Чем грозят ребенку современные игрушки: мнение барнаульского эксперта

Есть доказательства психологов и педагогов, что игра для ребенка – это определенная школа жизни, морали в действии

18 августа 2014, 12:26, ИА Амител

Исходя из этой логики, очень важно правильно выбирать игрушки для растущего чада. Чем грозят детской психике современные игрушки выясняли коррепсонденты "Вечернего Барнаула".

- Надо учитывать, что игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных качеств ребенка, а главное – воспитание чувств к другим людям, взрослым и сверстникам, – объясняет кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайской государственной педакадемии Юлия АТЕМАСКИНА. – В играх и игрушках аккумулирован опыт многих поколений людей, воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение (например, игрушки для предметной игры – вкладыши, пирамидки, забивалки – учат малыша разным способам действия, а куклы и их атрибуты – человеческим отношениям). В современных реалиях психологи выделяют и антиигрушки, ориентирующие детей не на позитивные ценности культуры (познание, заботу, внимание, терпение и др.), а на насилие, ненависть, готовность бездумно подчиняться.

Признаться, к написанию этого материала меня побудили именно антиигрушки. Недавно на прилавке небольшого барнаульского магазина я обнаружила пластмассовый мини-склеп – целый ряд кукол, упакованных в маленькие лиловые гробики. Мне раньше приходилось видеть кукол-монстров, но я не догадывалась, что они упакованы в гробы. Продавец снисходительно пояснила, мол, предложение диктует спрос. Логично. Но ведь не сами же дети покупают себе кукол? Возникает вопрос, всегда ли мы адекватно оцениваем влияние игрушек на ум, характер и мировоззрение растущего чада.

Мы предложили Юлии Атемаскиной на экспертизу пять популярных современных игрушек с тем, чтобы она оценила их потенциальное воздействие на ребенка.

Baby born

Современный аналог пупсов- голышей 50-70-х годов ХХ века. Они могут рассматриваться в качестве помощников в подготовке девочек к будущей роли мамы. Однако новые технологии, используемые в производстве таких игрушек, в частности, звуковые устройства, позволяющие кукле повторять определенный набор фраз ("Спой мне песенку!", "Покорми меня!" и т. д.), устройства, имитирующие физиологические процессы (кукла пьет, писает и т. п.), тормозят развитие активности ребенка. Они программируют действия ребенка, переключают внимание с отношений, которые должны возникать между мамой и ее малышом (забота, ласка, нежность и т. д.), на демонстрацию куклой ее умений (писать, плакать и т. п.). При покупке куклы следует обращать внимание на выражение лица игрушки. Оно должно быть привлекательным, приветливым, добрым, а не демонстрировать гримасу злобы, недовольства и т. п.

Роботы- трансформеры

Это фигурки для игры, созданные по мотивам мультфильма и художественных фильмов. Их можно отнести к категории монстров. Они агрессивны и демонистичны. Если они еще и интерактивны, то есть оснащены специальными программами, то могут жить своей жизнью, независимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями, произнося команды типа "Огонь! Огонь!". Чаще всего эти команды на английском или китайском языке, непонятном для ребенка, произносятся резким, неприятным, механическим голосом. Главное содержание игр с такими игрушками связано с насилием. З н а ч и т , они способствуют формированию агрессивной манеры поведения ребенка.

Барби, Братц и тому подобные

Некоторое время назад основной вред кукол Барби виделся в пропорциях ее тела: выраженные женские формы, худоба, длинные ноги. У Братц – непропорционально большая голова, демонстрация вызывающей сексуальности, манерности. Сейчас, помимо всего вышеперечисленного, проблема видится в том, что эти куклы обрастают кукольным имуществом: косметикой, обувью, одеждой, домашними животными и т. д. Ребенку не надо ничего придумывать, создавать, все есть в готовом виде. Это, с одной стороны, провоцирует желание девочек постоянно расширять и накапливать кукол и их имущество, а с другой, тормозит развитие фантазии. Кроме того, эти куклы транслируют определенный образ жизни – красивые наряды, развлечения. В нем нет места учебе, труду, заботе о детях и родителях.

Беременная Барби, "Операция" и т. п.

Игрушки моделируют процесс беременности и родов, полостной операции и т. п. Они не позволяют ребенку создать и развить свой собственный игровой замысел. Игра заменяется простым манипулированием предметами: открыв дверцу в кукольном животике, можно достать из него младенца, а потом вернуть назад. Или того хуже, полость Сэма нужно заполнить входящими в набор предметами, символизирующими то или иное заболевание, а затем удалить эти предметы, тем самым вылечив пациента. Подобные игрушки наносят вред душевному здоровью ребенка – они не учат заботе, сочувствию, состраданию; формируют равнодушие к жизни и смерти; обесценивают человеческое начало. Например, если ребенок будет неловок или медлителен, то он не успеет вылечить Сэма. Возможно, в первый раз юный хирург будет переживать чувство вины, однако впоследствии ответственность за жизнь другого притупится.

Monster High

В человеческой культуре сформировалось отношение к смерти как к важному событию. Однако эта сакральная тема для производителей указанных игрушек стала материалом для развлечений. Monster High – это линейка сверхъестественных существ (вампиры, оборотни, утопленницы) с многочисленными аксессуарами (мебель: кровать-гробик, анатомический стол), выразительными деталями внешности – зеленым оттенком кожи, потеками крови на лице, клыками. Эти куклы высмеивают страшное, вводят ребенка в мир мертвецов, в котором все забавно, зло изначально несерьезно. Это приводит к тому, что ребенок лишается возможности овладеть способами обращения со страшным, со злом.

Бакуганы, зублсы

Бакуган – шарик, который состоит из сложенного монстра и подставки, раскрывающийся при соприкосновении с намагниченной игральной картой. Зублс – девчачий вариант бакугана. В целом психологи благосклонно относятся к этому новому виду игрушки. Считают, что она может быть интересна детям всех возрастов. Годовалые ребятишки воспримут их как сюрприз: был шарик – стала фигурка; дети трех-пяти лет могут с ними экспериментировать, коллекционировать, для детей шести-восьми лет это стратегическая настольная игра, в которой шарики с монстрами становятся фишками. Вместе с тем результаты наблюдений за дошкольниками, играющими в бакуганы, свидетельствуют о том, что те из них, кто смотрел мультфильм про бакуганов, демонстрируют в игре признаки наличия повышенного уровня агрессии. Те, кто мультфильм не смотрел, и играющие в зублсов выстраивали обычные сюжеты на бытовые темы.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Игрушки имеют влияние на физическое и психическое здоровье детей, их успешность в будущем. Например, недостаточное развитие у дошкольника фантазии, воображения оказывает негативное влияние на освоение абстрактных понятий, а, значит, на изучение таких школьных предметов, как русский язык и математика. Психологи отмечают, что в первые семь лет жизни ребенок отличается необыкновенной пластичностью. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров