нагрузка на "наших" инвесторов может стать непосильным бременем, снизить эффективность любого проекта. В этой связи очень своевременными и уместными представляются меры по компенсации затрат предприятий на обслуживание инвестиционных кредитов, однако доля таких кредитов сегодня– 4 млрд. рублей – это по приблизительным оценкам менее трети всех кредитных средств, направленных на инвестирование. Остальные суммы инвесторы обслуживают самостоятельно.
В бюджете региона расходы капитального характера составили 11%, из получаемых федеральных субсидий 31% идет на инвестиции. Целевой показатель доли частных инвестиций -80%, может быть достигнут объективно- в случае сокращения финансирования из федерального бюджета, а такую вероятность исключать нельзя. Конечно, по уровню инвестиций на душу населения мы пока сильно отстаем от российских показателей. У нас примерно 40 тыс. руб., но в нашей программе мы даже к 25 году планируем лишь сократить разрыв - достичь 63% от средне российского уровня (в 11 году было 39%).
Давно нигде не афишируются суммы иностранных инвестиций. Поскольку в стране наблюдается их общий отток, можем предположить, что и в этом плане мы не выполняем пока показатели по приросту примерно 5 млн. долларов в год.
При этом "заколдованными" представляются показатели ввода жилья - на протяжении 4-х последних лет они колеблются у отметки 630-663 тыс. квадратных метров в год. До заветного 1,4 млн. квадратных метров к 2015 году (не говоря уже о 2,5 млн. к 2025г.) очень далеко. Прошедшие годы представляются годами упущенных возможностей, и все меньше верится в выполнение целевых программных показателей. Половину введенных метров составляют частные домовладения, в том числе в сельской местности. И ситуация с возведением жилья не меняется несмотря на многочисленные госпрограммы, призванные, казалось бы, стимулировать жилищное строительство.
До марта 2013 года, согласно программным документам, должны быть разработаны и реализованы меры по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда (исполнители - управление ЖКХ, управление по строительству и архитектуре). В этот же срок предполагалась и разработка мер по ликвидации аварийного жилищного фонда. Пока разрабатывались меры, произошло обрушение ветхого жилого дома в Барнауле, погибли люди.
Определенные надежды в этом смысле возлагаются на вновь созданное в структуре администрации Управление, которое и будет заниматься решением указанных проблем. Помимо этого, появилась информация о новой федеральной программе "Жильё для российских семей", которая касается возведения жилья эконом-класса (25 млн. квадратных метров), что, вероятно, поможет сдвинуть - переломить ситуацию в Алтайском крае.
Полагаем, надо внимательнейшим образом отследить барьеры, препятствующие возведению нового жилья. Здесь не просматривается никаких объективных ограничений - ни технологических, ни ресурсных, отрасль полностью внутреннеориентированная, нет барьеров конкурентоспособности. Что же мешает строить больше? Полагаем, нерешенные проблемы с выделением земельных участков под строительство, в том числе перевод земель из категории в категорию и отсутствие заинтересованного диалога с поставщиками коммунальных услуг, недостаток инфраструктурных объектов, а также "цена денег" для инвестора-застройщика.
Отдельный вопрос - доступность жилья для граждан. По стране цены на жилую недвижимость выросли за год на 7%. Поэтому приобретения жилья в собственность остается непозволительной роскошью для большинства жителей нашего небогатого региона.
Аграрный сектор: надо рассматривать как отраслевую специализацию региона, т.к. мы производим на душу населения продукции сельского хозяйства в 1,7 раза больше, чем среднероссийский показатель. Этот сектор подтвердил свою жизнеспособность и может обеспечить устойчивость региональной экономики, подтянуть такие отрасли как пищевая и перерабатывающая промышленность. Проблемы: низкая урожайность и продуктивность в условиях рискового земледелия, зависимость от системы господдержки, тарифов РЖД. Мы производим зерна в 3 раза больше, чем съедается в крае.
Эксперты в области экономики заговорили о стимулировании предложения. Стимулирование спроса сегодня привело к тому, что неимоверно выросло количество торговых центров, предпринимательство в сфере торговли превалирует, а закредитованность населения превысила разумные пределы. Надо стимулировать производство! А пока при неуклонном росте объемов мы имеем сокращение объемов заработанной предприятиями прибыли (73% от уровня предыдущего года!). Это тревожный симптом, так как снижение нормы прибыли приводит к оттоку капитала в другие территории, а также другие виды ценностей.
Малый бизнес: продемонстрировал свою относительную устойчивость - общее число субъектов незначительно растет, однако сокращается численность занятых, что идет вразрез с программными установками. До сих пор преобладают виды деятельности, не связанные с производством продукции, высока доля торговых предприятий и предпринимателей, занимающихся торговлей.
Если верить принятой нами чуть более года назад Стратегии социально-экономического развития, туризм является одним из стратегических направлений развития региона; отрасль, с развитием которой будет связано экономическое и социальное благополучие края. В этой сфере работают 900 юридических лиц и 16000 жителей края. В 2014 году на участие делегаций края в туристических выставках планируется потратить 34 млн. рублей. Отрадно слышать, что на каждый вложенный бюджетный рубль привлечено 3,5 рублей частных инвестиций. Откладываются сроки ввода объектов Игорной зоны - предполагался ввод двух гостиниц бизнес-класса в 2013 году.
Газифицировано 7295 домовладений, переведено на газ 108 котельных. Вопрос газификации жилья остро стоит на повестке, это и экология, и безопасность в быту. В прошлом году в пожарах погибло 183 человека, уже в этом году с наступлением холодов продолжилась страшная статистика, зачастую связанная с неисправностью печного отопления.
Обеспеченность детскими садами - 94,7% (по России - 63,7%). Только к 2016 году будет решена проблема с зачислением в садики детей 3-7 лет, то есть сроки достижения показателя несколько сместились. Видимо, с вводом новых 10 тыс. мест в детсадах существенно возросла сумма компенсации родительской платы - эта форма поддержки обходится краевому бюджету в 300 млн. рублей, но оказывается практически всем семьям без учета их душевого дохода и возраста детей, рожденных в данной семье. Такой подход снижает эффективность указанной выплаты, было бы неплохо попытаться на уровне Федерации попробовать освободиться от финансовых обязательств и выплат, которые предоставляются без учета дохода получателя.
Расходы консолидированного бюджета выросли за год на 2%, с учетом инфляции 6,6% мы даже несколько сместились вниз по бюджетным тратам. При этом рост доходов-7,7%, что говорит об изменении соотношения в доходах собственных и федеральных средств. Программными документами предусмотрено пространственное развитие региона и снижение дифференциации в уровне жизни. С этой целью из краевого бюджета предоставляется финансовая помощь в виде дотаций на сбалансированность и на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Тревожные тенденции наблюдаются и в сфере семейных отношений граждан- число зарегистрированных браков снизилось на 5%, а число разводов увеличилось на 4%, что косвенно свидетельствует о недостаточно высоком уровне и качестве жизни жителей края. В прошлом году и по уровню преступности, и по количеству ДТП наблюдается прирост.
Депутат резюмировала, что не все проблемы можно и нужно решать дополнительным вливанием денег – если взглянуть повнимательнее, то можно обнаружить организационные недочеты, которые достаточно легко устранить. Главное, считает депутат, нельзя замалчивать проблемы, а постоянно находить обратную связь с бизнес-сообществом, научными кадрами и общественностью.
Либерал-демократ отметила, что губернатор должен был делать основной акцент не на констатации событий и фактов прошедшего года, а на целевых индикаторах, достижению которых посвящены Стратегия и Программы развития Алтайского края. Также Елена Клюшникова считает, что правильнее было бы оценивать не то, как далеко мы отступили от 2006 или 2012 годов, а то, насколько мы приблизились к заданной цели, сообщает пресс-служба АРО ПП ЛДПР.
- Доходы граждан растут приемлемыми темпами, в том числе с превышением средних по России, уровень зарплат, в принципе, соответствует заявленному в программных документах. В этом плане мы движемся абсолютно правильно (112,5% за год - выше, чем в СФО - 111,6%). Естественная убыль населения сократилась за год в 1,5 раза – и составила 1262 человека. Предполагалось, что мы получим положительный демографический тренд, начиная с 2012 года за счет снижения смертности, роста рождаемости, положительных показателей миграционного прироста. Однако пока спад преодолеть не удалось. Уровень официально зарегистрированной безработицы уже ниже того, что предусмотрен к 2017 году (1,6% против 1,9%).
Показатель роста ВРП хоть и превышают общероссийские темпы (4% против 1,4%), но отстает от заявленных в стратегии развития. Если посмотреть документы стратегического планирования, то в качестве основного нами был принят инновационный сценарий развития с заложенными темпами роста ВРП 5,9% в год. Достигнутые нами 4 % прироста отстают от базового сценария, но несколько превышают показатели консервативного сценария развития (3,3%), составленного исходя из неблагоприятных внутренних и внешних условий для региона. Существует риск скатывания к консервативному сценарию, итогом которого станет оттеснение края на периферию межрегиональной экономики.
Что касается инвестиций в основной капитал, то темпы их роста заметно снизились за последние несколько лет - со до 118% до 104,2%. Наш край всегда отличала высокая доля бюджетных средств в источниках инвестирования (31% в 2012 году), а также высокая доля кредитов - выше, чем в стране в 2 раза ( и предусматривается еще увеличение доли!). При существующих банковских ставках долговая нагрузка на "наших" инвесторов может стать непосильным бременем, снизить эффективность любого проекта. В этой связи очень своевременными и уместными представляются меры по компенсации затрат предприятий на обслуживание инвестиционных кредитов, однако доля таких кредитов сегодня– 4 млрд. рублей – это по приблизительным оценкам менее трети всех кредитных средств, направленных на инвестирование. Остальные суммы инвесторы обслуживают самостоятельно.
В бюджете региона расходы капитального характера составили 11%, из получаемых федеральных субсидий 31% идет на инвестиции. Целевой показатель доли частных инвестиций -80%, может быть достигнут объективно- в случае сокращения финансирования из федерального бюджета, а такую вероятность исключать нельзя. Конечно, по уровню инвестиций на душу населения мы пока сильно отстаем от российских показателей. У нас примерно 40 тыс. руб., но в нашей программе мы даже к 25 году планируем лишь сократить разрыв - достичь 63% от средне российского уровня (в 11 году было 39%).
Давно нигде не афишируются суммы иностранных инвестиций. Поскольку в стране наблюдается их общий отток, можем предположить, что и в этом плане мы не выполняем пока показатели по приросту примерно 5 млн. долларов в год.
При этом "заколдованными" представляются показатели ввода жилья - на протяжении 4-х последних лет они колеблются у отметки 630-663 тыс. квадратных метров в год. До заветного 1,4 млн. квадратных метров к 2015 году (не говоря уже о 2,5 млн. к 2025г.) очень далеко. Прошедшие годы представляются годами упущенных возможностей, и все меньше верится в выполнение целевых программных показателей. Половину введенных метров составляют частные домовладения, в том числе в сельской местности. И ситуация с возведением жилья не меняется несмотря на многочисленные госпрограммы, призванные, казалось бы, стимулировать жилищное строительство.
До марта 2013 года, согласно программным документам, должны быть разработаны и реализованы меры по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда (исполнители - управление ЖКХ, управление по строительству и архитектуре). В этот же срок предполагалась и разработка мер по ликвидации аварийного жилищного фонда. Пока разрабатывались меры, произошло обрушение ветхого жилого дома в Барнауле, погибли люди.
Определенные надежды в этом смысле возлагаются на вновь созданное в структуре администрации Управление, которое и будет заниматься решением указанных проблем. Помимо этого, появилась информация о новой федеральной программе "Жильё для российских семей", которая касается возведения жилья эконом-класса (25 млн. квадратных метров), что, вероятно, поможет сдвинуть - переломить ситуацию в Алтайском крае.
Полагаем, надо внимательнейшим образом отследить барьеры, препятствующие возведению нового жилья. Здесь не просматривается никаких объективных ограничений - ни технологических, ни ресурсных, отрасль полностью внутреннеориентированная, нет барьеров конкурентоспособности. Что же мешает строить больше? Полагаем, нерешенные проблемы с выделением земельных участков под строительство, в том числе перевод земель из категории в категорию и отсутствие заинтересованного диалога с поставщиками коммунальных услуг, недостаток инфраструктурных объектов, а также "цена денег" для инвестора-застройщика.
