Сегодня исполняется 65 лет подвигу матросов "Л-20"

03 сентября 2008, 17:47, ИА Амител

В этот день, 3 сентября, 65 лет тому назад, (в 1943 году) совершили героический подвиг 13 матросов подводной лодки "Л-20" Северного флота, которой командовал капитан 3 ранга В.Тамман. Л-20

В ходе боевых действий подводная лодка "Л-20" была повреждена и стала проваливаться на глубину. Несмотря на, казалось бы, безвыходное положение моряки принялись бороться за живучесть. Рискуя жизнью, они спасли свой корабль от верной гибели.

За этот подвиг 12 человек были удостоены орденов Красного Знамени, а краснофлотец Егоров посмертно награждён орденом Отечественной войны I-й степени.

В статье "Тяжесть запредельной глубины", размещенной на портале "Северная неделя", очень живо описаны события на "Л-20":

"В ночь со 2 на 3 сентября 1943-го Л-20 ставила мины у норвежского мыса Слетнес, а в 10 утра вахтенные заметили вражеский конвой, и командир лодки капитан III ранга В.Ф. Тамман решил атаковать его тремя торпедами. Следы залпа заметили с немецких кораблей. Началась погоня. Около тридцати глубинных бомб сбросили тогда на Л-20. От близкого разрыва одной из них подлодка получила резкий дифферент на нос и ударилась о скалу. Через поврежденную шахту гидролокатора во второй отсек ворвалась вода.

Первыми бросились к поврежденной шахте старшины В. Острянко, Н. Чижевский и матрос А. Егоров. Пока освобождали доступ к ней, а для этого пришлось снимать листы палубного настила, вода прибывала. Лодка с каждой минутой сильнее и сильнее чувствовала ее тяжесть. Тамман приказал продуть уравнительную цистерну, дать воздух в носовые и положить рули на всплытие, но безуспешно: лодка проваливалась!

Наверху - враг, внизу - гибельная бездна. Тогда Тамман повел раненую лодку к ближайшей банке, чтобы выйти из-под бомбежки и лечь на грунт. Здесь североморцам повезло в первый раз: они дали ход, неслышно оторвались от рыскающих сторожевиков и дотянули-таки до точки. Лечь им пришлось на... 140 метрах!

Подводные минзаги типа "Л" конструировались и строились из расчета рабочей глубины погружения 80 метров, 100 - считались пределом.

Сначала морякам удалось уменьшить напор воды. Сделали это старшина Н. Чижевский, матросы А. Егоров, Н. Никаншин и А. Хоботов. Они же запустили водоотливные средства. Но вода продолжала прибывать: заполнила объем в три четверти отсека и поднялась выше второго яруса коек. Сбросить ее можно было только через аварийный клапан осушения. Он располагался внизу, в затопленной части, и добраться до него не смогли. Вода закоротила сеть, и свет погас. Под самым подволоком оставалась еще воздушная подушка. Этим и дышали подводники.

Старшина В. Острянко, командир второго отсека, нашел выход, когда, казалось, все возможности уже были исчерпаны. На клочке бумаги он написал о том, что отсек можно осушить через смежные отсеки. Записку моряки просунули своим "соседям" через глазок задраенной переборки.

Шел второй час беспримерной борьбы, когда люк переборки приоткрыли и вода хлынула в первый отсек - там работали помпа и насос. Лодка лежала с большим дифферентом на нос, воду пропускали из аварийного второго в уцелевший первый отсек, а там уже откачивали за борт. Но это была полумера. Чтобы остановить поступление воды, требовалось загерметизировать отсеки, а во втором еще и создать так называемое противодавление.

В.Ф. Таммана и еще двенадцать моряков наградили орденами Красного Знамени, погибшего матроса - орденом Великой Отечественной войны. Впоследствии в приказе командования отмечались самоотверженные действия старшин В. Острянко, Н. Чижевского, А. Доможирского, Н. Шубина, И. Кулижского, мичмана А. Пухова, старшего лейтенанта М. Шапаренко, матросов Г. Бабошина, Д. Крошкина, Н. Никаншина, А. Хоботова, А. Фомина, К. Матвейчука, В. Митрофанова, курсанта Н. Портнова. Известно также, что еще в начале 1943 года орденами Красного Знамени были награждены политрук Л. Герасимов, командир минно-артиллерийской боевой части старший лейтенант Е. Новожилов, орденами Великой Отечественной войны – инженер-капитан-лейтенант И. Афанасьев, мичман А. Пухов, старшина 2-й статьи Н. Величко, краснофлотец И. Мазуров".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров