Алтайские производители БАДов облегченно вздохнули
добавки так и не покинут аптечные витрины
12 апреля 2010, 15:34, ИА Амител
В России не прекращается наступление на биологически активные добавки (БАД). Конец 2009 года и начало 2010-го ознаменовались внесением в Госдуму РФ двух законопроектов. Один из них запрещает рекламу БАДов на телевидении и радио (инициатива исходила от депутата Госдумы РФ Антона Белякова), а другой - продажу БАДов в аптеках (инициатива исходила от Минздравсоцразвития РФ). Для Алтайского края принятие этих законов не прошло бы бесследно.
Как сообщила корреспонденту ИА "Амител" начальник Управления пищевой, перерабатывающией и фармацевтической промышленности Алтайского края Татьяна Зеленина, на начало 2009 года в России было зарегистрировано около 200 организаций, занятых производством БАДов. 96 организаций расположены в Сибирском федеральном округе, 29 из них — в Алтайском крае. Согласно данным Росздравнадзора, на отечественном потребительском рынке зарегистрировано в обороте более 7500 БАДов, представленных 610 производителями. 5000 наименований продавались в аптечных учреждениях России в 2009 году, более 500 из них изготавливались алтайскими предприятиями.
Подавляющее большинство производимых на Алтае БАДов реализуется именно через аптечные сети края и других регионов России (их около 50). И лишь незначительная часть (около 10%) реализуется через специализированные фирменные магазины. Все эти цифры красноречиво говорят о том, как изменения в законе могли бы ударить по алтайским производителям оздоровительной продукции. А ведь эта отрасль находятся на подъеме и рассчитывает добиться еще больших успехов в рамках "Алтайского биофармацевтического кластера". На рисунке 1 представлена динамика изменения объемов произведенных БАДов в 2006-2009 годах предприятиями Алтайского края в количественном и качественном выражении.
Последняя законодательная инициатива, кстати, вызывала самые большие опасения, поскольку исходила от Минздравсоцразвития РФ. Перспектива была туманной — участники рынка слабо себе представляли, как БАДы будут реализоваться в продовольственных сетях.
"Очевидно, что "удаление" БАДов из аптек и аптечных сетей выгодно продовольственным сетям и производителям лекарственных препаратов. Первые получат еще один качественный, ликвидный и прибыльный продукт для реализации, вторые избавятся от конкурентов на аптечных полках", - сообщил корреспонденту ИА "Амител" директор ООО "Торговый дом "Пантопроект" Александр Виноградов.
"Пострадают прежде всего (как обычно!) покупатели, заботящиеся о своем здоровье. Аптеки – это наиболее цивилизованный рынок с точки зрения организации обслуживания. Приходя в аптеку, каждый покупатель может получить квалифицированную консультацию специалиста. Именно в аптеках возможен эффективный контроль качества продаваемой продукции. Да и торговая наценка в аптеках, как правило, ниже, чем в других местах продаж. Продовольственные сети не подготовлены к реализации БАД, поскольку не располагают специалистами по продаже оздоровительной продукции. Я хорошо отношусь к супермаркетам, но их профиль все же не тот", - считает собеседник.
По его мнению, безусловно, в убытке окажутся аптеки. Они лишатся востребованного товара, на который, кстати, не ограничена торговая наценка. Прямые потери понесут крупные и современные производители БАДов. На Алтае безусловным лидером является "Эвалар". Производителям нужно будет определенное время для того, чтобы перестроить свою маркетинговую стратегию.
"В отличие от "Эвалара", который реализует через аптечные сети львиную долю своей продукции, "Пантопроект" продает в аптеках около 20% продукции (и этот процент стабильно растет). Столько же продается через санаторно-курортные комплексы. Основные продажи идут через магазины здорового питания, активно развивающиеся во всех регионах России. Поэтому для таких компаний, как наша, проблема будет менее ощутимой", - в то же время отметил Александр Виноградов. "Надеюсь, что при подготовке законодательных актов восторжествует здравый смысл. Уже несколько десятилетий весь цивилизованный мир производит и применяет БАДы для сохранения и восстановления здоровья. Да, необходимо совершенствование российского законодательства и в части производства и оборота БАД, и в части их рекламы. Но запрет на реализацию в аптечных сетях носит характер "войны" с БАДами в России, а это – несколько шагов назад, в прошлый век", - резюмировал директор ООО "Торговый дом "Пантопроект".
В свою очередь события на "законодательной" кухне разворачивались так. 17 марта 2010 года Госдума РФ приняла во втором чтении правительственный законопроект "Об обращении лекарственных средств" в который, по предложению Минздравсоцразвития России, была внесена поправка об исключении БАДов из перечня аптечных товаров.
Одновременно с рассмотрением данного законопроекта группа депутатов Госдумы РФ внесла альтернативный законопроект, касающийся БАДов. Автор проекта, все тот же депутат Антон Беляков, которые прежде ратовал за запрет рекламы БАДов на телевидении и радио, предложил запретить продажу БАД вне аптек и установить административную ответственность за нарушение такого требования.
С заявлением выступила исполнительный директор некоммерческого партнерства "Производители БАД, лечебного и профилактического питания" Марина Пономарева. По ее словам, запрет реализации БАД через аптеки — это "прежде всего, запрет прозрачного, цивилизованного, контролируемого рынка, который формировался на протяжении последних 15 лет".
В конце концов 24 марта закон "Об обращении лекарственных средств" был одобрен в третьем чтении Государственной думой РФ, 31 марта - Советом Федерации. Согласно ст. 55 п. 7 нового закона "Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, лечебную парфюмерно-косметическую продукцию, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни".
В общем, БАДы так и не покинут аптечные витрины. "Они по-прежнему будут доступны широкому кругу населения, что, в свою очередь, уменьшит рост злоупотреблений, мошенничества и фальсификата на рынке БАД, уменьшит процент самолечений и их негативных последствий среди населения. Кроме того, сохранится положительная социальная привычка потребителей приобретать товары для здоровья только в аптечных организациях, законодательно обеспечивающих бóльшую долю гарантии качества продаваемой продукции", - комментируют ситуацию в Управлении пищевой, перерабатывающией и фармацевтической промышленности Алтайского края.
Справка ИА "Амител":
В 2009 году в Алтайском крае производство биологически активных добавок к пище осуществляло 29 организации (общая списочная численность постоянного персонала около 4000 человек), которые производили более 500 наименований различных видов продукции: бальзамы, капсулы, капли, масла (облепиховое, кедровое), таблетки, фиточаи и фитосборы, сиропы. При производстве биологически активных добавок широко использовалось местное животное и растительное сырье (около 65-67%).
47% предприятий по производству БАДов находятся в Бийске, 52% - в Барнауле.
В новости использовано иллюстративное фото с сайта: http://medtlt.ru, http://primpogoda.ru, http://www.nashaltai.ru.
Комментарии 0