Отдельный вопрос - доступность жилья для граждан. По стране цены на жилую недвижимость выросли за год на 7%. Поэтому приобретения жилья в собственность остается непозволительной роскошью для большинства жителей нашего небогатого региона.
Аграрный сектор: надо рассматривать как отраслевую специализацию региона, т.к. мы производим на душу населения продукции сельского хозяйства в 1,7 раза больше, чем среднероссийский показатель. Этот сектор подтвердил свою жизнеспособность и может обеспечить устойчивость региональной экономики, подтянуть такие отрасли как пищевая и перерабатывающая промышленность. Проблемы: низкая урожайность и продуктивность в условиях рискового земледелия, зависимость от системы господдержки, тарифов РЖД. Мы производим зерна в 3 раза больше, чем съедается в крае.
Эксперты в области экономики заговорили о стимулировании предложения. Стимулирование спроса сегодня привело к тому, что неимоверно выросло количество торговых центров, предпринимательство в сфере торговли превалирует, а закредитованность населения превысила разумные пределы. Надо стимулировать производство! А пока при неуклонном росте объемов мы имеем сокращение объемов заработанной предприятиями прибыли (73% от уровня предыдущего года!). Это тревожный симптом, так как снижение нормы прибыли приводит к оттоку капитала в другие территории, а также другие виды ценностей.
Малый бизнес: продемонстрировал свою относительную устойчивость - общее число субъектов незначительно растет, однако сокращается численность занятых, что идет вразрез с программными установками. До сих пор преобладают виды деятельности, не связанные с производством продукции, высока доля торговых предприятий и предпринимателей, занимающихся торговлей.
Если верить принятой нами чуть более года назад Стратегии социально-экономического развития, туризм является одним из стратегических направлений развития региона; отрасль, с развитием которой будет связано экономическое и социальное благополучие края. В этой сфере работают 900 юридических лиц и 16000 жителей края. В 2014 году на участие делегаций края в туристических выставках планируется потратить 34 млн. рублей. Отрадно слышать, что на каждый вложенный бюджетный рубль привлечено 3,5 рублей частных инвестиций. Откладываются сроки ввода объектов Игорной зоны - предполагался ввод двух гостиниц бизнес-класса в 2013 году.
Газифицировано 7295 домовладений, переведено на газ 108 котельных. Вопрос газификации жилья остро стоит на повестке, это и экология, и безопасность в быту. В прошлом году в пожарах погибло 183 человека, уже в этом году с наступлением холодов продолжилась страшная статистика, зачастую связанная с неисправностью печного отопления.
Обеспеченность детскими садами - 94,7% (по России - 63,7%). Только к 2016 году будет решена проблема с зачислением в садики детей 3-7 лет, то есть сроки достижения показателя несколько сместились. Видимо, с вводом новых 10 тыс. мест в детсадах существенно возросла сумма компенсации родительской платы - эта форма поддержки обходится краевому бюджету в 300 млн. рублей, но оказывается практически всем семьям без учета их душевого дохода и возраста детей, рожденных в данной семье. Такой подход снижает эффективность указанной выплаты, было бы неплохо попытаться на уровне Федерации попробовать освободиться от финансовых обязательств и выплат, которые предоставляются без учета дохода получателя.
Расходы консолидированного бюджета выросли за год на 2%, с учетом инфляции 6,6% мы даже несколько сместились вниз по бюджетным тратам. При этом рост доходов-7,7%, что говорит об изменении соотношения в доходах собственных и федеральных средств. Программными документами предусмотрено пространственное развитие региона и снижение дифференциации в уровне жизни. С этой целью из краевого бюджета предоставляется финансовая помощь в виде дотаций на сбалансированность и на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Тревожные тенденции наблюдаются и в сфере семейных отношений граждан- число зарегистрированных браков снизилось на 5%, а число разводов увеличилось на 4%, что косвенно свидетельствует о недостаточно высоком уровне и качестве жизни жителей края. В прошлом году и по уровню преступности, и по количеству ДТП наблюдается прирост.
Депутат резюмировала, что не все проблемы можно и нужно решать дополнительным вливанием денег – если взглянуть повнимательнее, то можно обнаружить организационные недочеты, которые достаточно легко устранить. Главное, считает депутат, нельзя замалчивать проблемы, а постоянно находить обратную связь с бизнес-сообществом, научными кадрами и общественностью.
Комментарии 0