Первый таран над Cталинградом совершил житель Алтайского края Александр Попов

23 февраля 2007, 12:36, ИА Амител

Первый таран над Cталинградом совершил житель Алтайского края, старший сержант Александр Попов. Об этом сегодня сообщает газета "Алтайская правда".

На Алтае о нем до сих пор ничего не писали. Не знали, что он родился в Павловском районе, а уже потом переехал в Новосибирскую область, где и жил до самой кончины. Его не стало два года назад. Наш долг - вспомнить и рассказать о нем. За время Великой Отечественной войны воздушные тараны совершили три уроженца Алтайского края. Александр Романович был первым.

О наших летчиках-таранщиках почему-то не сказано в сборниках биографий "Боевая слава Алтая". Восполним этот пробел: Иван Березуцкий (уроженец села Селиверстово Волчихинского района) и Иосиф Самохвалов (из Южаково Троицкого района) совершили тараны в 1943 году, за что были награждены орденами Ленина, позже стали Героями Советского Союза.

Александр Попов родился 27 сентября 1922 года в селе Стуково Павловского района. Отсюда в малолетстве он с родителями переехал в Маслянинский район Новосибирской области, где окончил семь классов и снова вернулся на Алтай. В Барнауле поступил в педучилище и, как тысячи других подростков того предгрозового времени, увлекся авиацией. Желание летать привело Сашу в Барнаульский аэроклуб.

Только начал работать в 1940-м учителем, как призвали в армию.

Потом он вспоминал:

- Загоревал я - думаю, не складывается моя учительская судьба. Но вскоре успокоился, кажется, сбывается другая мечта - стать летчиком. Направили меня в 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, весной сорок первого года мы закончили ее по ускоренной программе. А когда пришла война, нам присвоили звания сержантов и зачислили в 629-й истребительный полк 102-й дивизии, позднее он стал 23-м гвардейским.

К концу 1941 года полк приступил к выполнению основной боевой задачи - защите Сталинграда от налетов. После ожесточенных боев немецкие части вышли к Дону. Попов открыл личный счет сбитых вражеских самолетов и был полон стремления как можно быстрее увеличить его, но случилось непредвиденное.

- Выполнив очередное задание, наше звено истребителей И-16 вернулось на свой аэродром, - рассказывал летчик. - Не успели поставить машины, как в небе вспыхнула красная ракета. Вылет! От командира эскадрильи мы узнали, что над станцией Клетская появился немецкий воздушный разведчик "Дорнье". Зенитных пушек там не было, и немец безнаказанно кружил над нашей переправой. Мне и сержанту Завалихину было приказано разыскать и сбить врага. Мы взлетели и взяли направление на станцию. Вскоре мой напарник ушел на поиск в сторону, а я остался один. Всмотревшись, заметил над Доном самолет. Как оказалось, это был "Дорнье", за которым мы охотились.

Вражеский летчик тоже заметил меня и стал маневрировать, ведя по моему истребителю огонь. Нажимаю на гашетку пулемета в ответ. Как мне казалось, пули достигли цели. "Дорнье" пошел к земле. Но это был очередной маневр врага. На высоте бреющего полета пилот выровнял машину и вновь стал набирать высоту.

Я израсходовал весь боезапас. Как быть? Решение созрело сразу - таранить. Самолеты летели на малой высоте, и, выбрав удобный момент, я ударил врага снизу. Почувствовал, как вздрогнула моя машина. Увидеть, как взорвался на земле немецкий разведчик, мне не довелось. Я приземлился не очень удачно, повредил ногу.

Только на вторые сутки Александр Попов добрался до своего полка. Командир части, увидев его, растерялся, ведь его считали погибшим.

Вскоре, 9 августа 1942 года, в воздушном бою он был тяжело ранен. После госпиталя с армией Александру пришлось расстаться. В мае 1943-го он ушел в отставку по инвалидности, а в конце года ему был вручен орден Ленина - за таран.

Подвиг нашего земляка под Сталинградом увековечен. На месте, где был сбит немецкий самолет, в год 40-летия Победы установлен пилон. На нем надпись: "Здесь 23 июня 1942 года летчиком 629-го истребительного авиаполка ПВО старшим сержантом Поповым Александром Романовичем был совершен первый в Сталинградской битве воздушный таран".

Александр Романович вернулся в Маслянинский район, где устроился работать коллектором геолого-разведочного отряда Егорьевского прииска. Только это оказалось ему не по душе. "Скучная работа, - говорил он. - Жди, когда откроется золотая жила или появятся россыпи благородного металла. Может, и вовсе ничего не дождешься". Ему хотелось настоящего, большого дела. Так пришел он в сельское хозяйство. Вскоре стал директором совхоза. А тут подоспело время освоения целинных и залежных земель. И в первый же год земля благодарно отозвалась на труд, дала по 18 центнеров с гектара - неслыханный урожай по сибирским меркам! Разве такое не назовешь подвигом. В 1957 году Александру Романовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Он еще долго трудился, а потом с почетом ушел на пенсию. Был заместителем председателя Новосибирской областной организации ветеранов войны и труда, защищал интересы ветеранов и работал с молодежью.

Справка АП:

Прием воздушного боя - таранный удар - "родился" в России. Еще в 1914 году штабс-капитан Петр Нестеров пошел на столкновение и сбил самолет неприятеля. В 30-е годы уже советские летчики неоднократно использовали таран. Так, в Испании лейтенант Е.Степанов в ночь на 25 октября 1937 года уничтожил бомбардировщик "Савойя-Маркетти-81". Есть все основания считать, что это был первый в мире ночной воздушный таран. В 1938 году подобным образом расправились с фашистскими самолетами авиаторы-добровольцы Н.Жердев, С.Луковников, С.Максименков.

Примерно в это же время в Китае наши летчики В.Шарай и А.Губенко таранили японские бомбардировщики, благополучно посадив затем свои поврежденные машины. В июле-августе 1939 года в небе над Монголией совершили воздушные тараны старший лейтенант В.Скобарихин, капитан В.Кустов, лейтенант А.Мошин и старший лейтенант В.Рахов. В годы Великой Отечественной не предусмотренный ни одним уставом, кроме "устава" любви к Родине, этот метод сразу же был взят на вооружение. Тараны совершил 561 ле тчик-истребитель (из них 33 сделали это дважды, Герой Советского Союза лейтенант А.Хлобыстов - трижды, Герой Советского Союза лейтенант Б.Ковзан - четырежды), 19 экипажей штурмовиков и 18 - бомбардировщиков. 233 храбреца благополучно посадили свои поврежденные машины, 176 спаслись, воспользовавшись парашютом, 216 погибли и 11 пропали без вести. Противник при этом потерял 272 бомбардировщика, 313 истребителей, 48 разведчиков и 3 транспортных самолета.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров